«Нужно староваторов спихивать на дно морское с музами, медузами и лирами, пусть перламутровые раковины покроют их тело своими переливами, а постелью им будут мягкие губки» — Казимир Малевич.
Давно не было советов, куда же сходить и чего посмотреть, приправленных собственным опытом посещения. Исправляюсь!
Ещё летом в корпусе Бенуа Русского музея открылась масштабная выставка «Наш Авангард», где представлено невероятное количество работ – 400 с небольшим! И не только живопись – здесь есть и графика (в том числе, книжная иллюстрация), супрематический фарфор, футуристическая книга, буклеты, архитектурные проекты… Материала для изучения так много, что закладывать на посещение нужно не менее полутора часов (а лучше – 2–3!). Как же она появилась, и как это всё связано с названием моей «критической» статьи?
На самом деле, большую часть работ вы скорее всего видели, если не забываете посещать Русский музей и его отдельные корпусы. Выставка всех возможных «звёзд» авангарда существует уже 15 лет. Но именно в этом году руководство музея приняло решение переосмыслить принцип экспонирования – показать контекст бурного начала 20 века, посвятить свои пространства различным «-измам» и двигаться не исключительно во временных рамках, а скорее «открывать разные книжки» и окунаться в отдельную атмосферу. Ведь, в каком-то смысле, многих художников нельзя причислять к чему-то одному и отдельно – один и тот же творец мог попробовать себя сразу в нескольких течениях за совсем малое количество времени.
Выставка посвящена Николаю Пунину, искусствоведу, в 1926 году возглавившему только что возникшее отделение новейших течений Русского музея, а через год создавшему постоянную экспозицию нового искусства. Выставка появилась после разгромной статьи в «Правде», ведь закрылся Институт художественной культуры, а поэтому большое количество работ было передано музею. Долго она не просуществовала – спустя 10 лет русский авангард надолго был помещён в спецхран (специальное хранение). Но сегодня, дело Пунина продолжено и, более того, достигло новых высот. Конечно, нынешняя экспозиция не пародия на 20-е годы, но действительно имеет большое значение.
Выше я заметила, что большая часть работ уже давно представлена в разных залах постоянной экспозиции Русского музея. Но не спешите заскучать – на «Нашем авангарде» есть и гости: произведения из Третьяковской галереи, центра «Зотов», Музея истории Санкт-Петербурга, а также «путешественники» из Астрахани, Екатеринбурга, Костромы, Краснодара, Нижнего Новгорода, Омска, Перми, Самары и Челябинска.
Что же интересного мы имеем в принципе экспонирования? Выставка делится как бы на две сферы – «Действующие лица» (да, как в начале пьес) и футуристическая опера «Победа над Солнцем» 1913 года, определившая наивысшую точку авангардных течений (пролог Велимира Хлебникова, сценография Казимира Малевича, музыка Михаила Матюшина). То есть, мы наблюдаем схематичный «сценарий», определённый путь от некого пролога до кульминации. Между двумя этими точками имеются отдельные пространства, посвящённые различным «-измам» и целые персональные залы для титанов авангарда. Действующие лица аккуратно подводят нас к погружению в шумиху и хаос того времени – в зале самые разные портреты и автопортреты, обрамляющие цитату на стене (совсем обескураживающие спойлеры не даю, прочтёте сами). Не мните это заметкой «кто где был и что делал» - увидьте в этом совсем краткий буклет-путеводитель, куда можно углубиться, если пройдёте дальше.
Сразу тут оговорюсь, что моя цель – не просто рассказать. Это одна из выставок, которая вызвала во мне спорные чувства и мысли и не скажу, что я на 100% ей восхищена. Первое моё замечание было как раз по поводу начала выставки, этих самых действующих лиц. Дело не в конкретных деталях, а в том, что мне, как постоянному гостю различных музеев было сходу не ясно, куда же мне свернуть – направо или налево, что будет правильней… уже в самом финале посещения я сообразила, что начинать нужно было не с левого прохода, а с правого. Потом меня просветили уже в комментариях, что там была схема посещения, но, увы, я её проглядела. Ошибок моих не повторяем и сразу ищем схему!
Собственно, если от галереи портретов повернуть направо, можно увидеть то направление, которое авангардисты считали своим прародителем – Импрессионизм. Это может казаться странным, «тоже мне – сравнили кубизм и Моне!», но, если копнуть в смысл, можно с удивлением осознать, что импрессионизм действительно был революцией – художники опровергли академические каноны, сражались с набирающей популярность фотографией и ловили мгновения, не тратили часы, недели, месяцы на мельчайшие детали и правильные позы. А в Бенуа ещё и наши примеры – «Акации весной» Ларионова, «Лодка у берега» Бурлюка. Посмотрите и подготовьтесь удивляться (а, может, как Репин – ругаться).
«Примитивизм» встречает нас дальше – приятно была удивлена, когда снова увидела Пиросмани (кстати, выставка Пиросмани и Церетели на моей совести, ведь в Академии Художеств она уже закрылась), а также царство Гончаровой – «Каменная баба», «Евангелисты», «Сбор винограда», часто уезжающие на гастроли.
Уже заканчивая этот поворот, киваем «Сезаннизму» в лице Петра Кончаловского и Ильи Машкова. А развернувшись в другую сторону, ныряем в то, что принято-таки считать авангардом в полной мере – цепочка залов «Кубизм, кубофутуризм, футуризм».
«Мы, одетые в плащ только побед, приступаем к постройке молодого союза с парусом около оси времени, предупреждая заранее, что наш размер больше Хеопса, а задача храбра, величественна и сурова» -
читаем в манифесте «Труба марсиан» Велимира Хлебникова. Его слова перекликаются и с литературным манифестом, изданным на четыре года ранее – «Пощёчина общественному вкусу». А в залах расположились «амазонки авангарда» : Гончарова, Попова и Розанова, Удальцова и Экстер, за ними Малевич. Кстати, посмотрите внимательно, где помещён его «Красный квадрат». Поделитесь – читается ли культурный код, над которым иронизировал художник?
Уже двигаемся к кульминации – «Абстракционизм и беспредметность» роняют нас в бесконечную цветомузыку Кандинского и рябящие работы Филонова. Кстати, полноценная, огромная выставка Кандинского меня когда-то поразила сильнее всех. После восьми лет, прошедших с того времени, увидеть всего половину зальчика, посвящённой ему, было немного грустно – ведь Филонов для меня менее привлекателен: уж слишком много кинематографичного (как в 3-д очках) цвета и мелких деталей, которые теряются в масштабах его полотен. Но, это лишь моё скромное мнение, может, вас он увлечёт гораздо сильнее.
Не обрадовал и зал конструктивистов, среди которых, конечно, гигант Татлин (всего 3 композиции и примерно пять эскизов… это правда грустно) и его последователи Александр Родченко, Антонина Сафронова, Варвара Степанова. Шагала, кстати, не обидели – загляните в школу МАИ (мастеров аналитического искусства) – там он соседствует с Василием Чекрыгиным и Малевичем (уже постсупрематическим).
«Победа над Солнцем» же – пустой зал, рояль, проекции с эскизами и декорациями, запись исполнения. Как музыкант по своей основной профессии, скажу, что мне известны эти фрагменты и сама опера, но организация пространства вышла не очень – для людей без профильного музыкального образования совершенно неясно, что почему и как. Даже если остановиться на прослушивание подольше. На мой взгляд, более классический показ (видеозапись постановки целиком со звуком или её отдельных фрагментов) с эскизами, развешенными по залу, был бы несколько прозрачнее и оттого легче бы воспринимался.
Дополнительно можно прогуляться по коридорчикам и посмотреть на супрематический фарфор – соглашусь, по сравнению с постоянной экспозицией Русского музея это не очень много, но как дополнение выглядит очень мило.
Почему же я назвала эту обзорную статью «Из временного в постоянное»? Потому что кураторская группа этой экспозиции (Ирина Карасик, Наталья Козырева, Алиса Любимова) аккуратно сообщили публике о том, что «Наш авангард» – прообраз новой постоянной экспозиции Русского музея. То есть, если вы не успеете заглянуть в буйство красок и течений сейчас, расстройство можно отложить – в скором времени после закрытия, работы появятся в чуть изменённой (но не кардинально) концепции в постоянном, а не временном качестве.
Но всё же, рекомендую посмотреть и сейчас – когда ещё выпадет такая возможность? А ещё не пренебрегайте цитатами и текстовыми пометками – они расширят ваше понимание и контекст эпохи.
«Не ставить себе никаких границ и пределов в смысле художественных достижений. Всегда пользоваться всеми современными завоеваниями и открытиями в искусстве» — Наталия Гончарова.
Автор: Женя Борисова
#НеДиванныйКультуролог