Итак, вчера мы с мужем открыли театральный сезон, посетив спектакль Малого театра - Петр I. Выбор на него пал, в основном, по желанию мужа, так как ему всегда была интересна личность первого российского императора.
Билеты я решила взять во вторую ложу бенуара, они оказались дешевле чем партер. В принципе, это хороший вариант - близко от сцены, отдельный вход и цена. Может немного смутить "взгляд на сцену сбоку", но мы не испытали дискомфорта. Ложи приподняты над партером, стулья, к сожалению, оказались без подлокотников, но можно было облокотиться на обитый бархатом парапет. Театр, к моему удивлению, не был полон ( возможно из-за цены билетов), в ложе рассчитанной на пять мест мы были с мужем вдвоем, и, пожалуй, если бы остальные билеты были бы выкуплены, в ложе было тесно и некомфортно.
В фойе театра представлена очень интересная экспозиция Малый театр фронту. В центре которой расположены останки самолёта Эскадрилья Малый театр. Его подняли в 2024 году в Калининграде. Вокруг стенды с фотографиями и фронтовыми историями.
Теперь о спектакле. На сайте театра заявлено, что это сценическая версия по пьесе Д.С.Мережковского «Царевич Алексей» в 2-х частях, в спектакле использованы фрагменты романа Д.С.Мережковского «Антихрист. Пётр и Алексей» и пьесы Ф.Н.Горенштейна «Детоубийца». Продолжительность спектакля - 2 часа 40 минут. Спектакль идёт с одним антрактом.
То что спектакль склеен из двух произведений, серьёзно ухудшило драматическую концепцию. Те кто видел спектакль исключительно по пьесе, с Коршуновым в роли Петра и Бочкарёвым в роли Алексея, сразу узнают диалоги и будут крайне разочарованы, когда они оборвутся на половине. Полностью удалили линию леди Гамильтон, Екатерина I появляется эпизодически, актрисе просто нечего играть. Главные герои царь Петр и царевич Алексей постоянно молятся. И если у Алексея это более менее оправданно, то образ царя-реформатора получается смазанным. Наверное теперь и театры обязали отрабатывать поповскую тематику. Словом молитв и коленопреклонений много, а драматургию остригли.
Почти весь спектакль держит на себе актёр Сошников, который играет царевича Алексея. Вот где во истину один с сошкой, а семеро с ложкой.
Станислав один из ярких представителей молодого поколения в Малом театре. Я уже видела его в спектакле Васса Железнова. Станислав создаёт объёмный отрицательный образ, не лишенный тем не менее и положительных моментов - любовь к Ефросинье, будущему ребёнку. Образ получился настолько мощным и скульптурным, что ему должен быть достойный противовес. Но нет, увы, противовеса в образе Петра. Царь тоже молится, истерит, бьёт земные поклоны
Его конфликт с церковью кажется странным, надуманным и ничем не оправданным. Вспомним Коршунова-старшего в роли Петра, здесь и конфликт, и схватка, и воля, и желание победить. А в современном спектакле Петр сделан из психоза, нервоза и заболеваний головного мозга. Добавьте к этому отличное знание молитв и цитат из священного писания. В конце спектакля, после смерти Алексея, император усиленно молится и бьёт земные поклоны. Под стучащий об сцену лоб, на декоративном заднике, как галлюцинация шизофреника появляется икона Богоматери. Лицо Петра в этот момент полусумасшедшее!
Увы, теперь Малый театр отрабатывает церковно-религиозную программу. Драматургию заменили молитвами. В итоге получилось ни чёрту кочергой, ни богу свечкой.
По моему мнению, спектакль в котором царь реформатор половину времени стоит на коленях ВРЕДЕН! И не соответствует исторической правде. К Петру можно относится по разному, но это был волевой, мужественный и мало религиозный человек .
Муж разочарован, сказал, что в ближайшие десять лет в театр не пойдёт.
Рекомендовать не могу! И очень жалею, что приобрела билеты. Если бы не Сошников разочарование было бы полным.