Анализ боевых действий против ХАМАС в 2006 – 2009 гг. привел к существенному изменению взглядов на развитие вооруженных сил Израиля. Дополнительным фактором стала Арабская весна 2011 г. В Египте тогда к власти пришли братья-мусульмане, после чего пришлось считаться с возможностью ведения боевых действий на египетской границе.
Исторически в Израиле существовали два взгляда на развитие вооруженных сил: «устрашение» и «бункеризация». Сторонники «бункеризации» проводили параллель Израиля с осажденной крепостью, предлагая сосредоточиться на укреплении обороны. Адепты «устрашения» полагали лучшим способом обороны превентивные внезапные удары, которые быть может не уничтожат противника, но точно не дадут ему возможности накопить силы для разгрома Израиля.
Армию обороны правильнее именовать Армией устрашения. Все свои войны и военные операции, за исключением войны 1973 г., Израиль вел в парадигме концепции устрашения. Устрашение не означало полного отказа от бункеризации: границы государства Израиль крепчали год от года. В конце 2000-х гг. значительные средства были выделены на обустройство границ, включая завершение постройки стен, оборудование границ сложными системами наблюдения и пр.
Операции в Ливане и Газе продемонстрировали невозможность нейтрализации ракетной угрозы, как ударами с воздуха, так и ограниченными во времени и географии действиями сухопутных войск. Выход из ракетного тупика увидели в развертывании системы ПВО, оптимизированной для уничтожения неуправляемых ракет.
Подзабытая вроде бункеризация вдруг стала актуальной.
ВВС, точнее ВКС – в 2000-е гг. военно-воздушные силы Израиля были преобразованы в воздушно-космические, традиционно съедали порядка половины военных расходов. До второй половины 2000-х гг. приоритет в финансировании внутри бюджета ВВС имела пилотируемая авиация, далее по списке следовали БПЛА и системы ПРО, способные отразить ракетные атаки Ирана.
Анализ операции «Литой свинец» привел к смене приоритетов: на первое место вышли работы по созданию и развертыванию ЗРК «Железный купол», предназначенного для уничтожения неуправляемых ракет с дальностью полета от 4 до 70 км, далее шла беспилотная техника и уже затем пилотируемая. Сие не означает, будто на пилотируемую авиацию денег стали тратить меньше, чем на ЗРК или БПЛА: снизилась доля пилотируемой авиации в бюджете ВВС, а доли ЗРК и БПЛА увеличились. Увеличились в процентном отношении расходы на космическую составляющую ВКС и разведку. Арсенал технических средств разведки наращивался непрерывно, одновременно росло количество офицеров, непосредственно работавших с информационными системами и занятых аналитической работой – по некоторым оценкам за три года, в 2009 – 2012 гг., численность разведслужб ВКС возросла на четверть.
Перераспределение бюджета имело следствием сокращение самолетного парка. В 2000 г. в составе ВВС имелось 19 эскадрилий реактивных боевых самолетов, на вооружении которых состояло примерно 450 машин пяти типов, еще 150 самолетов разных типов числилось в резерве. ВКС в 2012 г. располагали 12 эскадрильями F-15 и F-16C/D/I, в резерве осталось 75 F-16A/B (116-я 140-я и 144-я эскадрильи). Зато в составе ВКС появились три эскадрильи БПЛА. Ударные БПЛА начали теснить истребители-бомбардировщики F-16 и боевые вертолеты. На Западе вообще и в США в частности в 2000-е гг. много дискутировали о моральном аспекте боевого применения ударных БПЛА: позволительно или нет машинам убивать человеков? Тема моральности/аморальности нанесения ударов по наземным целям, включая людей, в Израиле вообще не затрагивалась. Морально все, что идет во благо государства Израиль.
Свои выводы из операции «Литой свинец» сделало руководство ХАМАС. Главный вывод: ракет надо больше, ракет нужны разные. За два – три года ракетный арсенал ХАМАС значительно обновился и по своему составу приблизился к ракетному арсеналу «Хезболлы» времен Второй Ливанской войны. Палестинцы в 2012 г., по данным израильской разведки, располагали примерно 12 000 ракетами, в том числе 9000 ракетами калибра 107 мм и меньше с дальностью полета не более 15 км. Самые дальнобойные ракеты летели на 160 км, таковых имелось совсем немного.
Ракетный арсенал ХАМАС напоминал супермаркет: от «старых добрых» сделанных на коленке ракет «Кассам-1» и переделок советских неуправляемых авиационных ракет С-8 до 122-мм ракет от РСЗО «Град» и иранских ракет Fajr-5. Большая часть ракет или сборочных комплектов поступала в Газу извне, вопреки израильской блокаде. Новое правительство Египта симпатизировало ХАМАС, а потому подземный трафик оружия и его комплектующих через туннели под границей Газы и Египта увеличился. Полукустарные предприятия по производству ракет работали в самой Газе: около 3500 ракет из 12 000 собрали непосредственно в Газе, причем в это число вошли ракеты с дальностью полета в десятки километров.
Маршрут поставок ракетного оружия из Ирана в Газу лежал через Судан. В Судан ракеты доставлялись торговыми судами, потом автомобилями по суше или мелкими корабликами по воде военную контрабанду перемещали на Синайский полуостров. Далее маршрут лежал через Синай к туннелям, ведущим в Газу. Власти Египта на транзит оружия через свою страну смотрели сквозь пальцы.
В Израиле не хотели осложнять отношения с Египтом, поэтому «тропу» через Синайский полуостров оставили в покое. Израильский информационный портал Ynet 26 марта 2009 г. писал (https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3692572,00.html) :
- Судан — идеальное место [для пресечения поставок оружия в Газу]. Эта страна десятилетиями была рассадником радикального мусульманского терроризма. Режим на севере — радикальный суннитский; бен Ладен какое-то время находил там убежище. Короче говоря, государство – провал, со слабым и жестоким центральным правительством. Международное сообщество считает Судан прокажённым государством.
Борьбу с ракетной угрозой из Газы Израиль продолжил на территории Судана, не без помощи США. В середине января 2009 г. министр иностранных дел Израиля Ципи Ливни и госсекретарь США Кондолиза Райс подписали соглашение, предполагающее участие международных организаций в пресечении контрабанды оружия в сектор Газа. Г-жа Райс по этому случаю заявила:
- Ожесточённый конфликт был развязан ХАМАС, который применил ракетные обстрелы и отказался принять режим прекращения огня. Нельзя ожидать, что Израиль будет жить в условиях такого риска. ХАМАС несёт ответственность за текущий конфликт между Израилем и палестинцами. … Подписанный нами Меморандум о взаимопонимании отвечает этим потребностям и содержит ряд шагов, которые США предпримут для его обеспечения
Подпись на соглашении оказалась последним актом Кондолизы Райс в должности госсекретаря. Г-жа Райс сдала пост г-жа Хиллари Клинтон. Ципи Ливни тоже женщина.
Соглашение де-юре закрепила положение, существовавшее де-факто. США и раньше предоставляли Израилю информацию о перевозках оружия из Судана в Газу.
В первых числах января 2009 г. в отдаленном районе на востоке Судана два самолета неизвестной принадлежности атаковали автоколонну в составе 17 грузовиков. Автоколонна направлялась в Египет. Все автомобили сгорели, погибло 119 человек, выжил один - эфиоп. Министр иностранных дел Судана Денг Алор Куол, человек с усами, на пресс-конференции в Каире заявил, что у него нет информации об атаке непонятными самолетами какой-то автоколонны. Министр транспорта, в пику своему коллеге, комментарий дал: «Крупные силы авиации уничтожили бомбами небольшие грузовики, погибли граждане Судана, Эритреи и Эфиопии». Возбужденная мировая общественность в лице журналистов обратилась в сторону Израиль и получила официальный ответ: «Израиль не реагирует на сообщения подобного рода». Истину прознали египетские журналисты: удар, согласно достоверной информации, нанесли самолеты ВВС США, взлетевшие с авиабазы Джибути. История до сих пор темная. Не исключено даже, что бомбили не один, а три раза три различных автоколонны – 13 и 15 января, 18 февраля 2009 г.
Впервые об атаке автоколонны 26 марта 2009 г. сообщил американский телеканал CBS, после чего собственно и возник ажиотаж с вопросами к суданским министрам, запросами в представительства Израиля и США.
Количество погибших при ударе (ударах) по автоколонне (автоколоннам) варьируется от 30 до 800. Автомобили, по суданской версии, перевозили нелегальных эмигрантов, жаждавших попасть в Египет, а единственным оружием, находившимся в автомобилях, были автоматы АК охранников. В Израиль неофициальные лица глаголят, будто автотранспортом перевозили ракеты Fajr-3.
Бомбила, естественно, израильская авиация. Удар, предположительно, нанесла пара F-16I. Ударные самолеты сопровождали истребители F-15. Маршрут полета протяженностью в одну сторону 1100 – 1200 км пролегал над Красным морем. Большую часть маршрута самолеты во избежание обнаружения РЛС Саудовской Аравии и Египта преодолели на малой высоте. ВысотУ F-16 (или F-15I) набирали только для дозаправки и в районе движения конвоя. Дозаправка выполнялась от израильского танкера Боинг 707. Точное местоположение конвоя известно не было. Экипажи истребителей-бомбардировщиков поиск целей выполняли самостоятельно с помощью бортовых обзорно-прицельных систем. Выживший эфиоп якобы рассказал, что самолеты непонятного облика сначала пронеслись над колонной, развернулись и уже затем нанесли удар. Применялись, вероятно, кассетные боеприпасы, иначе сложно объяснить каким образом в одном заходе два самолета поразили 17 целей. В известных рейдах, аналогичных суданскому (Иран, Сирия), F-16 летали с тремя ПТБ, для подвески вооружения воздух-поверхность на каждом самолете оставалось по два пилона, «вмещавших» две бомбы калибра 907 или четыре калибра 227 кг.
Генерал-майор в отставке Эйтан Бен-Элияху, командовавший ВВС Израиля в 1996 – 2000 гг., 26 марта 2009 г. прокомментировал суданский случай в интервью порталу Ynet (https://www.ynet.co.il/articles/0,7340,L-3692567,00.html):
- Обычно в таких ударах принимают участие от четырех до 12 самолётов, но следует помнить, что требуется еще несколько самолётов обеспечения, например, самолёты-заправщики. В такой операции, если позволяет дальность [полета ударных самолетов], главная проблема начинается и заканчивается разведывательной информацией. Необходимо знать и отслеживать перемещение конвоя, его точное местоположение, а также организовать встречу ударной группы с целями. Полет в одну сторону занимает около двух часов, поэтому разведке необходимо за несколько часов знать, где находятся цели. Поскольку целями служат транспортные средства, перемещающиеся по дорогам, то летчики способны, следуя над дорогами, самостоятельно их обнаружить, но нужно заранее знать, в каком именно районе находятся эти транспортные средства.
Израиль не взял на себя ответственность и за удар поздним вечером 5 апреля 2011 г. по автомобилю Хюнде «Соната» на шоссе между Порт-Суданом и аэропортом. В машине находился один из лидеров бригад «Кассам». Лидер уцелел, а два его спутника погибли.
Подробности сей истории тоже скрыты пеленой секретности. Некоторые источники авторство налета приписывают двум вертолетам АН-64. Версия не столь фантастична, как может показаться. На одном из островов эритрейского архипелага Дахлак с середины 90-х гг. по 2025 г. находилась военная база Израиля – как раз в тех местах, где до 1991 г. размещалась база ВМФ СССР Нокра. Дахлак и Порт-Судан разделяет расстояние примерно в 550 км, боевой радиус действия вертолета АН-64 - 690 км, перегоночная дальность 2000 км. В 2009 – 2011 гг. «Апачи» неоднократно замечали у берегов Судана, вертолеты даже выполняли посадки на одном из суданских островов.
Официальные лица Судана сообщили о гибели вечером 5 апреля 2011 г. двух неопознанных лиц в результате авиаудара, нанесённого иностранным самолётом неустановленного типа по району недалеко от Порт-Судана. Много позже стало известно об обнаружении рядом с сгоревшей «Сонатой» трех неразорвавшихся ракет «Хеллфайр» и большого количества гильз от снарядов калибра 30 мм – работа «Апачей».
В декабре 2011 г., 15 и 19 числа, атакам с воздуха подверглось на юге Судана еще два автомобиля с VIP представителями ХАМАС. Четыре пассажира, в общей сложности, погибли. Атаки выполнили НЛО.
Удары по территории Судана власти Израиля официально не комментировали. Неофициально лица, имеющие отношение к Армии обороны, ясно дали понять кто и зачем летал над Суданом.
Вскоре после полуночи 23 октября 2012 г. мощный взрыв потряс завод по производству боеприпасов в Ярмуке, пригороде Хартума. Взрывы от вторичной детонации гремели до утра, а днем 23 октября министр культуры и информации Судана Ахмед Билал Осман выступил с заявлением:
- Четыре самолета нанесли удар по заводу в Ярмуке, в результате чего погибли два человека. Мы считаем, что бомбардировку осуществил Израиль, Мы оставляем за собой право ответить в любое время и в любом месте по нашему выбору.
ВКС Израиля провели операцию в Судане по кальке налета 2007 г. на сирийский ядерный объект. Считается, что удар наносили четыре самолета, еще четыре составляли группу прикрытия. Действия самолетов обеспечивали самолет-заправщик Боинг 707, самолет постановки помех на базе бизнес-джета Гольфстрим G550 и два вертолета СН-53 со спецназом на случай проведения силовой поисково-спасательной операции. G550 ослепил РЛС аэропорта Хартум. Прикрытие однозначно осуществляли F-15, что касается ударной группы, то здесь мнения расходятся - F-15I или F-16I. Сирийский ядерный реактор в сентябре 2007 г. бомбило восемь самолетов, все они изначально идентифицировались как F-15, но позже стало известно: группа состояла из четырех F-15 и четырех F-16, причем F-15 задействовали из-за необходимости использовать проникающие бомбы GBU-28, неподъемные для F-16. В налете на Ярмук ударную группу, скорее всего, составляли четыре F-16I. Если уж проводить аналогию с сирийской операцией «Фруктовый сад», то самолеты принадлежали 119-й и/или 235-й эскадрильям; сирийский реактор вслед за четверкой F-15I добивали три F-16 из 119-й эскадрильи и один самолет из 235-й эскадрильи. Действия ударной группы в операции «Фруктовый сад» обеспечивал самолет G550, оснащенный системой РЭБ «Suter».
Планирование налета на завод в Ярмуке началось в 2010 г., после того как стало известно, что из себя сей завод представляет. В январе 2010 г. в Дубае агентами Моссад был убит очередной лидер ХАМАС. В вещах убитого обнаружили секретные документы, в том числе текст ирано-суданского соглашения от 2008 г., позволявшее Ирану производить вооружение на территории Судана в интересах третьей стороны. Слежка за гражданами Ирана, пребывавшими на территории Судана, позволила израильской разведке выйти на завод в Ярмуке, где велось производство ракет Fajr-3.
На опубликованном снимке завода в Ярмуке, сделанным 30 октября 2012 г. израильским спутником EROS-B, хорошо различимы 11 воронок. Воронка еще от одной бомбы в кадр не вписалась. Сравнение данного фото с аналогичным годичной давности показывает, что бомбили площадку с контейнерами и четыре здания. Сдетонировали контейнеры. На Ярмук сбросили 12 бомб с четырех самолетов. Две машины, предположительно, несли по два 907-кг JDAM’а и две – по четыре КАБ калибра 227 кг.
Удары израильской авиации по Судану вписываются в стратегию устрашения, а налет на Ярмук послужил еще и посланием для Ирана: мы долетели до Хартума, а можем - до Тегерана; никто нам не помешает, и никто ничего не сделает ни в военном, ни в политическом плане.
Успехи ВВС Израиля в деле пресечения поставок ракетного оружия несомненны, однако существенно снизить поток грузов по туннелям, ведущим из Египта в Газу не удалось. Политико-устрашающий эффект от налетов на Судан намного превышал военно-практический ущерб, понесенный палестинцами.
ХАМАС, наряду с совершенствованием «ракетных войск», развивал сеть туннелей и подземных ходов.
Личный состав бригад «Кассам» отрабатывал тактику ведения боевых действий с перемещением по туннелям. Первые пуски ракет с подземных позиций палестинцы выполнили в 2009 г., в последующие годы подготовку таких позиций поставили на поток. Чья-то светлая голова, поднаторевшая в военной истории, предложила использовать туннели, ведущие на территорию Израиля для закладки зарядов взрывчатки. Подвести сапу под некий военный объект Армии обороны, заложить адскую машину… Такие туннели построили, сапы ждали своего часа. Израильская разведка о подземно-взрывных ходах не ведала. В 2012 гг. началась постройка наступательных туннелей, предназначенных для скрытного проникновения в Израиль довольно крупных подразделений бригад «Кассам». Выходы из традиционных туннелей находились в десятках метров от границы. Наступательные туннели тянулись под Израилем на сотни метров и даже на километры. В 2012 – 2013 г. специально обученные части Армии обороны обнаружили минимум четыре наступательных туннеля, выход одного из них находился в 2,5 км от Газы. Все же набольшую обеспокоенность у военно-политического руководства Израиля, как и прежде, вызывали стратегические туннели, по которым из Египта в Газу доставлялось оружие.
Соглашение о прекращении огня, заключенное по завершению операции «Литой свинец», конечно же не соблюдалось, однако уровень конфронтации между Израилем и Газой в 2009 – 2011 гг. существенно снизился. Если в 2008 г. территория Израиля подвергалась обстрелам из Газы 3278 раз, то в 2009 г. – 774 раза, в 2010 г. – 210, а в 2011 г. – 627. Израиль отвечал артиллерийскими обстрелами и налетами авиации, в Газе от израильских бомб и ракет в 2009 – 2011 гг. погибло примерно 200 – 250 палестинцев.
Рост количества обстрелов Израиля в 2011 г. закономерен. На волне Арабской весны в Газе произошло всплеск национализма, появились новые группировки, обвинившие ХАМАС в соглашательстве с государством Израиль. Молодые экстремисты располагали собственным вооружением вроде ракет «Кассам-1» и минометов, разрешения у ХАМАС на применение такого оружия против Израиля молодые да ранние спрашивали не всегда.
Ракетные обстрелы, как отмечалось выше, стали важным фактором внутренней политики Израиля. На январь 2013 г. планировались всенародные выборы в кнессет. Оппозиция обвиняла власти в неспособности обеспечить безопасность поселений, расположенных в пределах 40-км полосы, приграничной с Газой. Власть предержащие не желали накануне выборов повторения операций «Литой свинец» или, тем паче «Летние дожди», но каким-то образом реагировать на рост количества обстрелов было необходимо.
Тучи над Газой сгущались всю первую половину 2012 г.: обстреливали Израиль все чаще, Израиль же ужесточил морскую блокаду Газы. Ужесточение блокады больно ударило по местным рыбакам, теперь они не могли отходить от берега дальше, чем на три морские мили вместо шести. В октябре тучи достигли стадии грозовых.
Удар израильских самолетов по заводу в Ярмуке 23 октября вполне вписывается в общее усиление напряженности. На следующий день палестинцы выпустили из Газы по Израилю 80 ракет. F-16 нанесли удар по местам, откуда велся обстрел – расчет одной ПУ, три человека, был уничтожен. Газу обстреляли танки «Меркава», выдвинувшиеся к самой границе. В последующие дни уровень противостояния снизился, но ощущение недоговоренности оставалось: нечто, масштабное и кровавое, обязательно произойдет.
В первых числах ноября палестинские боевики несколько закладывали взрывные устройства на территории Израиля, куда проникали по туннелям. 10 ноября палестинцы выпустили гранту РПГ по джипу Армии обороны. Четыре солдата получили ранения. F-16, как водится, нанесли удар возмездия – погибло четверо палестинцев в возрасте от 16 до 18 лет. Эскалация конфликта пошла на новый виток. За два дня на Израиль упала сотня ракет, из-за чего в школах Ашдода, Ашкелона и ряда других городов пришлось прервать занятия и это – накануне выборов в кнессет.
На заседании военно-политического кабинета Израиля, состоявшемся 13 ноября, было принято решение провести крупную воздушную операцию, получившую наименование «Облачный столп». Втягиваться в затяжные бои на палестинской территории накануне выборов в кнессет правящий кабинет не решился. План воздушной кампании, несомненно, был подготовлен заранее.
Операция «Облачный столп» началась во второй половине дня 14 ноября 2012 г. с ракетного удара по автомобилю, в котором находился командующий бригад «Кассам» Ахмед Джабари. Удар в районе 16.00 нанес БПЛА, Джабари погиб. Через полчаса после гибели начальника бригад «Кассам» самолеты F-16 обрушили бомбы на два десятка объектов, прежде всего – на места хранения ракет и Fajr-5.
Interview with former senior IDF officer, Tel Aviv, May 26, 2016, цитируется по « From Cast Lead to Protective Edge Lessons from Israel's Wars in Gaza» (Rand, 2017):
- Мы достигли стратегических целей операции «Облачный столп» за десять минут. мы убили начальника штаба ХАМАС. Мы уничтожили скрытые... стратегические объекты ХАМАС. Через два часа после первых ударов глава Моссада уже находился в Каире, обсуждая вопросы прекращение огня с президентом Египта, выступившим как посредник. Потребовалось четыре или пять дней, чтобы бои прекратились. Это была идеальная операция по сдерживанию.
Сам себя не похвалишь…
Интенсивный обмен ударами продолжался до вступления в силу в 21.00 21 ноября очередного временного соглашения о прекращении огня.
Наибольшее количество атак с израильской стороны выполнили БПЛА и боевые вертолеты, охотившиеся на палестинские ракетные установки в прилегающей к Израилю полосе. F-16 занимались перепахиванием земли в секторе, прилегающем к границе с Египтом: уничтожали стратегические туннели.
Командование ВКС Израиля по результатам операции «Облачный столп» отчиталось о поражении примерно 1500 целей, в том числе 30 лиц из числа руководящего состава ХАМАС, 60 командных пунктов, 980 подземных пусковых позиций ракет, 28 складов вооружения, 200 туннелей. По туннелям, командным пунктам и складам работали большей частью F-16, по ракетным позициям – вертолеты и БПЛА.
Министр обороны Израиля Эхуд Барак 14 ноября публично определил целью операции «Облачный столп» восстановление ситуации, достигнутой по результатам операции «Литой свинец», но эродировавшей в 2011 г. Барак имел в виду сокращение обстрелов Израиля из Газы. Эта задача была даже перевыполнена – в 2013 г. Израиль с территории Газы обстреляли всего 41 раз. Армия обороны в лице ВКС одержала очередную победу в войне, окончание которой не просматривалось.
ХАМАС тоже одержал победу, ибо не только уцелел, но и продемонстрировал способность наносить удары ракетами Fajr-5 по Иерусалиму (70 км от Газы) и Тель-Авиву (60 км). Соглашение о прекращении огня заключили на условиях, устраивавших скорее ХАМАС, чем Израиль: ракетные обстрелы прекратились в обмен на частичное снятие морской блокады и отказ от физического уничтожения лидеров палестинского сопротивления.
В ходе операции «Облачный столп» для перехвата палестинских ракет впервые применялся ЗРК «Железный купол». Осенью 2012 г. на огневых позициях было развернуто четыре батареи «Железного купола», пятая вступила в бой после 14 ноября. Эффективность ЗРК оказалась очень высокой, хотя статистика предоставляет широкие возможности для желающих подискутировать на тему итогов боевой работы «купола».
За период с 14 по 21 ноября 2012 г. по Израилю было выпущено не менее 1456 ракет. ЗРК «Железный купол» перехватили и уничтожили 421 ракету. 28% уничтоженных ракет – показатель приличный, но не выдающийся. Палестинские ракеты не отличались точностью. Большинство ракет упало в чистом поле, в то время как ЗРК прикрывали населенные пункты. На города и киббуцы летело 109 ракет, почти все они были сбиты, что дало основание заявить о 85% эффективности ЗРК «Железный купол». От ракетных обстрелов погибло пять человек. Успех был достигнут дорогой ценой: ракета стоимостью 40 – 50 000 долларов сбивала ракету стоимостью менее 1000 долларов, такой себе бизнес. Дело даже не в бизнесе. Стоимость любого образца военной техники непосредственно связана с трудоемкостью его изготовления. В Газе из дерьма и палок в месяц на коленках собиралось по 170 – 180 ракет «Кассам-1»; выпускать сопоставимое количество ракет для ЗРК «Железный купол» производственные мощности Израиля не позволяли.
Один из создателей «Железного купола» так аргументировал достоинства ЗРК:
- Легче защищаться от ракет, когда они уже в воздухе, чем искать пусковую установку на земле и уничтожить её. Это парадоксально, но это правда. Мне пришлось отвечать на множество публичных вопросов: «Зачем все эти сложности? Просто найдите пусковую установку и уничтожьте её». Невозможно, это очень сложно!
Невозможно и сложно, но 980 ПУ вертолеты и БПЛА таки нашли и уничтожили – или нет?
«Железный купол», как показала операция «Облачный столп» не смог заменить авиацию в борьбе с ракетной угрозой. Авиация вместе с ЗРК при этом позволила отбросить ХАМАС в 2008 г. без ввода в Газу сухопутных частей Армии обороны, а значит долю ВКС в расходах на оборону следует наращивать, что и было сделано при верстке военного бюджета на 2013 – 2018 гг.
Действия разведывательно-ударных БПЛА оценивались даже выше, чем работа ЗРК «Железный купол». Долговременные планы развития ВКС стали увязывать в большей степени с беспилотной техникой, чем с пилотируемой. В 2012 г., по итогам операции «Облачный столп» появился прогноз о сокращении к 2030 г. эскадрилий пилотируемых боевых самолетов до пяти: двух истребительных и трех истребительно-бомбардировочных. Боевую авиацию предполагалось комплектовать реактивными самолетами, вертолетами и БПЛА в равных пропорциях.
F-16: Израиль против ХАМАС, 2006 - 2008 гг. https://dzen.ru/a/aNgw2uypOW4QydRy
F-16: Израиль против ХАМАС: операция "Литой свинец", 2008 - 2009 гг.: https://dzen.ru/a/aNg2lkth3lPbF3ul