В теории права среди ученых отсутствует единое мнение о том, какой фактор выступает основным для признания отрасли права самостоятельным правовым образованием. Так, одни авторы полагают, что одна отрасль права отличается от другой предметом, методом и законодательством; другие авторы выделяют три отличительных признака любой отрасли права: объект регулирования, метод правового регулирования, круг источников и структуру нормативного массива. Наконец, ряд авторов справедливо отмечают, что в основе понимания особенностей отдельной отрасли права лежит анализ предмета, а также метода соответствующей отрасли.
Представляется, что именно предмет правового регулирования выполняет роль первичного системообразующего фактора любой отрасли права, а метод правового регулирования – вторичного.
Современные авторы предлагают различные определения финансового права как отрасли российского права, а также предмета и метода правового регулирования данной отрасли права, которые хотя и отличаются в своих формулировках, тем не менее, близки по содержанию. Рассмотрим некоторые из них.
Так, по мнению В.Б. Алексеева финансовое право является самостоятельной отраслью права, что определяется в первую очередь особенностями его предмета и метода правового регулирования и наличием системы финансового права.
Финансовое право, как отмечает данный автор, представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных средств государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач и функций, вытекающих из политики социально-экономического развития страны.
Предмет финансового права – это общественные отношения, складывающиеся в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию денежных средств с целью выполнения его задач.
Наконец, основным методом финансово-правового регулирования, по мнению В.Б. Алексеева, является императивный, носящий характер, выражающийся в обязательных предписаниях участникам финансовых отношений.
Е.Ю. Грачева справедливо отмечает, что рассмотрение специфики финансовых отношений, складывающихся в процессе осуществления финансовой деятельности органами государства и местного самоуправления, дает возможность охарактеризовать предмет и метод правового регулирования финансового права как самостоятельную отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, для обеспечения бесперебойного осуществления их задач и функций в целях реализации общесоциальных потребностей.
Специфика предмета правового регулирования финансового права, по мнению данного автора, обуславливает его самостоятельный характер. Финансовое право регулирует организационные общественные отношения, складывающиеся в процессе публичной финансовой деятельности, а нормы финансового права всегда связаны с регулированием отношений по поводу выполняемых в процессе публичной финансовой деятельности распределительной, контрольной и стимулирующей функций при распределении общественного продукта и национального дохода в денежной форме.
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:
- во-первых, складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;
- во-вторых, в этих отношениях участвуют уполномоченные органы, организации, субъекты, наделенные соответствующими властными полномочиями по отношению к иным субъектам данных отношений, т.е. они носят властный характер;
- в-третьих, объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.
Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву, которые заключаются в том, что это метод власти и подчинения. Однако, отношения власти и подчинения при регулировании финансовых отношений, по мнению Е.Ю. Грачевой, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения по вертикали. Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.
Ю.А. Крохина отмечает, что современное финансовое право как самостоятельная отрасль права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет финансово-правового регулирования, обновляются его подотрасли и институты. В частности, после вступления в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (далее – НК РФ (ч.1)) правовое регулирование финансовых отношений пополнилось многими новыми объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д. По мнению данного автора, предмет финансового права необходимо рассматривать как совокупность однородных имущественных и связанных с ними неимущественных общественных отношений, складывающихся между государством (муниципальным образованием) и иными субъектами по поводу аккумулирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств, осуществления финансового контроля и привлечения к ответственности за совершение финансового правонарушения.
Вторым критерием для определения сущности финансового права в системе российского права, как отмечает Ю.А. Крохина, служит метод правового регулирования. Вопрос о методе финансового права весьма актуален: от его решения зависит практическое осуществление государством (муниципальными образованиями) права собственности на централизованные и децентрализованные фонды денежных средств. Среди общих методов, применяемых в финансовом праве, наиболее ярко выделяется императивный метод.
Императивный метод воздействия на финансовые отношения представляет собой способ властных предписаний, сочетающий в себе нормы-запреты и обязывающие нормы. Развитие Российской Федерации в новых экономических и государственно-политических условиях обусловило расширение применения диспозитивного метода правового воздействия на финансовые отношения.
Диспозитивный метод более присущ гражданскому праву, поэтому его «проникновение» в сферу финансового права свидетельствует о допустимости законодателем в некоторой степени сочетания частных и публичных интересов. Безусловно, в силу специфики финансового права названный метод не является аналогом способа правового регулирования гражданских отношений. Относительно публичной финансовой сферы диспозитивность следует рассматривать в качестве предоставления субъектам финансового права известной альтернативной возможности выбора вариантов поведения в рамках финансового законодательства.
Наконец, под финансовым правом Ю.А. Крохина предлагает понимать отрасль российского права, представляющую собой совокупность юридических норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства или муниципальных образований в целях осуществления публичных функций.
По мнению М.В. Карасевой «в самом общем виде предмет финансового права определяется через отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований».
Основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний (императивный метод).
Его суть состоит в том, что решение любого вопроса осуществляется волей одной стороны. Этой стороной является государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование. Они дают властные предписания, которые содержатся в законах, подзаконных актах, управленческих решениях и проявляются в конкретных правоотношениях.
Метод властных предписаний, используемый в финансовом праве, как отмечает данный автор, реализуется в двух формах.
Первая форма сводится к тому, что властные предписания дает государство в законах, подзаконных актах, а стороны финансового правоотношения, в том числе и уполномоченный государством орган, строго следуют этим предписаниям. В подавляющем большинстве случаев эта форма метода властных предписаний имеет место в налоговом праве как подотрасли финансового права. Например, правоотношения по уплате налога, по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика в банке и другие практически не предполагают каких-либо властных предписаний налоговых органов, не построены на их усмотрении. Здесь и налоговый орган, и налогоплательщик подчиняются только воле законодателя, выраженной в законе. В такой форме метод властных предписаний часто проявляется и в бюджетном праве, а также в иных институтах финансового права.
Вторая форма проявления метода властных предписаний сводится к тому, что властные предписания дает одна сторона финансового правоотношения, а другая лишь следует им.
В последние годы в финансово-правовом регулировании, как отмечает М.В. Карасева, стал весьма активно использоваться и диспозитивный метод. Суть его состоит в том, что решение вопроса осуществляется при согласовании воли сторон правоотношения.
Так, например, данный метод проявляется при заключении и прекращении государством финансово-правовых договоров с налогоплательщиком при предоставлении инвестиционного налогового кредита (ст. 67 НК РФ); при решении бюджетно-правовых вопросов в рамках согласительных процедур, предусмотренных в БК РФ (ст. 202, 203, 210 БК РФ); в ходе предоставления бюджетных кредитов (ст. 93.2 БК РФ) и др.
По мнению П.В. Павлова финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач, включая отношения по финансовому контролю и применению норм финансово-правовой ответственности.
Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
Такое содержание предмета финансового права, как отмечает данный автор, обусловливает и особенности методов его регулирования, т.е. приемов, способов, средств юридического воздействия на поведение участников финансовых отношений, на характер их взаимосвязей.
Основной метод финансово-правового регулирования – императивный, проявляющийся во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступавших от имени государства или муниципальных образований и наделенных в связи с этим соответствующими полномочиями.
Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.п., которые в настоящее время получают все большее применение. Это обусловлено постоянным повышением уровня самостоятельности отдельных участников финансовых правоотношений от государства и ярко проявляется в бюджетных и налоговых правоотношениях.
Все эти методы могут находиться в том или ином сочетании с основным методом финансово-правового регулирования.
Тому, что финансовое право является самостоятельной отраслью права, можно найти подтверждение и у Н.И. Химичевой, по мнению которой, финансовое право – отрасль российского права, нормы которого регулируют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по образованию (формированию), распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и муниципальных образований, а также иных финансовых ресурсов публичного характера, используемых для реализации соответствующих задач.
Предметом финансового права, как отмечает данный автор, являются общественные отношения, возникающие в процессе деятельности по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач публичного характера.
В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы:
- между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями и административно-территориальными единицами (в лице соответствующих органов представительной и исполнительной власти), возникающие в связи с распределением между ними финансовых ресурсов страны;
- между финансовыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и физическими лицами – с другой, в связи с выполнением последними обязанностей перед государством и муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды (в бюджет, внебюджетные государственные фонды);
- между финансовыми и налоговыми органами государства и органами местного самоуправления, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями – с другой, в связи с выполнением финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями по внесению платежей в государственные и муниципальные денежные фонды, распределением между ними или расходованием государственных и муниципальных денежных средств;
- между финансово-кредитными органами разных уровней и правового статуса в связи с их деятельностью по образованию, распределению и использованию соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
- между государственными и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами – с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих отраслях экономики и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, учреждений;
- между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, в связи с образованием и распределением иных публичных страховых и кредитных фондов и ресурсов;
- между участниками финансового рынка и компетентными органами в связи с осуществлением государственного регулирования в этой сфере. Под финансовым рынком понимают совокупность форм торговли финансовыми активами: ценными бумагами, кредитами, депозитами, иностранной валютой. В него входят: фондовый рынок (фондовые биржи), кредитный рынок (банки, инвестиционные и дилерские компании, пенсионные и другие фонды), рынки капитала – страхового, ипотечного, межбанковского, где действуют соответствующие организации. Кроме того, существует мировой финансовый рынок с участием государств мировой системы и других ее институтов;
- между компетентными органами государственной власти и местного самоуправления в связи с деятельностью по финансовому контролю, учету и отчетности.
Данная классификация проведена по субъектному составу отношений. Возможна классификация и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам финансовой деятельности и т.д.
Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание — направленность на образование (аккумулирование), распределение и использование государственных, муниципальных и иных публичных денежных фондов (финансовых ресурсов).
Естественно, что эти отношения возникают при участии и под непосредственным руководством государства и (в рамках законодательства) органов местного самоуправления.
Предмет финансового права, как отмечает данный автор, обусловил специфику метода регулирования, который свойстве данной отрасли права. Основной метод финансово-правового регулирования – императивный, т.е. метод властных предписаний со стороны уполномоченных органов государства и местного самоуправления в процессе производства, распределения и использования публичных денежных фондов (ресурсов) в адрес других участников финансовых отношений. Данный метод (императивный) свойствен и ряду других отраслей права, например, административному. Однако в финансовом праве он имеет специфику: конкретное денежное содержание и определенный круг органов, уполномоченных государством на властные действия.
По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную или муниципальную казну, целей использования государственных и муниципальных денежных средств и т.п. Такой метод способствует полному и своевременному поступлению средств в распоряжение государства (муниципальных образований), их использованию по целевому назначению в соответствии с государственными (муниципальными) планами и программами, соблюдению режима экономии.
Финансовому праву свойственны и иные способы регулирования – рекомендации, согласования, договоры и т.п.