Долго собиралась на эту выставку. Все раздумывала - стоит ли тратить время? Тем более, запах духов "Красная Москва" мне никогда не нравился. А с другой стороны - это тоже часть истории нашей страны, хотя и несколько специфическая...Надо пойти, а то буду потом жалеть. Да и с галереей "Зотов" пора познакомиться.
Проще говоря, выставка посвящена парфюмерной индустрии в СССР 1920-1930-х годов, тому, как ее возрождали в молодом государстве. И самому известному советскому аромату "Красная Москва". Да и сама столица - красная Москва переживала свое новое рождение. Экспозиция поделена на десять разделов: "Пролетарская Москва", "Фабрика “Бывш. Брокаръ”, "Нэпманская Москва", "Мосье Мишель", "Трест Жиркость", "Проф. Брюсова", "Тов. Жемчужина", "Магазин ТЭЖЭ", "Новая Москва", "Послесловие". О чем-то я постараюсь рассказать, или просто покажу фотографии, заинтересовавших меня экспонатов.
В начале выставки посетителей встречает инсталляция из запахов - керосин, свежий хлеб, махорка, цветущая сирень...Запахи витают над всей экспозицией, поэтому проект - ольфакторный. Ольфакторный(никогда раньше этого слова не слышала) — значит, про запахи. Вы не только сможете увидеть парфюмерный орган - так называется рабочее место парфюмера, но и с помощью него можете создать свою, авторскую композицию духов. Когда выставка завершится, будет проведено небольшое исследование которое покажет, какие сочетания посетители выбирали чаще всего.
Довольно часто на выставке встречается сочетание букв ТЭЖЭ - на плакатах, упаковках, этикетках...Что же это за ТЭЖЭ такое? Всплывают в памяти строчки из Высоцкого - "Но был у нее продавец из ТЭЖЭ. Его звали Голубев Слава. Он эти духи подарил ей уже..." Расшифровка этой аббревиатуры звучит, вообще, не эстетично, на мой взгляд - Трест Жиркость. Интересно, советские модница знали об этом, когда добывали в магазинах парфюмерию - мыло ТЭЖЭ, крем ТЭЖЭ, духи ТЭЖЭ? Наверно думали, что это что-то романтичное - "тайна женщины", например, да на французский лад - как неглиже ))) Была даже такая смешная поговорка - "На губах ТЭЖЭ, На глазах ТЭЖЭ, На бровях ТЭЖЭ. Целовать где же?"
"И в магазине, в первом этаже,
по бледности я отличаю скрягу.
Облюбовав одеколона склянку,
томится он под вывеской «ТЭЖЭ».
Я говорю: — О, отвлекись скорей
от жадности своей и от подагры,
приобрети богатые подарки
и отнеси возлюбленной своей" (Б. Ахмадулина)
Небольшой экскурс в историю...Конец XIX века можно назвать "Золотым веком русской парфюмерии". Связано это с именем выдающегося создателя парфюмерной продукции, фабриканта французского происхождения, Генриха Брокара. В те годы в России не было человека, который не пользовался бы парфюмерно-косметической продукцией, выпускаемой Брокаром. Сначала Брокар занялся изготовлением мыла, но со временем его предприятие постепенно превратилось в мощную, хорошо оснащенную фабрику, на которой, изготовляли не только мыло, но и другую косметическую продукцию – помаду "Румяная" и пудру "Лебяжий пух". Слава обрушилась на Брокара после того, как он изобрел легендарный одеколон "Цветочный". Для его рекламы на Всероссийской промышленно- художественной выставке 1882 года построили фонтан, из которого вместо воды били струи нового одеколона, а В 1883 году на Всероссийской выставке в Москве одеколон получил золотую медаль.
В 1913 году один из парфюмеров Брокара Август Мишель создал к 300-летию дома Романовых духи "Любимый букет императрицы". Несмотря на то, что прекрасная половина царской семьи предпочитали французские ароматы, духам суждена была долгая жизнь, и теперь вы их знаем под именем "Красная Москва"
Тема "Женщина в большом городе", в основном, была раскрыта через изобразительное искусство - плакаты, картины, обложки журналов мод. Интересно было почитать выдержки из произведений писателей того времени - Олеши, Катаева, Пильняка. Первое место в типологии москвичек 1920-х, в шутку придуманный писателями Катаевым и Олешей, занимала она - "небожительница, красавица, по преимуществу блондинка, накрашенная, напудренная, поражающая длиной загнутых ресниц, за решеткой которых наркотически блестят глаза, благоухавшая духами Коти, даже Герлена - на узкой руке с малиновыми ноготками - золотые часики, осыпанные алмазами. В сумочке пудреница с зеркалом и пуховка. Продукт НЭПа - она неприкосновенна и недоступна для нашего брата. Ее можно видеть в "Метрополе" вечером" (с)
Выставка несомненно познавательная, где-то даже и красивая, много интерактивных элементов. Мне понравилась подборка картин, плакатов. Но иногда я задумывалась об уместности того или иного экспоната, не могла связать его с темой выставки. И очень много красного цвета, и полумрак - мелкий текст на этикетках прочесть нереально...
Если вас заинтересовала эта выставка, и вы хотите поподробнее узнать о том, как развивалась парфюмерная индустрия в СССР начала XX века, приходите в центр Зотов до 19 октября.
Центр Зотов. ул. Ходынская, д. 2, стр. 1 (ЖК Пресня-Сити)
💖Благодарю за то, что прогулялись со мной по выставочным залам💖
P.S Все фотографии защищены авторским правом