В субботу, 4 октября 2025 года, исполняется 100 лет со дня рождения Марлена Хуциева — легендарного советского и российского кинорежиссера, чье имя стало символом «оттепели» в отечественном кинематографе. Автор культовых советских картин пережил репрессии отца, цензуру собственных фильмов и сложные времена перестройки, оставаясь верным своему уникальному творческому почерку. Подробнее о жизни, творчестве и судьбе легендарного режиссера — в материале URA.RU.
Сын «врага народа»: трудное начало пути Хуциева
Марлен Мартынович Хуциев родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне Тбилиси). Его имя — не случайность, а акроним, составленный из первых букв фамилий идеологов коммунизма: МАРкса и ЛЕНина. Такое имя-посвящение сыну дал отец Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) — убежденный коммунист с дореволюционным стажем, работавший заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР.
Судьба будущего режиссера круто изменилась, когда ему было всего 12 лет — в 1937 году отец был арестован по 58-й статье, осужден и расстрелян. Мать Нина Михайловна, происходившая из дворянской семьи и работавшая актрисой, осталась одна с сыном. Эта трагедия наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь Хуциева и, как отмечали многие исследователи, нашла отражение в его творчестве — особенно в знаменитой сцене диалога героя с погибшим отцом из «Заставы Ильича».
После школы юный Марлен намеревался стать художником и пытался поступить в Тбилисскую академию художеств, но не прошел по конкурсу. Судьба привела его на Тбилисскую киностудию, где он начал работать ассистентом художника комбинированных съемок. Именно там произошло первое знакомство с киномиром, определившее дальнейший путь Хуциева.
В 1945 году, в возрасте 19 лет, Хуциев отправился в Москву поступать во ВГИК. Он вспоминал, как ехал в плацкартном вагоне, который отцепили в Грозном, и ему пришлось добираться до Минвод, где у него украли брюки, пока он купался. На экзамен он явился в белых штанах, полученных по ордеру, и шинели, из-за чего многие приняли его за раненого из госпиталя. Несмотря на эти трудности, Хуциев поступил на режиссерский факультет, где учился у Игоря Савченко — создателя знаменитых фильмов о Тарасе Шевченко и Богдане Хмельницком.
Марлен Хуциев и «Весна на Заречной улице»: рождение легенды советского кино
После окончания ВГИКа в 1952 году Хуциев начал работать на Одесской киностудии. Именно там в 1956 году вместе с сокурсником Феликсом Миронером он снял фильм «Весна на Заречной улице», мгновенно ставший всесоюзным хитом и принесший режиссеру известность.
Лента о любви молодого сталевара к учительнице вечерней школы покорила сердца более 30 миллионов зрителей. Съемки фильма проходили в Запорожье, на знаменитых металлургических комбинатах. Для достоверности исполнителя главной роли Николая Рыбникова отправили учиться варить сталь у 23-летнего почетного металлурга Григория Пометуна. Съемочная группа столкнулась с множеством трудностей: например, когда операторы уехали в Новосибирск за снегом, которого не было в Запорожье, внезапно выпал снег и пришлось снимать без специального оборудования.
«Весна на Заречной улице» не только принесла славу режиссеру, но и открыла миру талант оператора Петра Тодоровского, который впоследствии сам стал знаменитым режиссером. Название улицы, придуманное Миронером, настолько полюбилось зрителям, что Заречные улицы появились более чем в 30 городах бывшего СССР.
«Застава Ильича»: скандал и цензура
В 1958 году состоялась премьера первой самостоятельной режиссерской работы Хуциева, мелодрамы «Два Федора»Фото: Genrietta Peryan / Global Look Press
Следующий крупный проект Хуциева «Застава Ильича» (позднее переименованный в «Мне двадцать лет») стал не только вершиной творчества режиссера, но и поводом для громкого скандала. Фильм о поколении шестидесятников, их поисках и сомнениях снимался с 1959 года совместно с молодым сценаристом Геннадием Шпаликовым.
Когда в 1963 году картину показали руководству страны, она вызвала резкое неприятие Никиты Хрущева, который заявил: «И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость эпизода, когда отец не знает, что ответить сыну на вопрос: 'Как жить?'». Особенно возмутила генсека сцена разговора молодого героя с призраком отца, погибшего на войне. На вопрос сына, как жить, отец отвечает: «Мне 21 год, а тебе 23. Как я могу советовать?»
Хуциеву пришлось существенно переделывать готовый фильм: вырезать сцены, переснимать эпизоды, менять актеров. Шпаликов отказался участвовать в этом процессе. Из документальной сцены вечера поэтов в Политехническом музее цензура убрала выступления Беллы Ахмадулиной, Евгения Евтушенко и других ярких представителей оттепельной культуры. Переименованный в «Мне двадцать лет», фильм вышел только в 1965 году, а оригинальную версию «Заставы Ильича» зрители увидели лишь в 1988 году.
После просмотра «Заставы Ильича» режиссер Михаил Ромм сказал Хуциеву фразу, которую тот запомнил на всю жизнь: «Марлен, вы оправдали свою жизнь». Однако не все коллеги были так благосклонны — один крупный советский режиссер написал донос, утверждая, что Хуциев снимает «вредное кино». Хуциев знал об этом, но никогда не называл имя доносчика.
Топ-5 выдающихся фильмов Марлена Хуциева
«Весна на Заречной улице» (1956)
«Весна на Заречной улице» — советский художественный фильм 1956 года в жанрах драма и мелодрамФото: Russian Look/Global Look Press
Дебютный полнометражный фильм Хуциева стал одним из символов оттепели в советском кино. История любви сталевара Саши Савченко (Николай Рыбников) и учительницы Татьяны Сергеевны (Нина Иванова) разворачивается на фоне жизни заводского района. Картина покорила зрителей искренностью, отсутствием фальши и живыми характерами героев. Успех фильма был феноменальным — его посмотрели более 30 миллионов зрителей. В 1957 году картина получила бронзовый медальон VI фестиваля молодежи и студентов в Москве.
«Два Федора» (1958)
«Два Федора» — советский художественный фильм 1958 года в жанрах драма и мелодрамаФото: Russian Look/Global Look Press
Фильм о фронтовике, встретившем после войны мальчика-сироту, стал кинодебютом Василия Шукшина. Хуциев вспоминал, как искал на главную роль «настоящего солдата» и был впечатлен Шукшиным, с которым у них сразу сложилось творческое взаимопонимание. История взаимоотношений двух Федоров — взрослого и маленького — показана на фоне послевоенной жизни. Фильм отличает тонкий психологизм, особенно в сценах, где маленький Федор из ревности стрижет волосы спящей мачехе, чтобы отвадить ее от своего названого отца.
«Застава Ильича» («Мне двадцать лет») (1964)
«Застава Ильича» (второе название — «Мне двадцать лет») — советский художественный фильм 1964 года в жанре киноповестиФото: Genrietta Peryan / Global Look Press
Возможно, самая знаменитая работа Хуциева, ставшая культурным манифестом поколения шестидесятников. Картина о трех молодых людях, ищущих свое место в жизни, отличается новаторским киноязыком и глубоким философским подтекстом. В фильме снялись будущие знаменитости: Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, поэты Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Булат Окуджава. Фильм получил престижный специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля в 1965 году и «Золотую пластину» МКФ европейского кино в Риме, несмотря на все цензурные вмешательства. Многие кадры из «Заставы Ильича» стали культовыми, например, сцена демонстрации на Красной площади, поэтический вечер в Политехническом музее и диалог главного героя с погибшим отцом.
«Июльский дождь» (1966)
Режиссер Марлен Хуциев и актеры Евгения Уралова и Александр Белявский (слева направо) на съемочной площадке фильма «Июльский дождь»Фото: Мастюков Валентин/ТАСС
Картина, продолжающая размышления режиссера о современности и поколении 60-х. Сюжет фильма внешне прост: молодая женщина Лена (Евгения Уралова) охладевает к своему успешному другу Володе (Александр Белявский) и ищет духовную опору. Но за бытовой историей скрывается глубокий анализ общественных изменений, наступления «заморозков» после оттепели. Несмотря на критику за «излишний эстетизм», картина вошла в историю кино благодаря блестящей операторской работе Германа Лаврова и тонкому психологизму. Примечательно, что замысел фильма возник у режиссера, когда он во время проливного дождя забежал в телефонную будку.
«Был месяц май» (1970)
«Был месяц май» — советский фильм 1970 года в жанре драмыФото: Кадр из фильма «Был месяц май», Марлен Хуциев, 1970, ТО «Экран»
Военная драма, снятая для телевидения по сценарию фронтовика Григория Бакланова, рассказывает о первых днях после Победы. Советские солдаты, остановившиеся в немецкой деревне, узнают о расположенном неподалеку концлагере и сталкиваются с ужасающими последствиями нацизма. Фильм отличается документальной достоверностью — Хуциев снимал кадры с концлагерем в Польше, а одну из ролей сыграл реальный фронтовик Петр Тодоровский в своей настоящей военной форме и орденах. Картина получила премию за режиссуру на Международном фестивале телефильмов «Злата Прага» в 1971 году.
Долгое молчание Хуциева и возвращение в кино
В 1968–1971 годах Хуциев — художественный руководитель Творческого объединения «Экран» Центрального телевиденияФото: Genrietta Peryan / Global Look Press
После «Июльского дождя», который критики обвинили в «претенциозности» и «слабой драматургии», и телефильма «Был месяц май» в творчестве Хуциева наступил длительный перерыв. Режиссер не снимал игровое кино 13 лет, занимаясь преподавательской и общественной деятельностью.
В 1983 году он вернулся с камерной драмой «Послесловие», где в ролях отца и зятя блистали Ростислав Плятт и Андрей Мягков. Действие фильма разворачивается в замкнутом пространстве квартиры, где встречаются два человека с разными жизненными позициями: пожилой идеалист и прагматичный молодой мужчина.
Финальный полнометражный игровой проект Хуциева — философская драма «Бесконечность» (1991), получившая Государственную премию Российской Федерации. После этого режиссер снимал только документальное кино, последним из которых стали «Люди 1941 года» (2001).
Последний незавершенный проект Хуциева и уход из жизни
В 1978–2011 годах преподавал во ВГИКе (в 1987–2009 годах — заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма), профессор с 1990 годаФото: Anton Kavashkin / Russian Look / Global Look Press
Последние годы жизни Хуциев посвятил работе над фильмом «Невечерняя» о воображаемой встрече Льва Толстого и Антона Чехова. Режиссер трудился над этим проектом почти 10 лет, сталкиваясь с постоянными финансовыми трудностями. Съемки проходили в Ялте, в доме-музее Чехова и других локациях. Толстого сыграл актер калужского театра Михаил Пахоменко, а Чехова — актер «Современника» Владислав Ветров.
В 2014 году съемки были завершены, но монтаж фильма продолжался. В 2018 году режиссеру удалось найти спонсора для завершения работы, но 19 марта 2019 года Марлен Хуциев скончался в реанимационном отделении Боткинской больницы на 94-м году жизни, так и не увидев свой последний фильм на экране.
После смерти режиссера на 41-м Московском международном кинофестивале была показана 40-минутная версия «Невечерней» под названием «Любимая моя жизнь». Полная версия фильма до сих пор остается незавершенной.
Личная жизнь и семья Марлена Хуциева
В отличие от многих творческих людей, личная жизнь Хуциева была стабильной и лишенной скандалов. Единственной женой режиссера была Ирина Семеновна Соловьева, с которой они познакомились еще в студенческие годы. Ирина Семеновна работала редактором на киностудии имени М. Горького и всю жизнь посвятила заботе о муже и сыне.
В браке у них родился единственный сын Игорь, который пошел по стопам отца, окончив ВГИК и став режиссером и сценаристом. Он участвовал в создании последнего фильма отца «Невечерняя». У Игоря Хуциева есть дочь Нина, которая получила образование в МГУ на отделении китайской филологии.
Удивительное совпадение судьбы — Марлен Хуциев пережил свою супругу всего на два месяца. Ирина Соловьева скончалась в январе 2019 года, а в марте не стало и самого режиссера.
Признание и наследие Марлена Хуциева
Вспоминаем лучшие фильмы Тиграна Кеосаяна: топ-5 лучших режиссерских работ
За свою долгую творческую жизнь Марлен Хуциев получил множество наград и званий: он был народным артистом РСФСР (1977), народным артистом СССР (1986), лауреатом Государственной премии РФ (1993). Его заслуги были отмечены орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, орденами Почета, Дружбы и «Знаком Почета».
Международное признание включает специальный приз жюри Венецианского кинофестиваля (1965), приз А. Бауэра «За открытие новых путей в киноискусстве» Берлинского кинофестиваля (1992), «Почетного Леопарда» за вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Локарно (2015) и множество других наград.
Марлен Хуциев был не только выдающимся режиссером, но и влиятельным педагогом, воспитавшим несколько поколений кинематографистов во ВГИКе, где преподавал с 1978 года. Среди его учеников — не только будущие режиссеры, но даже священники и мавританский режиссер с мировым именем Абдеррахман Сиссако.
В 1966 году Хуциев вместе с 25 другими деятелями культуры и науки подписал письмо против реабилитации Сталина, проявив гражданскую смелость и верность памяти своего репрессированного отца.
Фильмография Марлена Хуциева
Фильмография Марлена Хуциева насчитывает всего около десяти полнометражных картин, но каждая из них стала событием в кинематографе:
- "Градостроители" (короткометражный, 1950)
- "Весна на Заречной улице" (1956) — "Два Федора" (1958)
- "Застава Ильича" ("Мне двадцать лет") (1964)
- "Июльский дождь" (1966) — "Был месяц май" (1970)
- "И все-таки я верю..." (1974)
- "Послесловие" (1983)
- "Бесконечность" (1991)
- "Люди 1941 года" (документальный, 2001)
- "Невечерняя" (незавершенный, 2019)