Найти в Дзене

Крепость 2: Возвращение

2000 год. США. Режиссёр Джеф Мёрфи. В ролях: Кристофер Ламберт, Пэм Гриер, Юджи Окумото, Лиз Мэй Брайс, Патрик Мэлахайд. Время апокалипсиса: 2017 год Причина апокалипсиса: атомная война Масштаб апокалипсиса: вся планета В нулевом году всеобщая истерия по поводу многосерийных и долгоиграющих франшиз ещё не достигла своего пика. До триумфального шествия киноимперии Marvel оставалось несколько лет, до выхода первого из нолановских «Бэтменов» — тоже. Единственной полноценной и действительно работающей франшизой оставалась бондиана (на рубеже тысячелетий в кинотеатрах вышел 19-й фильм о Джеймсе Бонде). Кроме того, в 2000-м году вышли второй фильм об Итане Ханте, «Универсальный солдат 2», «Крик 3» и первая часть трилогии приквелов Star Wars. Фильм «Крепость 2», появившийся в кино через восемь лет после оригинала, позиционировался как официальный сиквел, прямое продолжение, вторая часть франшизы. Однако это было не совсем так. На самом деле никто, кроме главного героя и его исполнителя Кристо

2000 год. США. Режиссёр Джеф Мёрфи. В ролях: Кристофер Ламберт, Пэм Гриер, Юджи Окумото, Лиз Мэй Брайс, Патрик Мэлахайд.

Время апокалипсиса: 2017 год

Причина апокалипсиса: атомная война

Масштаб апокалипсиса: вся планета

В нулевом году всеобщая истерия по поводу многосерийных и долгоиграющих франшиз ещё не достигла своего пика. До триумфального шествия киноимперии Marvel оставалось несколько лет, до выхода первого из нолановских «Бэтменов» — тоже. Единственной полноценной и действительно работающей франшизой оставалась бондиана (на рубеже тысячелетий в кинотеатрах вышел 19-й фильм о Джеймсе Бонде). Кроме того, в 2000-м году вышли второй фильм об Итане Ханте, «Универсальный солдат 2», «Крик 3» и первая часть трилогии приквелов Star Wars.

-2

Фильм «Крепость 2», появившийся в кино через восемь лет после оригинала, позиционировался как официальный сиквел, прямое продолжение, вторая часть франшизы. Однако это было не совсем так. На самом деле никто, кроме главного героя и его исполнителя Кристофера Ламберта, из съёмочной группы первой «Крепости» в новый фильм не попал.

-3

Продюсерская концессия из нескольких крошечных независимых студий во главе с Gower Productions выкупила тюремный постапокалипсис у изначальных создателей и владельцев — Dimension Films — и, видимо, рассчитывала сказочно обогатиться на сиквеле.

-4

Они же уговорили Ламберта вернуться к своему персонажу и отсидеть ещё немного. Денег на оплату его услуг концессионеры собрали не меньше, чем в первый раз — около 11 миллионов. Солидный для независимого кино бюджет позволил новым владельцам нанять Кристоферу неплохую компанию: Юджи Окумото («Крутые стволы»), Лиз Мэй Брайс («Плохие девочки»), Патрика Мэлахайда («Игра престолов», «Хроники хищных городов») и легендарную Пэм Гриер, которая за пару лет до этого вернулась в большое кино после тарантиновской «Джеки Браун».

Впрочем, у Пэм тут несколько пенсионерская, «телефонная» роль — в большинстве своих эпизодов она просто звонит остальным героям фильма.

-5

Её многострадальные абоненты собрались в очередной тюрьме будущего, расположенной на этот раз на околоземной орбите. В связи с этим постапокалиптических элементов в фильме ещё меньше, чем в предыдущем. По сути, это лишь несколько минут в начале, когда мы видим немного постаревшего Джона Бренника, его жену Карен и примерно десятилетнего сына Дэнни, прозябающих в какой-то глуши.

-6

Они там, правда, не тужат — катаются по лесу на лошадках. Но только до тех пор, пока не становятся жертвами нападения сотрудников зловещей корпорации MENTEL, прибывших на военных вертолётах.

-7

Семье вроде бы удаётся сбежать и запутать следы, а Джон оказывается схвачен и осуждён за побег и участие в террористическом подполье. Однако смертную казнь ему снова заменяют пожизненным заключением — и полетел он в родной дом белым лебедем, как говорил Глеб Жеглов.

-8

Несмотря на то, что тюрьма находится в космосе, а со времени предыдущей отсидки прошло восемь лет, новое заведение выглядит значительно менее презентабельно, чем предыдущее. Никаких тебе больше лазеров и аккуратных овальных ниш, вырезанных в горной породе. Заключённые живут в каких-то странных палатках, сооружённых из листов ржавой жести.

-9

Система безопасности тоже оставляет желать лучшего. Вооружённые электрошокерами охранники почему-то постоянно находятся в одних и тех же помещениях с зэками и вынуждены перманентно защищать свою жизнь и здоровье от нападений диких узников, которым нечего терять, кроме своих цепей. Тут содержатся только самые отмороженные: пожизненно осуждённые, серийные убийцы, маньяки и террористы.

-10

А ещё — русская мафия. Целая бригада наших соотечественников держит всю тюрьму в страхе. За неимением вменяемого противника Ламберт большую часть фильма борется с русскими, одновременно пытаясь сбежать с помощью космических транспортников, которые привозят в тюрьму припасы и новых заключённых.

-11

Настоящие враги — сотрудники тюремной администрации и очередной маньяк-директор в исполнении мрачного ирландца Патрика Мэлахайда, знаменитого целой серией подобных ролей порочных бюрократов, топ-менеджеров, лордов, князей и мафиозных боссов средней руки, запоминаются разве что эффектным способом наказывать провинившихся заключённых — выбрасывая их в вакуум через шлюз. Спустя много лет этот момент позаимствует для «Стражей Галактики» Джеймс Ганн.

-12

«Крепость 2» должна была распространяться студией 20th Century Fox, но проект так долго находился в производстве и вызывал такой скепсис у критиков, что через пару лет «Двадцатый век» вышел из сделки, а подхватившая фильм Columbia TriStar решила выпустить сиквел сразу на видео.

-13

Их несложно понять. Если в 1992-м «Крепость» ещё могла восприниматься как крепкое жанровое кино — не хит, конечно, но и не убожество, — то в нулевом году, на фоне недавно вышедшей «Матрицы», вторая «Крепость» выглядела по-настоящему помоечно. И ознаменовала новый этап в карьере Кристофера Ламберта. В нулевые и десятые он отправился в трэш-турне по Восточной Европе, финальной и окончательной точкой которого стали съёмки российского «Собибора», где легендарный когда-то артист сыграл коменданта нацистского лагеря смерти.

-14

А «Крепость 2» стала точкой невозврата не только для своей собственной франшизы, но и для всей ниши недорогих боевиков с постаревшими звёздами. После «Крепости 2» стало ясно: магии старого доброго кино больше не существует, а попытки воскресить её в более дешёвых декорациях лишь подчёркивают усталость жанра. Ламберт, Гриер, Окумото — все они будто застряли между эпохами, в промежутке, где уже нет места для героев 1980-х, но ещё не родились супергерои в бронированных трико.

Так «Крепость 2» и вошла в историю — не как продолжение культового фильма, а как его траурная тень, опоздавшая на собственные похороны.

Удачного просмотра.