Найти в Дзене
Объясняю на пальцах

Как русские на самом деле осваивали Сибирь

Давайте посмотрим на карту России и ответим на простой вопрос:"Как русские землепроходцы шли осваивать Сибирь? По какому маршруту?" Большинство представит себе нечто вроде строителей Транссиба: отряды с топорами и ружьями, которые упрямо двигаются с запада на восток, прямо через тайгу, горы и степи. Примерно по такой траектории: Но настоящая картина их походов была куда интереснее и с точки зрения логистики — гениальнее. Представьте, что вы — казачий атаман XVII века. Ваша задача: пройти тысячи километров, везя с собой пушки, провизию, порох и товары для меновой торговли. У вас 2 варианта: Выбор был очевиден. Река — это готовая дорога с «бесплатной» тягой — течением. Поэтому первопроходцы, вместо того, чтобы идти по суше, использовали самую совершенную транспортную сеть, которую только можно было найти, — великие сибирские реки. Однако у этой транспортной системы есть минус: реки не всегда ведут прямо туда, куда тебе нужно. Кроме того, речные системы (бассейны) изолированы друг от друг

Давайте посмотрим на карту России и ответим на простой вопрос:"Как русские землепроходцы шли осваивать Сибирь? По какому маршруту?"

Большинство представит себе нечто вроде строителей Транссиба: отряды с топорами и ружьями, которые упрямо двигаются с запада на восток, прямо через тайгу, горы и степи. Примерно по такой траектории:

-2

Но настоящая картина их походов была куда интереснее и с точки зрения логистики — гениальнее.

Представьте, что вы — казачий атаман XVII века. Ваша задача: пройти тысячи километров, везя с собой пушки, провизию, порох и товары для меновой торговли.

У вас 2 варианта:

  • А) Идти пешком и на лошадях через непроходимую тайгу, болота, горные хребты. Это медленно, тяжело и опасно.
  • Б) Плыть на лодках (стругах) по рекам. Одна лодка везет груза как десяток лошадей. Это быстро (особенно вниз по течению) и относительно безопасно.

Выбор был очевиден. Река — это готовая дорога с «бесплатной» тягой — течением.

Струга - типичная казацкая лодка, которуя строили прямо на берегу
Струга - типичная казацкая лодка, которуя строили прямо на берегу

Поэтому первопроходцы, вместо того, чтобы идти по суше, использовали самую совершенную транспортную сеть, которую только можно было найти, — великие сибирские реки.

-4

Однако у этой транспортной системы есть минус: реки не всегда ведут прямо туда, куда тебе нужно. Кроме того, речные системы (бассейны) изолированы друг от друга и невозможно пройти от Москвы до Тихого океана чисто по рекам.

Иногда нужно находить «съезды» с одной «трассы» на другую — т.е. сухопутные волоки (участки, на которых казаки шли пешком от реки к реке).

Например, из Волги можно пройти вверх по Каме, а потом подняться по притоку Камы – реке Вишере:

Красная линия – путь по притокам Волги
Красная линия – путь по притокам Волги

Но цель казаков была не в Вишере, а в том, чтобы найти сухопутный волок к рекам, текущим уже за Уралом.

Например, в районе знаменитого перевала Дятлова река Вишера довольно близко подходит к реке Лозьве (расстояние там всего около 20 км).

А Лозьва – это уже бассейн реки Оби. То есть по Лозьве через речную сеть можно перемещаться на огромные расстояния от нынешнего Селехарда (Арктика) до Алтая!

Лозьва
Лозьва

То есть попав в бассейн Оби, землепроходцы оказывались в новой гигантской речной транспортной системе.

Ее площадь – 3 млн км2. Сравнимо с площадью всей Просвещенной Европы тех времен или 1/3 площади современных США.

И по всей этой территории можно было перемещаться по рекам, всего лишь протянув лодки на 20 км по суше (от Вышеры до Лозьвы).

Такая тактика повторялась казаками раз за разом: они поднимались вверх по большим рекам, потом уходили в более мелкие притоки и снова находили волок к мелким рекам соседнего бассейна.

Из Волги к Оби, из Оби к Енисею, из Енисея к Лене и т.д.

Таким образом, освоение Сибири шло не сплошным фронтом, а как бы "ступеньками" или даже "кардиограммой" :)

-7

В наиболее значимых местах речной сети казаки ставили крепости (форпосты). Опирались на них, подтягивали оружие и провизию, а затем двигались дальше.

Так появились города Тобольск, Тара, Томск, Красноярск, Якутск и т.д.

Это была гениальная логистика, позволившая горстке людей за неполные 100 лет пройти и закрепиться на территории от Урала до Тихого океана.

Они не покоряли природу Сибирь, они проходили "сквозь нее", используя ее же собственные водные артерии.