Найти в Дзене
Школа Вокала.

Чем не угодили певцы Россини?

„Как чудесна могла бы быть опера, если б не эти певцы!“ Джоаккино Антонио Россини. Странное заявление для человека,который и сам был прекрасным певцом,был женат и, значит, жил с певицей,что уже о многом говорит,который написал 34 оперы с 14 до 37 лет,сформировал свой вокальный стиль и всю жизнь был окружен певцами. Вот тут и разгадка:сформировал вокальный стиль пения своих опер!И там было много требований к исполнению каждой партии.Он добивался идеального выполнения всех своих требований,а на это были способны не все. Не стоит браться за оперы Россиини, если у вас нет необходимых голосов. Стиль Россини. Он требует, чтобы певцы всех типов, а не только сопрано, исполняли витиеватые музыкальные партии. Это одна из главных причин, по которой его серьёзные оперы исчезли со сцены: бас, который в основном пел короля Филиппа в «Доне Карлосе», не может рассчитывать на то, что ему достанется партия Ассура в «Семирамиде», точно так же, как типичная Азучена в «Трубадуре» не может рассчитывать на
„Как чудесна могла бы быть опера, если б не эти певцы!“
Джоаккино Антонио Россини.

Странное заявление для человека,который и сам был прекрасным певцом,был женат и, значит, жил с певицей,что уже о многом говорит,который написал 34 оперы с 14 до 37 лет,сформировал свой вокальный стиль и всю жизнь был окружен певцами.

Вот тут и разгадка:сформировал вокальный стиль пения своих опер!И там было много требований к исполнению каждой партии.Он добивался идеального выполнения всех своих требований,а на это были способны не все.

Не стоит браться за оперы Россиини, если у вас нет необходимых голосов.

Стиль Россини.

Он требует, чтобы певцы всех типов, а не только сопрано, исполняли витиеватые музыкальные партии. Это одна из главных причин, по которой его серьёзные оперы исчезли со сцены: бас, который в основном пел короля Филиппа в «Доне Карлосе», не может рассчитывать на то, что ему достанется партия Ассура в «Семирамиде», точно так же, как типичная Азучена в «Трубадуре» не может рассчитывать на то, что её голосовые связки справятся с партией Арсаче.

Значит,у певцов опер Россини более гибкий голос?

И не только.

Россини ориентировался на хорошо подготовленных певцов, в совершенстве владеющих выровненным тембром, головным голосом, навыками точного интонирования, пения легато, messa di voce, portamento di voce, акробатическую подвижность и гибкость голоса в мелких пассажах.

В то же время итальянский мастер насытил вокальный стиль новыми чертами, главная из которых заключалась в том, что колоратура стала сущностной вокальной мелодией и важнейшим выразительным стилем.

Украшение, чтобы оно имело смысл, должно быть индивидуальным: оно должно отражать вокальные возможности и драматические потребности конкретной интерпретации певца.

Композитор отмечал:
"Большинство известных певцов и певиц нашего времени обязаны своим дарованием, прежде всего счастливым природным
данным, а не их совершенствованию. Подлинное искусство bel
canto кончилось вместе с кастратами. Для этих людей искусство
было всем, поэтому они проявляли чрезвычайное прилежание
и неутомимую старательность в его совершенствовании".

Россини сочинял свои оперы в расчете на великолепные голоса певцов,
вокально-технические возможности которых он знал.

я был виртуозом итальянского бельканто, прежде чем стать
композитором.

Однородность тембра.

Поэтому мелодика его арий предполагает у исполнителя хорошее legato, которое достижимо лишь при совершенной однородности тембра и громкости на всей протяженности диапазона.

Гибкость голоса.

Важным свойством россиниевских певцов была
гибкость голоса, которая позволяла нюансировать мелодию едва уловимыми на слух crescendo или diminuendo, а каждую длинную ноту украшать messa di voce. При переходе от одной фразы к другой, независимо
от того, как меняется тесситура, певец должен петь абсолютно ровным
тембром и с равной силой.

Эти требования россиниевского вокального стиля зачастую представляют непреодолимое препятствие для современных певцов, не выработавших у себя ровного, красивого, гибкого голоса и обученных на другом оперном репертуаре.

Артистизм.

По свидетельствам современников,примадонны и тенора Россини обладали не только хорошо поставленными голосами, но и развитым артистическим вкусом, что позволяло им демонстрировать тонкие градации выразительности даже в украшениях.

Итак,Россини наделял оперные партии всех голосов колоратурными пассажами. Даже басовые!

Почему так?

Дело в его пристрастии,как уже было сказано выше,к голосовому типу контральто en travesti, который пришел на смену мужскому сопрано и альту, когда кастраты почти перестали выступать на оперных сценах.
Именно для контральто en travesti - певиц, обладающих
не только вокальным, но и актерским дарованием - Россини сочинил
ряд блестящих партий главных лирических героев.

Вокальная мелодия Россини изначально рождается орнаментированной: колоратура является ее глубинной сутью, а не механически добавленным украшением.для вокального письма.

Как видите,всему виной кастраты,которые задали высокую планку в пении и которая для Россини была идеалом и к которой он стремился в своем творчестве.

Для этого,как композитор и певец, он делал все партии очень удобными для пения:

1.Россини сочинял в основном арии в средней тесситуре, позволяющей не утрачивать самые главные качества пения-точность интонации, ровность тембра, legato, portamento,messa di voce.

Следует писать в среднем регистре, ибо в нем всегда получается
хорошая интонация. На крайних звуках столько же выигрывают
в силе, сколько теряют в грации, а при злоупотреблении получается паралич гортани, после чего предлагают выход в виде декламационного пения, то есть лающего и фальшивого.

2.Сочиняя череду сложных вокализов, композитор начинал с самого
удобного для голоса участка, при этом первые фразы должны были быть
короткими, как разминка. Затем он постепенно повышал тесситуру голоса и увеличивал продолжительность вокализов, давая возможность певцу продемонстрировать голос во всем его блеске.

3.Основная мелодия у Россини основана на четырех двутактовых фразах,
что позволяет певцу удобно периодически брать дыхание.

4.На смену длинным вокализам приходит смешанный тип соотношения
текста и музыки. Этот новый вокальный стиль наполовину состоит из
силлабических или полусиллабических эпизодов и наполовину -из коротких вокализов, приходящихся на каждый слог слова и включающих
от четырех до восьми нот мелких длительностей.
Этот смешанный стиль составил один из главных принципов вокальной
реформы Россини.Примеры виртуозного россиниевского стиля, основанного на вокализных распевах слогов, содержатся в каждой опере Россини.

Россини характерны вокализы в виде гамм или гаммообразных пассажей, к которым композитор прибегает, как правило, в моменты высшего эмоционального накала.

5.Так же, как другие композиторы, Россини не выписывал репризы, потому что доверял своим исполнителям варьировать и украшать вокальную партию в соответствии с их талантом, вкусом и возможностями.

Если тот или иной певец не владел навыками вокальной импровизации, композитор сам сочинял для него вариации,причем при повторных постановках опер, когда главные партии исполняли другие артисты, Россини заново переделывал для них собственные каденции и вариации.

Повторы в сольных номерах или дуэтах-это приглашение для певцов украсить свою музыку.

6.Россини не просто понимал законы bel canto, но освоил их в своей вокальной,
вокально-педагогической и композиторской практике.

Россини всю жизнь окружал себя певцами. В годы юности его музой
была контральто Мариетта Марколини, затем он женился на сопрано
Изабелле Кольбран. Для каждой из них композитор написал несколько
партий в своих операх. В близкий круг общения Россини входили самые
выдающиеся певцы своего времени, многим из них он давал уроки пения, а, например, в 1823 г. вокально-педагогическая работа составляла
главную статью его заработков.( из
источника)

Россини
Россини

Помните, что мы все обречены на успех при упорной работе по самосовершенствованию!

Все упражнения на канале могут вами прорабатываться самостоятельно и с педагогом.

Вы можете записаться ко мне на обучение или на консультацию,если вам надо экспертное мнение или решить конкретныую задачу.
Напишите мне в сообщениях сообщества "Школа вокала"
vk.com/club42295654

БЛАГОДАРЮ ВАС за лайки,за комментарии,за благодарные отзывы,за подписки на Премиум,как ваше "спасибо" за то, что я делаю!

Педагог по вокалу Ирина Державцева.