Найти в Дзене
Жизнь после славы

Денёв стала королевой, а «верная Мадлен» пропала без вести: что стало с актерами «Шербурских зонтиков»

Есть фильмы, которые похожи на шкатулку с драгоценностями: стоит открыть — и тебя накрывает волной света, музыки и щемящей грусти. «Шербурские зонтики» — именно такая шкатулка. Для миллионов зрителей по всему миру, и особенно в Советском Союзе, этот фильм стал символом настоящей Франции, трагической любви и вечной юности. Но чтобы понять всю глубину этой простой, на первый взгляд, истории, нужно вернуться в то время, когда она создавалась. Франция, начало 60-х. Воздух буквально наэлектризован. Только-только закончилась кровавая и мучительная Алжирская война, расколовшая нацию. В стране установилась Пятая республика во главе с героем Второй мировой войны Шарлем де Голлем. Молодые парни, такие же, как главный герой фильма Ги, возвращались с севера Африки домой сломленными, пытаясь заново встроиться в мирную жизнь. В кинематографе гремела «новая волна» с ее бунтарским духом, но 32-летний режиссер Жак Деми пошел против течения. Он создал нечто невообразимое — музыкальную мелодраму, где ге
Оглавление

Есть фильмы, которые похожи на шкатулку с драгоценностями: стоит открыть — и тебя накрывает волной света, музыки и щемящей грусти. «Шербурские зонтики» — именно такая шкатулка. Для миллионов зрителей по всему миру, и особенно в Советском Союзе, этот фильм стал символом настоящей Франции, трагической любви и вечной юности.

Но чтобы понять всю глубину этой простой, на первый взгляд, истории, нужно вернуться в то время, когда она создавалась. Франция, начало 60-х. Воздух буквально наэлектризован. Только-только закончилась кровавая и мучительная Алжирская война, расколовшая нацию. В стране установилась Пятая республика во главе с героем Второй мировой войны Шарлем де Голлем.

Молодые парни, такие же, как главный герой фильма Ги, возвращались с севера Африки домой сломленными, пытаясь заново встроиться в мирную жизнь. В кинематографе гремела «новая волна» с ее бунтарским духом, но 32-летний режиссер Жак Деми пошел против течения. Он создал нечто невообразимое — музыкальную мелодраму, где герои не говорят, а только поют, окрашенную в яркие, почти «конфетные» цвета, словно пытаясь заглушить этой красотой боль и серость реального мира.

И мир был покорён. В 1964 году фильм произвел фурор, получив «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля. К слову, на том фестивале в числе соперников французского мюзикла была лента Данелии «Я шагаю по Москве», но безусый Никита Михалков не впечатлил жюри, и в Каннах советский фильм остался без наград.

А «Шербурские зонтики» продолжили триумф за океаном, получив пять номинаций на «Оскар» и еще одну — на «Золотой глобус». Правда, в США французская лента так и не завоевала ни одной награды. Любопытно, что в категории «Лучший фильм на иностранном языке» французы проиграли итальянской комедии «Вчера, сегодня, завтра». Одну из главных ролей там исполнял Марчелло Мастроянни. Несколько лет спустя знаменитый итальянский актер закрутит роман со звездой «Шербурских зонтиков» Катрин Денёв. Вот такие вот друзья-соперники!

И нельзя не отметить, конечно, музыкальное сопровождение мюзикла. Легендарная композиция Мишеля Леграна звучала из каждого окна. Картина стала абсолютным триумфом и визитной карточкой французского кино на десятилетия вперед.

Но как этот ослепительный успех отразился на судьбах тех, кто его создал? Оказалось, что для каждого из актеров волшебные «зонтики» раскрылись по-своему, подарив одним мировую славу, а других — оставив в тени или окутав тайной полного забвения.

Катрин Денёв — рождение иконы

Если для кого-то «Шербурские зонтики» и стали волшебным билетом в бессмертие, то это, безусловно, для Катрин Денёв. На момент съемок ей было всего двадцать, и за плечами числилось несколько проходных ролей, которые вряд ли предвещали рождение будущей мегазвезды. Она была просто симпатичной блондинкой, одной из многих. Но роль юной и трагичной Женевьевы, вынужденной выбирать между любовью и долгом, стала для нее настоящим трамплином.

-2

Фильм мгновенно превратил ее из начинающей актрисы в мировую звезду и главный символ французского кинематографа. На нее обрушилась слава, а вместе с ней — предложения от величайших режиссеров эпохи. Луис Бунюэль снял ее в своей скандальной «Дневной красавице», Франсуа Трюффо — в «Сирене с „Миссисипи“», Роман Полански — в психологическом триллере «Отвращение». Она не боялась рисковать, выбирая сложные, неоднозначные роли, и тем самым доказывала, что она не просто красивая кукла, а глубокая драматическая актриса.

Ее жизнь вне экрана была такой же яркой и обсуждаемой, как и ее карьера. Громкие романы с режиссером Роже Вадимом, от которого она родила сына Кристиана, и с итальянской суперзвездой Марчелло Мастроянни, подарившим ей дочь Кьяру, сделали ее героиней светских хроник по всему миру. Она стала иконой стиля, лицом Франции, эталоном элегантности и сдержанной, аристократичной красоты.

Для Катрин Денёв «Шербурские зонтики» стали не просто успешным фильмом, а настоящим благословением, точкой отсчета ее великого пути. Она взяла от этого успеха всё и до сих пор, спустя шестьдесят лет, остается одной из главных королев мирового кино.

Другие судьбы — тихая жизнь, забвение и одна большая тайна

Если для Катрин Денёв фильм стал началом блистательного пути, то для других ключевых актеров его судьба оказалась куда более парадоксальной.

Нино Кастельнуово (Ги): Успех, которого не заметили на родине

Роль романтичного Ги, ушедшего на войну и потерявшего свою любовь, исполнил итальянец Нино Кастельнуово. Его пронзительный взгляд разбил миллионы женских сердец по всему миру. Но вот парадокс: в то время как весь мир рукоплескал фильму, на родине актера, в Италии, картину практически не заметили. Она прошла в прокате очень скромно и не принесла ему той бешеной популярности, которую можно было ожидать.

-3

Его карьера не оборвалась, но пошла по совершенно иному пути. Он не стал мировой звездой, подобно Алену Делону или тому же Марчелло Мастроянни, зато превратился в одного из самых узнаваемых актеров итальянского телевидения, много снимался в сериалах и был ведущим популярных шоу. Нино прожил долгую, вполне успешную по итальянским меркам жизнь и скончался в 2021 году.

Анн Вернон (мадам Эмери): Прощание с кино ради искусства

Роль элегантной, но прагматичной мадам Эмери, подтолкнувшей дочь к браку по расчету, сыграла Анн Вернон. В отличие от юной Денёв, она была уже состоявшейся звездой французского кино 40–50-х годов. Но вскоре после триумфа «Зонтиков», в конце 60-х, она почти полностью оставила кинематограф.

-4

Анн Вернон нашла свое второе призвание: переехала на юг Франции и стала успешной художницей, полностью посвятив себя живописи. На сегодняшний день ей исполнился 101 год, и после смерти Мишлин Прель в 2024 году она стала старейшей из ныне живущих французских актрис.

Эллен Фарнер (Мадлен): Загадочное исчезновение

Но самой таинственной оказалась судьба актрисы, сыгравшей верную Мадлен, девушку, которая дождалась своего Ги и подарила ему тихое семейное счастье. Эту роль исполнила молодая немецкая актриса Эллен Фарнер. «Зонтики» были ее второй и самой крупной работой в кино, которая, казалось, должна была открыть ей все двери.

-5

После триумфа во французском фильме Эллен снялась еще в нескольких малоизвестных европейских фильмах в середине 60-х. Кроме того, немка была известна как модель, снимаясь для журналов, в том числе для Playboy.

А вот после 1967 года — ничего. В буквальном смысле. Актриса пропала. Никаких интервью, никаких упоминаний в прессе, никаких сведений о дальнейшей судьбе. Она словно растворилась, оставив после себя лишь образ тихой и преданной Мадлен и главную загадку «Шербурских зонтиков».

Можно надеяться, что исчезла она лишь из публичной жизни, а частная сложилась у нее вполне успешно. Но, скорее всего, это навсегда останется тайной.

Французская сказка с нефранцузским финалом

Пересматривая «Шербурские зонтики» сегодня и зная судьбы актеров, открываешь для себя удивительные парадоксы. Фильм, ставший абсолютным символом Франции, принес оглушительную мировую славу француженке Катрин Денёв, но прошел почти незамеченным на родине ее партнера-итальянца.

Но главный и самый ироничный парадокс скрыт в самом финале этой печальной истории. В этой чисто французской драме о любви и верности счастливую и крепкую семью в конце концов создают герои, которых сыграли итальянец и немка — Ги (Нино Кастельнуово) и Мадлен (Эллен Фарнер). А настоящая француженка, героиня Денёв, остается с богатым, но, судя по всему, нелюбимым мужем, встречая свою первую любовь лишь на заснеженной заправке.

И если судьбы почти всех актеров, так или иначе, известны, то история «верной Мадлен», актрисы Эллен Фарнер, оборвалась так же внезапно, как и молодость героев фильма. Она исчезла с экранов навсегда, оставив после себя лишь трогательный образ и немой вопрос: «Что же с ней стало?». Этот вопрос так и остался финальным многоточием в истории одного из самых прекрасных и грустных фильмов о любви.

А вы любите «Шербурские зонтики»? Как вы думаете, правильно ли поступила Женевьева, выбрав стабильность вместо любви? Делитесь в комментариях!