Они получили образование, построили карьеру и не бедствуют, но лишены ощущения прогресса и веры в завтрашний день. Их тихий кризис — угроза для социальной стабильности.
МОСКВА. Когда Алексей Семенов, 35-летний руководитель отдела в одной из крупных IT-компаний, получил годовую премию, его жена сразу же предложила: «Давай наконец-то закроем ипотеку и купим нормальную двушку, а не эту нашу хрущевку?». Алексей посчитал и отказался. Его зарплата в 350 тысяч рублей в месяц, которая по меркам России кажется огромной, после нового кредита оставила бы семью с тем же уровнем жизни, что и сейчас, но на 20 лет вперед. «Мы не живем, а обслуживаем статус «успешного среднего класса». Любая крупная покупка — машина, квартира — съедает все запасы и загоняет в долговую яму. Чувствуешь себя белкой в колесе, а не хозяином своей жизни».
Алексей — лицо нового социального явления в России: «стабильного застоя». Это поколение 30-40-летних, которые в глазах общества «сделали всё правильно»: получили диплом, построили карьеру, не знают бедности 90-х, но при этом лишены главного — веры в то, что их усилия приведут к качественному улучшению жизни. Они не протестуют, но их апатия и разочарование становятся структурным фактором экономики.
Парадокс данных: Рост доходов на бумаге, падение возможностей в реальности
Номинально доходы этого поколения выросли. Однако при сравнении с ключевыми показателями благосостояния картина меняется:
Недвижимость: Стоимость квадратного метра в новостройках Москвы за 10 лет выросла более чем в 2,5 раза, в то время как средние зарплаты — менее чем вдвое. В крупных городах-миллионниках ситуация схожая. Ипотека на 20-25 лет стала нормой, откладывая финансовую свободу на период после 50 лет.
Автомобили: Цены на новые иномарки среднего класса ушли далеко за 3-5 млн рублей, превратив их из атрибута среднего класса в предмет роскоши.
Образование детей: Годовое обучение в хорошем столичном вузе сейчас сравнимо со стоимостью однокомнатной квартиры в региональном центре. Начинается гонка за платное школьное образование и репетиторов.
«Мы наблюдаем феномен «истощения социального лифта», — комментирует социолог Алина Ковальская. — Это поколение поднялось на первую ступень благодаря образованию, но дальше лифт застопорился. Карьерный рост есть, но он не конвертируется в фундаментальное улучшение качества жизни — в собственное комфортное жилье, уверенность в завтрашнем дне, возможность дать детям лучшее образование без гигантских жертв. Они достигли потолка, который их родители в свое время считали стартом».
«Добровольная бездетность» и «Незаметная эмиграция»
Этот экономический прессинг напрямую влияет на демографию. Всё больше семей ограничиваются одним ребенком или вовсе отказываются от родительства, называя это взвешенным решением.
«Содержать одного ребенка сегодня — это проект стоимостью в несколько миллионов рублей до его совершеннолетия. Мы с мужем честно посчитали свои ресурсы и эмоциональные силы и поняли, что не потянем двоих без резкого падения уровня жизни», — делится 33-летняя Юлия из Казани.
Другим следствием становится «тихая» или «мягкая» эмиграция — не по политическим, а по экономическим причинам. Высокообразованные специалисты, особенно в сфере IT, уезжают в страны, где их зарплата позволяет не просто выживать, а реализовывать долгосрочные жизненные планы.
Социальный контракт под вопросом
Молчание этого поколения — обманчиво. Их апатия и фокус на частной жизни — это ответ на нарушение негласного социального контракта «образование + труд = благополучие».
«Государство делает ставку на стабильность, но для этого поколения стабильность превратилась в застой, — полагает политолог Дмитрий Орлов. — Их лояльность не автоматична. Она зависит от того, смогут ли они увидеть для себя и своих детей в России понятную и достижимую перспективу. Пока же многие ее не видят».
Пока власти предлагают точечные меры поддержки — маткапитал, льготная ипотека — они не решают системной проблемы обесценивания усилий целого поколения.
Алексей Семенов свои выходные тратит не на отдых, а на подработку — ведет онлайн-курсы. «Я коплю не на дом у моря, а на «подушку безопасности», чтобы лет через пять можно было уйти с основной работы, не боясь нищеты. Моя цель — не богатеть, а перестать чувствовать себя заложником системы, в которой чем больше ты зарабатываешь, тем больше у тебя обязательств и тем меньше реальной свободы».
Его история — это не история неудачника. Это история человека, который по всем меркам состоялся, но не чувствует себя хозяином собственной жизни. Население поменяло свои взгляды и принцып жизни . К примеру, если те 95% населения прилипшие не к кредитам а имели стратегию накопления то они более отчётливее видели что при увеличении накопленной суммы цель остаётся в той же дистанции недосягаемости, в этом — главный вызов будущего.
#Россия
#Общество
#Экономика
#Кризис
#Будущее
#Поколение30
#СреднийКласс
#Ипотека
#Карьера
#Финансы
#Недвижимость
#Стабильность
#СтабильныйЗастой
#БелкаВКолесе
#Кризис30летних
#ЖизньВДолг
#РоссийскаяМечта
#СоциальныйЛифт
#АмериканскаяМечта
#Доходы
#Цены
#Демография
#Социология
#общество
#психология
#финансы
#экономика
#работа
#кризис
#деньги
#успех
#жизнь
#будущее
#семья
#дети
#карьера
#недвижимость
#ипотека
#проблемы
#реальность
#стабильность
#мечты