Найти в Дзене
юрий а.

Мировоззрение и модель мира

Человек вырабатывает рефлексы второго порядка на основе взаимодействия рефлексов первого порядка. Человек осознает результат своих поступков пол воздействием рефлексов и получает оценку что такое хорошо и что такое плохо для себя и, главное, для окружающих. Эта оценка и есть основа эмоций. Совершенно ясно, что эмоции вырабатываются под влиянием окружающих, то есть больших и маленьких коллективов. Люди вообще существа коллективные. Какой в обществе  менталитет, такие эмоции и вырабатываются. Комплекс эмоций в отношениях между людьми  формирует чувства. Чувства в основном эмоциональны, но в них присутствует и логика. .  Что есть чувства ?  Это эмоции, направленные на конкретный объект. Каждый  объект в сознании человека связывается с комплексом чувств, мало того, соотношение объектов в сознании человека определяется чувствами и логикой. Возникает логика чувств.  Она сложна и противоречива по сравнению с классической логикой. В ней множество течений, и она не научна. Сознание Что такое с

Человек вырабатывает рефлексы второго порядка на основе взаимодействия рефлексов первого порядка. Человек осознает результат своих поступков пол воздействием рефлексов и получает оценку что такое хорошо и что такое плохо для себя и, главное, для окружающих. Эта оценка и есть основа эмоций. Совершенно ясно, что эмоции вырабатываются под влиянием окружающих, то есть больших и маленьких коллективов. Люди вообще существа коллективные. Какой в обществе  менталитет, такие эмоции и вырабатываются.

Комплекс эмоций в отношениях между людьми  формирует чувства. Чувства в основном эмоциональны, но в них присутствует и логика.

.  Что есть чувства ?  Это эмоции, направленные на конкретный объект. Каждый  объект в сознании человека связывается с комплексом чувств, мало того, соотношение объектов в сознании человека определяется чувствами и логикой. Возникает логика чувств.  Она сложна и противоречива по сравнению с классической логикой. В ней множество течений, и она не научна.

Сознание

Что такое сознание , самосознание?  Это полное представление о самом себе , об окружающем обществе, о своем месте в этом обществе.     Это служит основой для мыслей о будущем, о своих действиях, о целях.

Короче, об идеологии, об своей, персональной, и об том, сходится ли она с идеологией близких людей, и получаешь ли ты от них поддержку, и готов ли ты принять участие в совместных действиях.

Если нет, то ты слаб, ты человек с неопределенной политической ориентацией, хорошо, если не извращенной. А слабый человек с легкостью попадает под влияние специалистов манипуляторов,  владеющих технологией внедрения в сознание ложных «фактов» и, казалось бы, строго логического построения на их базе искаженного представления о действительности. Это и есть промывка мозгов, ненавязчивая, но эффективная. Коллективная промывка проводится обществами, сектами, партиями, средствами массовой информации.

Нельзя пользоваться сведениями , полученными бог весть от кого, пересказанными неизвестно кем, только собственные сведения или полученные от доверенных лиц, напрямую и по Вашей же просьбе.

Только постоянная собственная работа по анализу совпадения и  расхождения окружающей действительности  и своего представления о ней. Для такой работы необходимы хотя бы начальные знания диалектической и классической логики и практическое  знание противоречий , действующих в обществе .

. Человек вообще мысленно анализирует не сам объект, а его воображаемую модель. Он вписывает эту воображаемую модель в также воображаемую модель окружающего мира. На практике обнаруживается расхождение модели с практикой. При сравнении расчетов с практикой человек производит корректировку модели объекта, приближаясь к практическим результатам. Это и является одним из процессов познания. И этот процесс сходящийся. Количество элементов человеческого мозга конечно, соответственно, конечно и количество комбинаций этих элементов. Конечны и представления человека об окружающем мире. Поскольку модель окружающего мира и воображаемая модель окружающего мира конечны, то этот процесс познания сходится за конечное число шагов. Так что в рамках рассматриваемых моделей абсолютная истина достижима. Другое дело, если мы будем одновременно проводить сравнение и корректировку модели окружающего мира. При этом модель окружающего мира никогда не будет полностью адекватной действительности в силу его бесконечности. Отсюда следует вывод, что для человека достижима абсолютная истина в его воображении (в границах модели его знания окружающего мира). За пределами этой модели она недостижима.

Когда высшие животные начали строить в своем мозгу модели внешнего бытия, у них начало появляться осознание причинно-следственного влияния отдельных объектов друг на друга, в том числе и  влияния действий самого животного на окружающую среду и на существ своего и иных видов. Использование своих действий с определенной целью явилось  фактом проявления зачатков разума.

Человек, научившись построению воображаемых моделей  формирует и чувства отношения к этим моделям , которые в комплексе  . составляют его мировосприятие и мироощущение. Соответствующие действия человека наталкиваются на противоречия с действительностью, что служит причиной уточнения и усложнения модели. Так формируется процесс познания. Познания складываются в мировоззрение, состоящее в основном из чувств.

Однако в модели существуют и связи между её элементами, которые в мозгу становятся логическими и противоречия в модели между понятиями. Это заставляет человека  кроме чувств, руководствоваться логическими размышлениями. Зачатки разума становятся человеческим разумом. Человек начинает приспосабливаться к действительности и первый шаг приспособления,  это формирование общества, от семьи к роду, от рода к племени, от племени к языковому общению. Общественный характер жизни приводит к развитию общественного разума.

Противоречия мира и его модели

Модель мира не может в силу ограниченности человеческого мозга полностью соответствовать оригиналу. Накапливающиеся со временем противоречия толкают человечество на развитие модели, уточнение её параметров. Эти изменения в разных обществах и странах происходят по-разному.  Формируются разные модели, иногда даже бессознательно. Трудности дипломатических споров зачастую связаны с тем, в разных моделях разные понятия справедливости, долга, чести.

Модели, как правило зависят от законов, принятых в обществе, а законы, это часть настройки, создавшейся для повышения устойчивости современной формации и её вариантов.  Но представления людей формируются также, и на основе пиара, пропаганды и слухов. В результате одновременно в умах народа существует множество моделей окружающего мира.

В индивидуалистическом обществе представления формируются выборочно под влиянием приспособления к внешним воздействиям.  А так как внешние воздействия различаются в зависимости от социального положения, то представления и модели становятся классовыми. Каждый класс и каждая социальная группа видит свой путь улучшения своей модели и своего общества.  При сближении социального положения членов общества и модели становятся близкими и даже общими.

Интересно, как случилось что фраза В.И. Ленина :   «Учение Маркса всесильно потому что оно верно» принимается всеми, даже не знающими учения Маркса. А ведь учение Маркса само утверждает временность справедливости и могущества  всех учений.

И никто не задумывался над вопросом: «А почему же оно верно?».  Ответ находим у Ленина же,  Верность  учения подтверждается тем, что оно живо, так как питается политическим творчеством масс.  Стоит в процессе развития социалистического общества притормозить политическое творчество масс , как учение приходит в рассогласование с действительностью,  искажается неправильной трактовкой и теряет верность.

Каждый из нас обязан анализировать окружающие политические отношения,  прилагая к ним и тем самым развивая  марксизм . Он является наукой и отрицать это могут только враги. Как всякая наука он со временем эволюционирует в результате появления новых понятий, новых отношений, новых противоречий. Марксизм тем и силен, что он имеет способность перестраиваться, не теряя своих свойств,  как сильная армия в сражении. Марксизм может и должен развиваться в соответствии с изменениями окружающего мира. Методики марксизма, это методики анализа и синтеза,  позволяющие обнаруживать новые закономерности и новые пути достижения целей. Поэтому каждый из нас обязан идти по пути, обозначенному классиками дополняя их теоретические достижения новыми открытиями. Не будем бояться ошибок, если нас будет много , то товарищи поправят. А практика . надежный способ проверки. И если честно относиться к научной стороне идеологии, выдвигать новое доказательно, опровергать аргументировано, мы не отклонимся от заданного нашими  идеологическими предками направления.

Классики поставили много вопросов о будущем развитии общества, отвечать на эти вопросы придется нам.

Два направления познания, их взаимное дополнение

и их зависимость друг от друга.

Процесс познания происходит по двум связанным направлениям познания объективной реальности посредством наблюдения за фактами и событиями , и познания путем создания теории, модели и анализа взаимодействия факторов этой модели между собой.

Почему же так происходит ?  Потому что от объективной реальности мы можем получить только сведения о составляющих её явлениях и, возможно, о формах этих явлений .  Содержание и сущность этих явлений могут быть выяснены после анализа и расчетов в рамках модели.

Результаты расчетов проверяются путем сравнения  с объективной реальностью, при этом возможно совпадение, что служит доказательством правильности модели.

Возможно и расхождение, что является основанием для пересмотра модели и нового толкования результатов. Большей частью мы оказываемся в неопределенном состоянии, тогда возникает необходимость в искусственном эксперименте для выяснения различия и снятия противоречия.

Иногда модель приходится менять принципиально , тогда это служит толчком для развития науки по многим направлениям.

Чем ближе модель к внешнему миру, тем точней наши прогнозы относительно процессов в окружающей природе.

Не только в общественных науках проявляется ревизионизм и догматизм.

В науках о природе как об естественной, так и о рукотворной, ревизионизм и догматизм как правило не замечаются, но борьба с ними подспудно ведется.

Что же такое модель объективной реальности?  По сути дела, это промежуточный шаг выяснения сущности окружающего мира.   Он необходим, потому что для анализа массы фактов необходима систематизация, а систематизация проводится в определенном порядке, соответствующем представлениям человека , а представления человека и есть модель мира.

Отсутствие модели позволяет проводить статистический анализ фактов, но он имеет вероятностный характер, не полностью раскрывающий сущность явления.  Целенаправленный анализ возможен только при сформировавшейся модели. Он то и служит причиной её подтверждения, или утонения и замены. Дополнительные факты при их недостаточности добываются путем эксперимента.

Во всех случаях и практическую проверку теории и анализ полученных фактов должно проводить при полной уверенности в их истинности. Ложная информация может привести  к серьезным ошибкам.

Эмоции и чувства

Человеческий интеллект кроме способности логически мыслить и познавать природу и её законы обладает еще эмоциями, которые помогают быстро реагировать на изменения окружающей обстановки.  Иногда, особенно в случае встречи с непознанным они могут привести к непростительным ошибкам.

Попробуем проанализировать источники эмоций и их формирование.

Во всяком организме заложены безусловные рефлексы, определяемые наследственностью. На протяжении жизни формируются и накапливаются условные рефлексы, вырабатываемые учебой и трудовой деятельностью. Будем называть все эти рефлексы рефлексами первого порядка.

Но человек вырабатывает и рефлексы второго порядка на основе взаимодействия рефлексов первого порядка. Человек осознает результат своих поступков пол воздействием рефлексов и получает оценку что такое хорошо и что такое плохо для себя и, главное, для окружающих. Эта оценка и есть основа эмоций. Совершенно ясно, что эмоции вырабатываются под влиянием окружающих, то есть больших и маленьких коллективов. Люди вообще существа коллективные. Какой в обществе  менталитет, такие эмоции и вырабатываются.

Комплекс эмоций в отношениях между людьми  формирует чувства. Чувства в основном эмоциональны, но в них присутствует и логика.

.  Что есть чувства ?  Это эмоции, направленные на конкретный объект. Каждый  объект в сознании человека связывается с комплексом чувств, мало того, соотношение объектов в сознании человека определяется чувствами и логикой. Возникает логика чувств.  Она сложна и противоречива по сравнению с классической логикой. В ней множество течений, и она не научна. Но личности, владеющие ей, имеют возможность влиять на настроения и поступки окружающих.

Важно знать об этом и не попадать под внешнее влияние. Ложные эмоции возникают из-за ложной информации. Иногда возникают и распространяются ложные чувства.

Наши враги пользуются этим для очернения наших целей и методов  и распространения своей идеологии, в среде несозревших и эмоционально чувствительных  лиц. Логический и диалектический анализ ограждает от чуждого влияния.  Наша задача, обучить трудящихся этому анализу.

Как же враги этим пользуются?  Природа человеческого мышления имеет особенность, человек мыслит, имея в виду не  истинную окружающую ситуацию, а модель этой ситуации, которую он построил в своем мозгу.  Модель  он строит,  исходя из фактов действительности, а также из своих  чувств и эмоций. Факты есть факты, а чувства и эмоции могут быть искусственно вызваны, и являться результатом внешнего клеветнического или фейкового воздействия, или длительной пропаганды, содействующей переходу на позиции собственных врагов.

Особенно такие методы действенны на людей с несложившимся или ограниченным сознанием. Ограничения связаны с узкой сферой общения человека, вызванной его профессией или социальным положением. Легче всего вызвать ложные чувства по отношению к людям, с которыми не встречался , к теориям , с которыми не .знаком, или к людям, ведущим  резко отличающийся образ жизни.

Иногда ложные чувства могут быть противоположны собственным семейным , национальным и классовым интересам.

Только широкое и устойчивое сознание в состоянии противостоять внешним психологическим воздействиям.

Важнейшая функция мышления - познание.

Чувственные образы

Человек вообще мысленно  анализирует  не сам объект , а его воображаемую модель. Он вписывает эту воображаемую модель в также воображаемую модель окружающего мира На практике обнаруживается расхождение с практикой При сравнении расчетов с практикой человек производит корректировку модели объекта, приближаясь к практическим результатам. Это и является одним из процессов познания. И этот процесс сходящийся. Поскольку модель окружающего мира и воображаемая модель окружающего мира конечны, то процесс познания сходится за конечное число шагов. Так что в рамках рассматриваемых моделей абсолютная истина достижима. Другое дело если мы будем одновременно проводить сравнение и корректировку модели окружающего мира. При этом модель окружающего мира никогда не будет полностью адекватной действительности в силу его бесконечности. Отсюда следует вывод , что для человека достижима абсолютная истина в его воображении (в границах его знания окружающего мира).  За пределами знания она не достижима. А что же за пределами знания? Человек вынужден действовать и принимать решения в том числе и за пределами знания. При этом он пользуется правилами и понятиями, выработанными на предыдущими поколениями а также возникающими из подсознания. Назовем эти правила и понятия верой. Вера изменяется и развивается в соответствии и расширяющейся областью знания. Ясно, что в области веры нет достижимости истины. Однако человечество создало учения, которые абсолютизируют и эту область. Такие учения называются религией. Религия сопротивляется изменению своих абсолютных догматов, однако расширение знания позволяет доходить до истины все в новых областях , что заставляет все существующие религии эволюционировать с целью самосохранения или отмирать.  Религии не охватывают всю область веры. Частично вера заключается в научных учениях и гипотезах. Многие  действия на переднем крае науки производятся с использованием эмпирических закономерностей. Научные учения развиваются по мере подтверждения или опровержения теорий и гипотез. Для научного познания это нормально. Факт -  король науки.  Наука идет дальше, расширяя сферу познания, и выдвигает новые гипотезы и  поправляет старые.

Начать, хотя бы с Гегеля. Ведь это он  обнаружил что истоком и одной из основ развития являются противоречия внутри объектов, а развитие, это снятие противоречий.  Развиваться  могут все объекты, то есть понятия, для материалистов отображения  материальных объектов, для Гегеля  данные свыше. Поэтому в диалектике идеалиста Гегеля присутствуют и духовные понятия, причём, на первом месте.

Но определениями Гегеля пользуются и материалисты.

Главное,  что противоречия  возникают между характеризующими один объект признаками, единство этих признаков состоит в том, что они характеризуют одно понятие,  борьба в том, что они между собой вступают в противоречие, такие признаки (свойства) называются противоположностями.

А в диамате нет закона противоположностей (их может и не быть), но  имеется закон их единства и борьбы (закон действия противоречий)  противоречия могут тормозить развитие, но их снятие  и есть развитие. Уничтожая противоречия мы уничтожим и понятие (объект)  . снимают, но не уничтожают  противоречия  изменением условий, или изменением структуры объекта, или его использования. . Снятие противоречий и есть развитие.

Противоречия между разными объектами, это предмет логики, они могут быть уничтожены , а объекты сохраниться.   Единства этих противоречий и противоположностей нет.

Состав интеллекта

Человеческий интеллект состоит из накопленных человечеством способностей в процессе своего развития. Способностей не физического труда, а умственного. Люди  научились передавать друг другу эти способности за счет воспитания и обучения.  А в основном, способности совершенствуются в результате деятельности человека в обществе.  Иногда, человек после получения и тренировки некоторого количества способностей оказывается  в состоянии самостоятельно развивать свои умственные способности. Направление этого развития, конечно, зависит от предварительного воспитания и обучения, но может оказаться и неожиданным.

Прежде чем размышлять об интеллектуальном развитии человека, тем более о формировании какого либо интеллекта вне живых организмов, следует продумать из чего должен состоять интеллект, чтобы не иметь катастрофических  противоречий с менталитетом основной массы окружающих .

Об этом уже говорилось, но еще раз будет не лишним.

Во-первых это отношения человека с природой. Человек научился анализировать природные явления и приспособился к ним с помощью развития природной науки, также он научился использовать эти явления в свою пользу и до некоторой степени управлять этими явлениями.  У искусственно создаваемого интеллекта это может  осуществиться через посредника, который воспринимает и формализует природные явления переводя их отражение в общепринятую форму, а также способен реализовывать выводы искусственного интеллекта для преобразования  природы в более благоприятный вид.  При этом сразу встает вопрос, для кого более благоприятный.

Человек непосредственно контактирует с природой, так как сам часть этой природы. Контакт ИИ с природой предстоит еще обеспечить.

Во-вторых это отношения человека (индивидуума) и общества, со стороны человека, это освоение понятия общественного порядка,  со стороны общества, это выработка законов , утверждающих компромисс между общественным понятием о справедливости и достижением порядка за счёт насилия. Не может человек терпеть насилие со стороны устройства, как не может понять справедливость по отношению к нему.  Неприязнь к устройству выразится не только в помехах функционированию, как уже бывало , но и  перенесётся и на автора программы.  Пока не существует программ, способных понять чувства человека и мотивы его поступков. А такие программы требуются , без них ИИ останется тупым автоматом, возможно даже изощрённым.

Что такое здравый смысл? Это понятие неоднозначно и переменчиво. В начале развития человека здравый смысл определяется главным образом врожденными инстинктами. Затем человек приобретает опыт и его здравый смысл получает личные черты в зависимости от сферы его деятельности и общества, в котором он живет. Спустя многие годы, с приобретением большого опыта, здравый смысл начинают называть по-другому. Его окружающие называют мудростью. Но для приобретения мудрости не обязательны долгие годы. Существует наука – философия, которая посвящена изучению законов мудрости. Правда, следует отметить, что абстрактное изучение и использование философии не повышает умственных способностей, а сводит философию к схоластике. Только практическое её применение в повседневной жизни, постоянные упражнения вырабатывают оптимальный тип мышления. Человек приобщается к мудрости. Мы марксисты – следовательно, мы изучаем философию марксизма. Марксизм, с одной стороны, это наука – наука, отображающая основные законы окружающего мира.

Наш мир имеет ряд характерных свойств. События и явления пронизаны причинно-следственными связями. Во-вторых, окружающий нас мир дуален – каждому действию противопоставлено противодействие, каждой частице – античастица. В-третьих, всё в мире связано временными соотношениями и закономерностями. Так же как логика отображает наличие причинно-следственных связей всего сущего, так диалектика отображает дуализм мира. Исторический материализм в основе своей имеет свойства времени такие как поступательность, непрерывность и необратимость. Теория познания формулирует как раз законы отображения свойств действительности в человеческом мозгу. С другой стороны, марксизм – это идеология, то есть совокупность методов анализа существующей ситуации в окружающей действительности (мировоззрение) и методов принятия решений, оптимальным образом ведущих к поставленной цели. А поскольку цели различных социальных групп разные, то и идеология не может не быть классовой.

По сути дела, марксизм – это здравый смысл пролетариата, научно сформулированный и систематизированный. С третьей стороны, марксизм – это оружие пролетариата. А изучение оружия бесполезно без умения им владеть.

Почему-то бытует мнение, что диалектика решает все вопросы бытия. Диалектика ничего не решает, решаете вы с помощью диалектики. Поэтому бесполезно искать у классиков ответы на ваши вопросы. Классики находили ответы на свои вопросы. А слепое использование выводов классиков может привести к двум последствиям: либо к игнорированию особенностей современной действительности и догматизму, либо, обнаружив неадекватность выводов классиков с современной действительностью, к попыткам изменить основы марксистской теории – ревизионизму. Применяя марксистскую теорию, свои вопросы мы должны решать сами. Классики проторили для нас дорогу, и мы должны, решая наши вопросы, терпеливо пройти проложенным ими путем, шаг за шагом. Только тогда, пройдя их путь до конца, мы сможем сделать еще шаг в развитии теории.

Всякая наука разделяется на две части – основы теории и практические приложения этой теории. Чтобы развивать приложения, нужна практическая деятельность, непосредственно подтверждающая или корректирующая результаты. Чтобы исправить теорию, нужны долгие годы практических проверок и анализа результатов. Кидаться в теории из одной крайности в другую нельзя, теория любит консерватизм и очень не любит высасывание гипотез из пальца. Для того чтобы ориентироваться в диалектических построениях, нужно знать и понимать основы диалектики.

Поразительное дело – взгляните на любой учебник марксизма или научного коммунизма, изданные еще при советской власти, и вы обязательно найдете фразу о том, что партия, используя методы марксизма-ленинизма, добилась значительных свершений. Но вы попробуйте найти описание хотя бы одного из методов – найдете только основополагающие принципы и теоретические построения. Сейчас, напротив, нужны в первую очередь практическое применение и руководство к действию. Задача данной работы хотя бы частично восполнить этот пробел.