Найти в Дзене

Преподаю в вузе 10 лет, Новосибирск. Такое ощущение, что студенты чаще стали психовать на пустом месте

Когда я училась в начальной школе, пару раз случалось реветь из-за четверки. Правда, мне в голову не приходило обвинять учителя. Любые неудачи в учёбе воспринимались как личный провал - что-то недоглядела. Так вот, и то моё поведение вызывало насмешки, даже спустя годы, со стороны одноклассников. Мол, психоз из-за оценок - это выпендреж. И мне было стыдно вспоминать себя в детстве... Пока, став преподавателем, не увидела как ведут себя некоторые студенты. Это действительно что-то новенькое. Учебный год набирает обороты. Пришлось наконец смириться с мыслью, что лето закончилось (сентябрь побаловал, надо признать). И вот (с наступлением дождей и снега) мысли переключились на работу - и я даже решила написать на злобу дня. Первые годы я преподавала исключительно на технических факультетах, где в основном бюджетные места. И там традиционно учатся ребята, большинство из которых, так скажем... без короны на голове. Они все разные. Одни трудоголики - попали в вуз на престижную направленность,
Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Когда я училась в начальной школе, пару раз случалось реветь из-за четверки. Правда, мне в голову не приходило обвинять учителя. Любые неудачи в учёбе воспринимались как личный провал - что-то недоглядела.

Так вот, и то моё поведение вызывало насмешки, даже спустя годы, со стороны одноклассников. Мол, психоз из-за оценок - это выпендреж. И мне было стыдно вспоминать себя в детстве...

Пока, став преподавателем, не увидела как ведут себя некоторые студенты. Это действительно что-то новенькое.

Учебный год набирает обороты. Пришлось наконец смириться с мыслью, что лето закончилось (сентябрь побаловал, надо признать). И вот (с наступлением дождей и снега) мысли переключились на работу - и я даже решила написать на злобу дня.

Первые годы я преподавала исключительно на технических факультетах, где в основном бюджетные места. И там традиционно учатся ребята, большинство из которых, так скажем... без короны на голове.

Они все разные. Одни трудоголики - попали в вуз на престижную направленность, потому что привыкли пахать, как лошадь. Другие поступили, потому что взяли (есть факультеты, куда легче попасть) - было место.

Некоторые трудятся, некоторые ленятся. Но и тех, и других объединяет следующее: они не требуют к себе особого отношения. Спокойно реагируют, если им указываешь на ошибки, с юмором относятся к собственному уровню языка (если он низкий) и вообще отличаются здоровой толстокожестью.

А затем я стала параллельно преподавать у студентов гуманитарных направлений, где в основном платные места, и начались сюрпризы.

Однажды я отмечала присутствующих, называя вслух фамилии, и одна из девочек распсиховалась натуральным образом.

- Никто из преподавателей нас не называет по фамилиям! - чуть ли не визжала она. - У нас имена есть!

Правда, её фамилия была, пожалуй, не самая благозвучная, но ведь всегда есть какие-то более цивилизованные способы выразить протест?

Если тут вообще есть против чего протестовать.

Опустим вопрос о неуважительном поведении. Но... с каких это пор взрослый человек, которому 20 лет, настолько нежный, что впадает в истерику, когда его называют по фамилии?

После этого случая группа попросила сменить преподавателя, и меня это нисколько не расстроило.

- Они на каждого преподавателя уже написали жалобу, - вздохнула коллега, отвечавшая за расписание. - Я у них английский веду, от меня они тоже хотели избавиться, но просто уже всех перебрали, больше некому.

- Чего им неймется, - удивилась я. - Лучше бы учились как следует. Они же не учатся.

Самое интересное, что жалобы связаны были не с плохим качеством преподавания, а с "личными конфликтами". Притом, что преподаватели вуза - это не выгоревшие школьные учителя с надорванной нервной системой, а в основном люди весьма умиротворенные.

Та группа давно выпустилась, но и после них новые группы платников точно так же бегали жаловаться на всех подряд из-за того, что к ним отнеслись без надлежащего пиетета. Уровень языка у многих оставлял желать лучшего, но, кажется, сам учебный процесс их волновал в последнюю очередь.

Я тоже в своё время училась на платном факультете, в другом вузе, за каких-то 7 лет до описанной ситуации с фамилией, и у нас было всё по-другому. Неважно, что ты платник, всё равно преподаватель - чуть ли не Бог. Любой "психоз" перед ним рассматривался бы как признак слабости и несостоятельности. К тому же мы были слишком заняты получением знаний, чтобы заниматься бесконечными жалобами.

Никогда не забуду, как однажды на первом занятии студентка ударилась в истерику, с настоящими слезами, когда не смогла ответить ни на один из моих вопросов, самых простых (можно сказать, алфавит). До этого группа год изучала язык, оказалось, у девушки знания нулевые.

При этом я держалась дружелюбно и никак её не упрекала.

- Вы же видите, что я не могу ответить, а продолжаете спрашивать, - чуть не топнула она ногой.

Поражают случаи, когда студенту не нравится, если ему указывают на ошибку. Моя знакомая преподает в другом вузе - очень сильном. На техническом факультете с бюджетниками.

- У них очень хороший разговорный английский, - говорит знакомая, - а грамматика хромает. - Но, понимаешь, они же все такие не из простых! И дёргаться начинают, стоит им поправить грамматику!

Приехали.

В моём представлении дёргаться из-за того, что преподаватель поправил грамматику, так же бессмысленно, как возмущаться, что врач даёт медицинские рекомендации и тем самым "лезет в вашу жизнь". Может ему тоже лучше заткнуться?

Вспомнилась ситуация, когда при сдаче устного задания сделала замечание девочке:

- Нельзя читать с листа.

Очень мило и доброжелательно сказала. На дворе 2025 г., преподаватели-мегеры, унижающие студентов и творящие произвол, давно извелись. Кругом добрые плюшевые мишки.

- Но я не могу не подглядывать! Мне надо!

- По условиям задания нужно наизусть рассказывать.

- Я не могу не подглядывать!!! У меня так память устроена!!!

Интересно, что было бы, скажи я такое какому-нибудь своему преподавателю в своё время? Да собственная группа меня обсмеяла бы.

- Вы вот сейчас это сказали - мне прямо так неприятно стало, - ядовито добавила девица.

"Неприятно - это когда иголки под ногти запихивают", - чуть было не сказала я, но, конечно, сдержалась. Просто именно тогда решила про себя: не буду больше с этой категорией студентов работать, с технарями всё-таки проще.

Справедливости ради стоит сказать, что не так уж редко одногруппники подобных студентов относятся неодобрительно к поведению последних. Да и в принципе большинство студентов - всё-таки эмоционально более-менее зрелые люди. Однако тенденция настораживает...

Чего уж там говорить, иногда замечаю, что не только студенты, но и люди в принципе стали более капризными, нетерпимыми.

Человек капризен, если привык, что его требования очень быстро удовлетворяются. А мы живём в такое время (каким бы сложным оно ни было), когда легче стало получить многие блага. Спасибо научно-техническому прогрессу. Меньше думаешь головой, меньше прикладываешь усилий, желания исполняются одно за другим.

Это накладывается на разгул модных психологических веяний. У людей смутно засели в голове идеи, которые им столько времени вдалбливали: что они себя не ценят, что все вокруг обнаглели и покушаются на их личные границы и пр.

И со всем этим как-то на второй план отходят понятия о вежливости, интеллигентности, о том что нужно оставаться культурными. Что личные границы - это еще не значит, что чуть что надо качать права, как двухлетка.

А вы как считаете?

P.S. На своём канале я делюсь подробностями своих путешествий по России (а иногда и за её пределами, описываю опыт общения с носителями других культур, а иногда просто рассказываю о своём родном городе, Новосибирске, и о том, что меня окружает. Если вам нравится, ставьте лайк, подписывайтесь:)