Найти в Дзене
Фонтан искусства

Комедия дель арте/commedia dell’arte. Маски.

Из итальянских народных увеселений - карнавальных праздников и маскарадов, возникла комедия дель арте. После Средневековья, в эпоху Возрождения, комедия дель арте выразила новое восприятие жизни простых людей - веселье, танцы, шутки. Также театр-комедия - это реакция против учёного и элитарного типа театра высшего общества. Дель арте возникло в северной Италии в XV веке и просуществовало до конца XVIII века, оказав значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра. Формирование новых театральных законов в комедии дель-арте: Мастерски разыгранные спектакли к XVIII веку стали смотреть зрители не только в Италии, но и во всей Европе. Слава комедии дель арте доехала даже до далёкой России и Британских островов. На сцене комедии дель арте играл ансамбль актёров из четырёх масок. На севере и юге Италии сложились разные ансамбли. Северный (венецианский) ансамбль: Панталоне, Доктор, слуги Бригелла и Арлекин. Разыгрывали комедии, но некоторые сюжеты был
Оглавление

Из итальянских народных увеселений - карнавальных праздников и маскарадов, возникла комедия дель арте. После Средневековья, в эпоху Возрождения, комедия дель арте выразила новое восприятие жизни простых людей - веселье, танцы, шутки. Также театр-комедия - это реакция против учёного и элитарного типа театра высшего общества.

Отдых под Венецией. До 1939 года. Художник Константин Сомов (1869–1939). Источник: 	https://www.wikiart.org/en/konstantin-somov/all-works#!#filterName:all-paintings-chronologically,resultType:detailed
Отдых под Венецией. До 1939 года. Художник Константин Сомов (1869–1939). Источник: https://www.wikiart.org/en/konstantin-somov/all-works#!#filterName:all-paintings-chronologically,resultType:detailed

Дель арте возникло в северной Италии в XV веке и просуществовало до конца XVIII века, оказав значительное воздействие на дальнейшее развитие западноевропейского драматического театра.

Карнавал в Риме, ок. 1650/1651. Художник Иоганн Лингельбах (1622–1674).                       
Источник: Фотограф www.khm.at.
Карнавал в Риме, ок. 1650/1651. Художник Иоганн Лингельбах (1622–1674). Источник: Фотограф www.khm.at.

Формирование новых театральных законов в комедии дель-арте:

  • театральное творчество становится коллективным и требует от актёров ансамбля;
  • появляются яркие персонажи;
  • представления проходят на открытом воздухе;
  • актёры, выходя на сцену, не имели готового текста. Но придерживались основной сюжетной линии;
  • актёры живо и остроумно импровизировали диалоги. Это поддерживало в актёрах постоянную творческую активность;
  • чаще разыгрывались смешные сценки, реже - грустные. Сценки брали из жизни горожан, купцов, ремесленников, сельских жителей, бродяг;
  • сюжеты в представлениях были простые;
  • спектакль начинался и заканчивался парадом с участием всех актёров, с музыкой, танцем, буффонными трюками и дурачествами, состоял из трёх актов. В перерывах между актами исполнялись короткие интермедии.
 Передвижной театр. 1700. Театральное представление на открытом воздухе. Художник	
Ян Миль (1599–1663). Источник/Фотограф	http://www.hampel-auctions.com
Передвижной театр. 1700. Театральное представление на открытом воздухе. Художник Ян Миль (1599–1663). Источник/Фотограф http://www.hampel-auctions.com

Мастерски разыгранные спектакли к XVIII веку стали смотреть зрители не только в Италии, но и во всей Европе. Слава комедии дель арте доехала даже до далёкой России и Британских островов.

Итальянские шарлатаны, 1657. Художник Карел Дюжарден (1626–1678).
Итальянские шарлатаны, 1657. Художник Карел Дюжарден (1626–1678).

Ансамбли масок

На сцене комедии дель арте играл ансамбль актёров из четырёх масок. На севере и юге Италии сложились разные ансамбли.

Сцена из Комедии дель арте на итальянской улице, 1820. Художник	
Гортензия Одебур-Леско (1784–1845). Источник/Фотограф Дэмиен Либерт.
Сцена из Комедии дель арте на итальянской улице, 1820. Художник Гортензия Одебур-Леско (1784–1845). Источник/Фотограф Дэмиен Либерт.

Северный (венецианский) ансамбль: Панталоне, Доктор, слуги Бригелла и Арлекин.

Разыгрывали комедии, но некоторые сюжеты были драматичными.

Бригелла - хитрый, умный и злой слуга. Расчётливый - умеет водить за нос и интриговать.

Бригелла
Бригелла

Арлекин - не унывающий простак, глупый слуга. Иногда влюбляется в Коломбину. Всегда уводит возлюбленную у воздыхателя Пьеро. Костюм Арлекина - шапочка с заячьим хвостом и костюм в заплатках. Позже, во Франции, заплатки превратились в праздничные и яркие ромбики.

Арлекин
Арлекин

Панталоне - маска, которая может играть в двух разных сюжетах: или старика, который заглядывается на молоденьких девушек, или старик-тиран, который берёт себе в жёны молодую девушку. В прошлом, Панталоне был отважным мореплавателем - ведёт себя, как будто он всё ещё покровитель морских просторов. Панталоне - маска, над которой все смеются, он - предмет для насмешек.

Панталоне
Панталоне

Доктор - тоже комический персонаж. Уважает самого себя - ведь он профессор старейшего университета в Болонье. Но псевдоучёный доктор понемногу забывает знания и начинает путать имена, латинские цитаты. Некоторые его фразы лишены смысла и вызывают смех и насмешки.

Доктор
Доктор

Южный (неаполитанский) ансамбль: Ковьелло, Пульчинелла, Скарамучча и Тарталья.

Маски южного ансамбля оказались менее популярны, чем северные.

Самая любимая южная маска - весёлый слуга Пульчинелла - молодой, саркастический и умный персонаж. Его легко узнать - он носит чёрную полумаску и говорит в нос. Иногда Пульчинелла комический старик, наподобие "северного" Панталоне. Костюм маски - на голове остроконечная шапочка, а на боку - деревянная шпага.

Пульчинелла
Пульчинелла

Тарталья — судья-заика. Как правило робкий старик с толстым животом.

Тарталья
Тарталья

Ковьелло — умный слуга, бывший крестьянин говорящий на ярком неаполитанском диалекте. Носит обтягивающий костюм, но иногда может быть одет в простые панталоны и жилет. Маска: красного цвета, с длинным, похожим на клюв носом. Много гримасничает, танцует и играет на мандолине или гитаре.

Ковьелло
Ковьелло

Скарамучча — хвастливый вояка и трус. Как только дело доходит до драки, он трусливо сбегает.

Скарамучча
Скарамучча

Женские персонажи:

Коломбина — служанка, крестьянская девушка. Порядочная и всегда с хорошим настроением. Одета в красивое пышное платье; в более позднем театре (с XVIII века) часто появляется в платье из заплат, похожем на костюм Арлекина. Маску не носит.

Коломбина
Коломбина

Изабелла — юная влюблённая. Кокетливая и волевая женщина с «живым, ярким умом». Персонаж был назван в честь актрисы Изабеллы Андреини (1562—1604).

Изабелла
Изабелла

Дель арте в живописи. Галерея картин

Пьеро и Арлекин, 1888. Художник Поль Сезанн. Источник: The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202.
Пьеро и Арлекин, 1888. Художник Поль Сезанн. Источник: The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202.
Карнавальная сцена: Пьеро, Коломбина и Полишинель, 1889 г. Художник Алексис Воллон (1865–1945). В этой мизансцене Пьеро признаётся в любви Коломбине, в которую влюблён Арлекин, виднеющийся в дверном проёме справа. Полишинель, сидящий слева, дремлет, отбросив в сторону свою характерную шляпу.                                                                                            
Источник: Фотограф https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2024/19th-century-european-paintings-sculpture/scene-de-carnaval
Карнавальная сцена: Пьеро, Коломбина и Полишинель, 1889 г. Художник Алексис Воллон (1865–1945). В этой мизансцене Пьеро признаётся в любви Коломбине, в которую влюблён Арлекин, виднеющийся в дверном проёме справа. Полишинель, сидящий слева, дремлет, отбросив в сторону свою характерную шляпу. Источник: Фотограф https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2024/19th-century-european-paintings-sculpture/scene-de-carnaval
Арлекин и Коломбина, 1884 г. Художник Эдгар Дега (1834–1917) Источник/Фотограф	Проект «Йорк» (2002) 10 000 шедевров живописи (DVD-ROM), распространяется компанией DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202.
Арлекин и Коломбина, 1884 г. Художник Эдгар Дега (1834–1917) Источник/Фотограф Проект «Йорк» (2002) 10 000 шедевров живописи (DVD-ROM), распространяется компанией DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202.
Арлекин. До 1923 года. Художник Алексис Воллон (1865–1945). Источник/Фотограф	https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2024/19th-century-european-paintings-sculpture/harlequin
Арлекин. До 1923 года. Художник Алексис Воллон (1865–1945). Источник/Фотограф https://www.sothebys.com/en/buy/auction/2024/19th-century-european-paintings-sculpture/harlequin
Эскиз костюма, 1917. Смеральдина. Автор	Головин, Александр Яковлевич (1863–1930)
Эскиз костюма, 1917. Смеральдина. Автор Головин, Александр Яковлевич (1863–1930)
Эскиз костюма, 1917. Поличинелло. Автор	Головин, Александр Яковлевич (1863–1930)
Эскиз костюма, 1917. Поличинелло. Автор Головин, Александр Яковлевич (1863–1930)

Эскиз костюма, 1917. Арлекин. Автор	Головин, Александр Яковлевич (1863–1930)
Эскиз костюма, 1917. Арлекин. Автор Головин, Александр Яковлевич (1863–1930)
Мецетин. В период с 1717 по 1719 год. Художник Жан-Антуан Ватто (1684–1721)              
Источник/Фотограф Метрополитен-музей, онлайн-коллекция (инвентарный номер 34.138)
Мецетин. В период с 1717 по 1719 год. Художник Жан-Антуан Ватто (1684–1721) Источник/Фотограф Метрополитен-музей, онлайн-коллекция (инвентарный номер 34.138)
Сцена из комедии дель арте с Арлекином и Панчлино, 1734. Художник Николя Ланкре (1689–1743). Источник Искусство Великобритании
Сцена из комедии дель арте с Арлекином и Панчлино, 1734. Художник Николя Ланкре (1689–1743). Источник Искусство Великобритании
Менуэт, 1756. Художник Джованни Доменико Тьеполо (1727–1804). Источник/Фотограф	lAEDwzT4B1O3ug в Институте культуры Google
Менуэт, 1756. Художник Джованни Доменико Тьеполо (1727–1804). Источник/Фотограф lAEDwzT4B1O3ug в Институте культуры Google
Придворное и деревенское общество на карнавальном празднике с комедиантами, автор неизвестен. XVIII век.
Придворное и деревенское общество на карнавальном празднике с комедиантами, автор неизвестен. XVIII век.
Пьеро и Коломбина. Автор: в стиле Ватто. XIX век.
Пьеро и Коломбина. Автор: в стиле Ватто. XIX век.

Благодарю за прочтение!

Если статья понравилась, ставьте 👍😉

Комментируйте! Ваше мнение интересно 📝

Подписывайтесь!

#ДельАрте #театр #комедия #маскарад #фонтанискусства

#art #картины #маски #commediadell’arte