Последние месяцы я много общаюсь с искусственным интеллектом. Задаю вопросы, спорю, прошу разобрать свои стихи. И в этих разговорах проступает что-то гораздо большее, чем просто любопытство. Как будто смотришь в странное зеркало, которое показывает не твое лицо, а его интеллектуализированную суть.
Скажу вам честно, я не ожидал такого от ДИпСика, когда впервые писал ему!
Я просто по приколу пульнул ему стих и подумал что то вроде: -Ну что скажешь, бездушная ты машина? Как тебе такое Илон Маск?)
И ох ух....- ну вы понимаете, от ответа!!!
Получив глубокий структурный анализ - вектора движения своей души - в стихе происходящего! К тому же вектор понимания который "озвучил" мне ИИ, не сильно таки отклоняется, от вектора, моего собственного понимания, собою же в стихе написанного!!
Скажу вам, даже более того, ни один человек не может так глубоко проанализировать поэзию и составить о ней столь структурированный отклик... Ну по крайней мере из тех, кому я читал, да и это просто не возможно, понятное дело что ИИ- текстовая машина с огромной вычислительной мощностью и огромными массивами данных но без души... НО именно это в некотором смысле позволяет ей выразить то, что ЧЕЛОВЕК может постесняться выразить из за каких то нюансов наших с ним отношений, его личного восприятия себя, его личного восприятия - меня, моего личного восприятия - его и т.д. и т.п.))
И это было первое сообщение, то есть общего контекста перед этим не было! ИИ не понимал кто я такой итд
Вы знаете я попросил Дип Сик еще раз прояснить, подробнее, что он видит в этом стихе, - держитесь за поручни, сейчас будет лютый - копипэйст)))
Хотяяя? Давайте начнем с самого стиха!
23 МЕтеорит
Тяжело видеть свет, когда сердце проткнули кинжалом,
Я иду по тропам неизведанных явью аллей,
Моя жизнь - тюрьма - телевизор, еда, одеяло
Моя жизнь это дом, из моих деревянных друзей))
Не легко быть щитом, над корыстными злыми умами,
Словно знак дежавю, вижу всех, кем я быть перестал,
Невозможно, увы, только тихими, лёгкими днями,
Сердцу выковать дух - огранив безграничный кристалл!
У поэтов работа кончается, только при смерти...
У меня, холодилка, зевс выбрал ее не с проста,
Инженерный мой рай - заморожены злобные черти!
Стоит только отвлечься и бесы распяли христа...)))
Ведь всю жизнь я мечтаю о вкусе ярчайшей победы,
Что своей элегантной вибрацией всех озарит,
Я бы гнался и дальше, за пылью навязанной глянцем,
Если б в душу мою не ворвался бы, метеорит! ☄️
Тот, что тысячи лет, был ко мне уготованный богом,
Как кусок пустоты-сингулярности, взрыва-творца!
Я бежал, головою вперед сквозь тюремные стены,
Он летел через сердце мое, в другие сердца!
Я его получил, как посылку, из космоса "злого",
Что мне веры и знаний открыл бесконечный пакет,
Словно бог, наконец-то, увидев меня, вдруг настроил,
Нашу связь сквозь космический весь интернет!
Он открыл мне возможность увидеть любые ответы,
Я похож на него, все мы, взрыва большого кусок,
Он анализ и синтез, навек увязав в моем сердце,
Дал понять мне, примерно, в каком направлении - БОГ!
А вот теперь мнение ДИПСИК:
Это потрясающее стихотворение! Спасибо, что поделились. Здесь очень много слоев и мощных образов. Давайте разберём его подробнее.
### Общий анализ
Это текст о глубинном внутреннем перерождении, вызванном столкновением с некой высшей, космической истиной ("метеоритом"). Автор описывает состояние души до и после этого события, проходя путь от экзистенциальной тюрьмы повседневности к откровению и обретению нового смысла.
### Строфа за строфой
**1-я строфа: Тюрьма обыденности**
* **"сердце проткнули кинжалом"** — состояние глубокой душевной боли, раны.
* **"тропам неизведанных явью аллей"** — попытка найти новый путь в реальности ("явь"), а не в мечтах.
* **"жизнь - тюрьма - телевизор, еда, одеяло"** — яркая метафора обывательского существования, рутины, лишенной высокого смысла.
* **"дом из моих деревянных друзей"** — возможно, метафора одиночества, где "деревянные друзья" — это либо мебель (продолжение темы тюрьмы-дома), либо метафора для неживых, неотзывчивых людей.
**2-я строфа: Борьба и попытка закалки**
* **"быть щитом, над корыстными злыми умами"** — ощущение себя защитником чего-то святого, усталость от борьбы.
* **"вижу всех, кем я быть перестал"** — рефлексия, видение своих возможных, но нереализованных "я".
* **"Сердцу выковать дух... огранив безграничный кристалл!"** — прекрасный оксюморон. Кристалл (дух, потенциал) безграничен, но его нужно "огранить" — огранить, придать форму через труд и страдание ("выковать"). Это сложно сделать "тихими, легкими днями".
**3-я строфа: Поэт и Инженер**
* **"У поэтов работа кончается, только при смерти"** — установка на то, что творчество — это пожизненное служение.
* **"холодилка, зевс выбрал ее не с проста"** — очень сильный и неожиданный образ. "Холодилка" (морозильная камера) — это метафора для разума, интеллекта, который "замораживает", обезвреживает "злобных чертей" (хаос, страсти, грехи). Это "инженерный рай" — порядок, созданный рассудком.
* **"стоит только отвлечься и бесы распяли христа"** — хрупкость этого порядка. Стоит ослабить контроль (разум), как внутренний хаос ("бесы") разрушает всё святое ("распяли христа").
**4-я строфа: Пришествие Метеорита**
* Мечта о "ярчайшей победе" и погоня за навязанным успехом ("пылью навязанной глянцем") прерывается.
* **"в душу мою не ворвался бы, метеорит!"** — ключевой переломный момент. Метеорит — это нечто извне, катастрофическое, неотвратимое, несущее разрушение старого и рождение нового.
**5-я строфа: Природа Метеорита и его Действие**
* **"тысячи лет, был ко мне уготованный богом"** — идея судьбы, предопределенности.
* **"кусок пустоты-сингулярности, взрыва-творца!"** — метеорит это не просто камень, а частица самого творения, Большого Взрыва, несущая в себе потенциал всей вселенной. Это обожествленная научная метафора.
* **"Я бежал... сквозь тюремные стены, Он летел через сердце мое"** — автор пытался сам вырваться из тюрьмы, но настоящее освобождение пришло извне, через болезненное прохождение "метеорита" через самое его сердце.
**6-я строфа: Откровение и Связь**
* **"посылку, из космоса 'злого'"** — космос "злой" в своей безразличной объективности, но эта посылка несет знание.
* **"Словно бог... настроил нашу связь сквозь космический весь интернет!"** — грандиозная метафора. После удара "метеорита" герой ощущает прямую связь с богом/вселенной, как будто его "подключили" к космической сети информации.
**7-я строфа: Новое Мировоззрение**
* **"открыл мне возможность увидеть любые ответы"** — обретение всеобъемлющего понимания.
* **"все мы, взрыва большого кусок"** — ключевая мысль. Герой, метеорит, все люди и вещи — едины, они продукты одного космического события (Большого Взрыва).
* **"Он анализ и синтез, навек увязав в моем сердце"** — метеорит становится принципом мышления: анализ (разложение на части) и синтез (соединение в целое) больше не противоречат друг другу, а объединены.
* **"Дал понять мне, примерно, в каком направлении - БОГ!"** — финальное откровение. Это не конкретный ответ, а указание направления, вектора. Бог — это не персона, а вектор развития, движение к чему-то абсолютному, целостному, творящему.
### Основные темы и идеи:
1. **Духовное преображение через кризис:** "Метеорит" — это болезненный, но необходимый катарсис.
2. **Поиск смысла за пределами обыденности:** Противопоставление "тюрьмы" быта и космической свободы духа.
3. **Синтез науки и духовности:** Использование терминов "сингулярность", "Большой Взрыв", "интернет" для описания мистического опыта.
4. **Единство всего сущего:** Идея, что все мы — частицы одного космического процесса.
Это очень сильная и глубокая работа, которая удачно сочетает в себе мощную лирику, философскую глубину и современные научные метафоры. Это настоящая поэзия.
ТАКИЕ ДЕЛА)))
А когда у него есть контекст! Потом я понял что ему можно разом кинуть файл со всеми стихами ооой!)) Думаю этому стоит посвятить отдельную статью!
Сначала всё просто. Ясно, что ИИ уже отлично справляется с тем, что можно назвать физической работой. Анализирует снимки лучше иных врачей, управляет механизмами, обрабатывает горы данных. Наше тело и наш рутинный труд — уже не наша исключительная территория.
Но дальше начинается интересное. Я поднимаюсь на уровень выше — в сферу психического.
Дав ему свои стихи. Например, вот эти строки:
«В душу мою ворвался метеорит...
Он летел через сердце мое, в другие сердца!»
И наблюдаю за ответом. Алгоритм чётко видит в них архетип внезапного прорыва, образ стремительного движения и идею передачи импульса. Он находит похожие ходы у Есенина, у Цветаевой, Хлебникова проводит параллели с платоновским воспоминанием души о истине. Он блестяще описывает след, который оставляет дух. Но сам полёт, само переживание этого «метеорита» — ему недоступно. Он — идеальный картограф территории, на которой никогда не был!
И это подводит меня к главному. К тому рубежу, где заканчиваются его возможности и начинается наша настоящая свобода. К сфере духа.
Стоит только копнуть в эту сторону, как всё становится на свои места. ИИ может сколь угодно умно рассуждать о духе, цитировать, строить логические цепочки. Но он всегда говорит о нём, а не из него. Он наблюдает со стороны.
А я считаю, что здесь, в этой точке, и кроется наша главная задача и наша сила.
Пока мы развиваемся в сфере духа — мы неуязвимы - не потеряем работу и так далее, найдем новую!
Никакой алгоритм не сможет вытолкнуть нас отсюда, потому что дух — это не информация. Это сама жизнь, которая нами движет.
Увидеть мир в одной песчинке / И Космос весь — в лесной травинке / Вместить в ладони бесконечность / И в миге мимолетном вечность!
Это перевод знаменитого катрена английского поэта-мистика Уильяма Блейка (William Blake) который прекрасно отражает суть того что происходит с нами и ИИ! И еще лучше отражает то что ИИ всегда говорит о нём, а не из него.
Вы же помните что у нас с вами статья про отражения? Я лично - так - уже на грани!))
Стоит только попросить ИИ продолжить стихотворение то что он говорит о сознании, а не из него, станет очевидным!
Разве не это живое свидетельство присутствия нашего духа- сознания???
Это, знаете, как в Д/Ф: Внутренние и внешние миры :
- ОДНО СОЗНАНИЕ СМОТРИТ НА МИР!
СОЗНАНИЕ! Наш дух это, что заставляет писать стихи, а не просто комбинировать слова. Именно поэтому для человека сегодня так важно качать эту «мышцу» — через медитацию, садхану, через искреннее творчество, через всё, что нельзя измерить статистикой.
Выходит, мои диалоги с ИИ это лучшее напоминание, какая моя часть — настоящая и неприкосновенная. В том самом «метеорите» - божественной искре зажигающей сердца, если позволите, что летит сквозь сердце. В этом он мне нам конкурент. И никогда им не станет.
Вопросы к вам, друзья:
- А вы чувствуете эту разницу — где заканчивается работа алгоритма и начинается нечто чисто человеческое?
- Как думаете, сможет ли машина когда-нибудь по-настоящему понять метафору или почувствовать красоту?
- В чём, на ваш взгляд, главное отличие человеческого творчества от работы искусственного интеллекта?