Найти в Дзене
Историк Андрей

Роль танков в будущей войне. Как ее представляли советские и германские военные в 1930-е годы?

На 22 июня 1941 года у СССР было около 23 тыс. танков, 12 тыс. из которых находились в западной части страны. У фашистской Германии вблизи границ СССР было сосредоточено около 4800 танков, которым нужно прибавить 500 танков союзников Германии (это округленные цифры - споры о количестве танков, сражавшихся на начальном этапе ВОВ среди историков до сих пор идут). И тем не менее уже к сентябрю 1941 года в составе РККА на всех фронтах уже ощущалась острая нехватка танков, которая не позволяла сформировать ни одной полноценной танковой дивизии. Остались только танковые бригады, которые использовались в основном в оборонительных порядках пехоты. Кто-то из великих сказал: "Неправильная идея губит человека". В данном случае неправильные идеи советских военных теоретиков привели к гибели в 1941-42 годах сотен тысяч, если не миллионов, советских солдат, офицеров и мирных граждан СССР, к оставлению огромных территорий на западе страны. Продолжение статьи "Немецкие "Большие трактора" на танковом
Оглавление

На 22 июня 1941 года у СССР было около 23 тыс. танков, 12 тыс. из которых находились в западной части страны. У фашистской Германии вблизи границ СССР было сосредоточено около 4800 танков, которым нужно прибавить 500 танков союзников Германии (это округленные цифры - споры о количестве танков, сражавшихся на начальном этапе ВОВ среди историков до сих пор идут).

И тем не менее уже к сентябрю 1941 года в составе РККА на всех фронтах уже ощущалась острая нехватка танков, которая не позволяла сформировать ни одной полноценной танковой дивизии. Остались только танковые бригады, которые использовались в основном в оборонительных порядках пехоты.

Кто-то из великих сказал: "Неправильная идея губит человека". В данном случае неправильные идеи советских военных теоретиков привели к гибели в 1941-42 годах сотен тысяч, если не миллионов, советских солдат, офицеров и мирных граждан СССР, к оставлению огромных территорий на западе страны.

Продолжение статьи "Немецкие "Большие трактора" на танковом полигоне в Казани (1936 - 1933 гг.)".

Почему же и июне 1941 года в Приграничном сражении были разгромлены почти все советские механизированные корпуса, в составе которых была сосредоточена на тот момент большая часть танков РККА?

Подбитые советские танки Т-26 34 танковой дивизии 8 механизированного корпуса под Дубно. Конец июня 1941 года. Фото из открытых источников
Подбитые советские танки Т-26 34 танковой дивизии 8 механизированного корпуса под Дубно. Конец июня 1941 года. Фото из открытых источников

Чтобы понять это, нужно вернуться в 1920-е - 1930-е годы...

Танковые миражи...

"Отец" танковых войск Германии Гейнц (Хайнц) Гудериан в 1920-е годы служил заместителем начальника Управления автомобильных войск Рейхсвера. Так как численность тогдашнего Рейхсвера по условиям Версальского мира была очень небольшой, Г. Гудериан до 1929 года был всего лишь майором.

Благодаря генералу И. фон Секту, Германии в 1920-е годы, несмотря на необходимость выплачивать репарации странам Антанты и чудовищную инфляцию, удалось сделать главное - сохранить опытные офицерские и унтер-офицерские кадры своей армии.

Напомню, что накануне I-ой мировой войны германская армия считалась и действительно была лучшей в мире. Почему же Гудериан, позже получивший прозвище "быстроходный Гейнц", один из кадровых опытных офицеров Рейхсвера, в 1920-е годы перешел на службу именно в автомобильные войска?

Как известно, "разбитые армии хорошо учатся". И Гудериан, как и большинство тогдашних немецких офицеров, был буквально одержим идеями военного реванша над странами Антанты, победившими Германию в I-ой мировой войне.

"Отец" немецких танковых и моторизованных войск Гейнц (Хайнц) Вильгельм Гудериан (1888 - 1954 гг.). Фото из открытых источников
"Отец" немецких танковых и моторизованных войск Гейнц (Хайнц) Вильгельм Гудериан (1888 - 1954 гг.). Фото из открытых источников

На Гудериана, как на участника I-ой мировой войны, сильное впечатление произвел эпизод сражения на Марне, состоявшегося в 1914 году, когда французы в решающий момент этой битвы, мобилизовав всех парижских таксистов, сумели на таксомоторах перебросить на фронт целую дивизию.

Поэтому вначале Гудериан занимался созданием мобильной пехоты, которая использует для передвижения грузовые автомобили и мотоциклы. Танки же по Гудериану тогда - это только ударная часть моторизованных войск, которые помимо них должны были включать также мотопехоту и артиллерию.

Пока в 1920-х годах реальных танков не было (Германии по Версальскому миру иметь их было запрещено) Гудериан и его помощники на маневрах отрабатывали взаимодействие танков с мобильной мотопехотой и артиллерией на фанерных макетах танков, поставленных на велосипедные колеса.

В ушах же советских военных в 1920-е годы еще гремели победные трубы Гражданской войны 1918-1921 годов, победа в которой, как известно, была достигнута массовым применением конницы, подкрепленной ездившей на пулеметных тачанках мобильной пехотой.

Чтобы и артиллерия не сильно отставала от конницы и тачанок, в знаменитых конных армиях страны Советов в самые распространенные тогда трехдюймовые (75 мм) полевые орудия впрягали шестерки лошадей.

Фанерные макетя танков на маневрах Рейхсвера в Германии в 1920-е годы. Фото из открытых источников
Фанерные макетя танков на маневрах Рейхсвера в Германии в 1920-е годы. Фото из открытых источников

Такую тактику на самом деле придумал не кто иной, как Нестор Махно, и она была подхвачена и успешно применена в 1-й и в других конных армиях РККА их прославленными командирами - С.М. Буденным и К.Е. Ворошиловым.

И неслучайно в СССР формировать новые для того времени танковые войска было поручено бывшим кавалеристам. Например, в Приграничном сражении 1941 года 8-м механизированным корпусом командовал бывший офицер 1-й конной армии Д.И. Рябышев, а команду атаковать немцев ему давал бывший драгун, а теперь начальник Генштаба РККА Г.К. Жуков.

Почти все руководство тогдашней РККА состояло из бывших кавалеристов. Тогдашний нарком обороны СССР С.К. Тимошенко также служил в 1-й конной и командовал в ней 4-й кавалерийской дивизией. Позже, в 1920-е годы, он - командир-комиссар 3-го кавалерийского корпуса РККА.

И нет ничего удивительного в том, что в СССР эти бывшие кавалеристы, а теперь танковые командиры, и к танкам относились, как к моторизованной коннице. И тактика применения танков по их мнению заключалась в основном в стремительных и неожиданных наскоках крупных масс танков на противника.

К чему привели такие "наскоки" наших многочисленных механизированных корпусов на немецко-фашистские армии в Приграничном сражении 1941 года мы хорошо знаем...

Командир 8 механизированного корпуса РККА, наиболее успешно действовавшего в Приграничном сражении 1941 года, Дмитрий Иванович Рябышев (1894 - 1985 гг.). Фото из открытых источников
Командир 8 механизированного корпуса РККА, наиболее успешно действовавшего в Приграничном сражении 1941 года, Дмитрий Иванович Рябышев (1894 - 1985 гг.). Фото из открытых источников

Эти относительно молодые офицеры-кавалеристы свысока смотрели на своих коллег, кадровых офицеров Генштаба царской армии - В.К. Триандафиллова, А.А. Свечина, Б.М. Шапошникова и др. А между тем в теоретических статьях последних содержались интересные идеи о характере будущей войны и о роли в ней механизированных войск.

Удивительно, что вначале, в 1920-е годы, и германские, и советские военные одновременно оказались в плену ошибочных представлений о возможностях танков в предстоящей войне. И Германии и в СССР первоначально во главу угла ставилась скорость передвижения танков.

На алтарь скорости приносилось все: и вес танка, и его бронирование, и даже набор, виды и калибры вооружения.

Первый массовый немецкий танк, Pz. I, созданный в 1934 году, с толщиной брони 13 мм, с экипажем из 2 человек весил всего 5,4 тонны и мог передвигаться со скоростью до 50 км в час. При этом его вооружение состояло только из двух пулеметов во вращающейся башне.

Гораздо удачнее оказался первый советский массовый легкий танк Т-26, созданный в 1931 году на основе 6-ти тонного британского танка Vickers Mk E, с толщиной брони 15 мм, со скоростью 30 км в час, весом уже в 10.3 тонны, с экипажем 3 человека и с 37 мм пушкой во вращающейся башне.

Приблизительно так по мнению большинства советских танковых командиров, бывших кавалеристов. должны были действовать танки в наступлении. На снимке танки БТ-5. Фото из открытых источников
Приблизительно так по мнению большинства советских танковых командиров, бывших кавалеристов. должны были действовать танки в наступлении. На снимке танки БТ-5. Фото из открытых источников

Несколько позже, в 1933 году, с СССР был запушен в серию легкий танк БТ-5 с улучшенной ходовой частью, с толщиной брони 13 мм, со скоростью до 52 км в час (!), весом уже в 10.5 тонны, с экипажем 3 человека и с уже 45 мм пушкой во вращающейся башне.

Только использовать эти танки в бою в СССР также планировалось по-прежнему "по-кавалерийски".

И суровая реальность...

На полях Испании немецкие танки Pz. I танкового батальона легиона "Кондор", воевавшего на стороне франкистов с советскими Т-26 и БТ-5 республиканской армии с советскими и испанскими экипажами не сталкивались. Хотя и участвовали друг против друга на разных участках сражений в 1937-1939 годах.

И советские Т-26 и БТ-5 на поле боя оказались намного сильнее немецких Pz. I, так что немцы широко использовали в легионе "Кондор" трофейные Т-26.

Помимо боев в Испании немецкие танки Pz. I и Pz. II также участвовали в "аншлюсе" Австрии и в присоединении Судетской области, а потом и всей Чехословакии в 1938 году.

Первый массовый немецкий танк, Pz. I, созданный в 1934 году, в Испании. 1937 год. Фото из открытых источников
Первый массовый немецкий танк, Pz. I, созданный в 1934 году, в Испании. 1937 год. Фото из открытых источников

По ходу боев в Испании немецкие офицеры скрупулезно фиксировали конструктивные недостатки первых немецких "панцеров" - Pz. I, как то: частые поломки ходовой части и траков гусениц, а также то, что на большой скорости их узкие гусеницы глубоко врезались в землю и танки часто застревали.

Оказалось что на скорости близкой к 50 км в час невозможно было вести прицельную стрельбу из пулеметов - для этого нужно было снижать скорость до 25-30-ти км в час. Во время движения на большой скорости по пересеченной местности танки начинали раскачиваться, и от этого их экипажи теряли ориентацию.

То есть высокая скорость этих легких танков, до 50-ти км в час, оказалась для них не только бесполезной, но и вредной.

Оказалось, что броню Pz. I пробивают не только вражеские пулеметы, не говоря уже о пушках, но и винтовочные пули, и, попав в окружение из вражеских солдат-пехотинцев с винтовками, немецкие танки с экипажами вынуждены были сдаваться.

Но при этом и на сниженной скорости немецкие Pz. I почти всегда сражались во взаимодействии с немецкой или франкистской мотопехотой и артиллерией.

Не лучше обстояло дело на полях сражений в Испании и с нашими Т-26 и БТ-5...

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного...