Найти в Дзене

Педагогическая самокоррекция в начале урока

Педагогическая самокоррекция в начале урока  Обозначенная тема большая, спорная, и я лишь только пройдусь по верхам, чтобы создать условия для общего понимания.  На страницах этого канала я много писал про начало урока, про первые 10-15 минут, вычленяя наиболее эффективные типы заданий, техники и способы работы. Именно их и надо определить для себя, чтобы начало урока всегда было узнаваемым, энергичным, мотивирующим, цепляющим, зовущим в язык и речевое общение.  В моем видение, начало урока должно стремится к эмоционально-интеллектуальному восторгу, к погружению учащихся в предмет, к речемыслительному комфорту, к первым наградам за минимальные результаты.  И именно в начале урока происходит оперативная педагогическая самокоррекция учителя, т.е. проявление осмысленной педагогической гибкости, мгновенная грамотная адаптация к учебным и, в нашем случае, лингвокоммуникативным и познавательным потребностям, особенностям и возможностям класса в пространстве нового урока.  В практическом

Педагогическая самокоррекция в начале урока 

Обозначенная тема большая, спорная, и я лишь только пройдусь по верхам, чтобы создать условия для общего понимания. 

На страницах этого канала я много писал про начало урока, про первые 10-15 минут, вычленяя наиболее эффективные типы заданий, техники и способы работы. Именно их и надо определить для себя, чтобы начало урока всегда было узнаваемым, энергичным, мотивирующим, цепляющим, зовущим в язык и речевое общение. 

В моем видение, начало урока должно стремится к эмоционально-интеллектуальному восторгу, к погружению учащихся в предмет, к речемыслительному комфорту, к первым наградам за минимальные результаты. 

И именно в начале урока происходит оперативная педагогическая самокоррекция учителя, т.е. проявление осмысленной педагогической гибкости, мгновенная грамотная адаптация к учебным и, в нашем случае, лингвокоммуникативным и познавательным потребностям, особенностям и возможностям класса в пространстве нового урока. 

В практическом плане такое начало всегда включает некоторое повторение и оперативный контроль изученного, отработанного или забытого языкового и речевого материала, т.е. некоторая явная коррекция, настройка учебных возможностей и ожиданий учащихся, своего рода "подхват" ранее достигнутого языкового уровня и его очередная "шлифовка". 

В практическом измерении, т.е. с фокусом на язык и речь, можно вычленить следующие варианты начала урока:

1) Устная или письменная речевая практика в форме вопросов-ответов, кратких высказываний по картинкам, выражения реакции и мнения и др.

2) Фонетическая зарядка, повторяя или прочитывая слова и выражения.

3) Лексический блиц-опрос в формате а) слово и его перевод, б) фронтальный мини тест с комментариями.

4) Устный последовательный перевод с русского на английский и наоборот.

5) Грамматический блиц-опрос в формате а) правила и примеры, б) фронтальный мини тест с комментариями. 

Все эти варианты начала урока могут оформляться через разные учебные приемы и техники, режимы и способы работы. Они есть для учителя инструменты педагогической самокоррекции, проявления методической гибкости. 

Повторю, начало урока это первые 10-15 минут, и я готов корректировать своё учительское поведение психолого-педагогическими и методическими средствами. Я всегда начинаю урок по этим вариантам, но чаще всего с речевой практики или лексического блиц-опроса, успеваю повторить необходимый материал или предварить новый, и, должен, сказать, такой подход высоко продуктивен. 

В аксеологическом, оценочном плане начало урока создаёт условия для учебного успеха, для проявления учащимися любознательности, для их лингвокоммуникативного самоутверждения, для приближения к лучшему качеству ЗУН, даёт учащимся возможность получить положительную оценку - "4" или "5", а то и несколько за этот этап, даже если тот или иной учащийся не выполнил домашнюю работу. Вот где эффект от педагогической самокоррекции. 

Именно так: не надо начинать каждый урок с проверки домашнего задания; ведь кто-то точно не готов и возникнет ситуация конфликта пять или шесть уроков подряд в течение рабочего дня. Вам это надо? Подумайте. Пожалейте себя. Проведите педагогическую самокоррекцию. 

Учитель пришёл на урок, чтобы в самом его начале выявить и правомерно наказать учащихся за незнания, за невыполнение домашнего задания, за неподчинение требованиям учителя? Учителю жизненно необходима ситуация гнева и недовольства? Или учитель планирует урок как этап терпеливого, компромисного, медленного, уверенного приближения учащихся к учебному росту, к приемлемому результату, откладывая проверку домашней работы на другое время, включая её в логическую структуру урока и, возможно, выставляя отдельные оценки? Может так и степень недовольства и раздражения учителя на нерадивых учеников уменьшится?

Педагогическая самокоррекция не простое дело. Это элемент психолого-педагогической безопасности любого учителя на уроке и реализуется через методику, педтехники и психотехники, через анализ и модерирование педагогической ситуации. Начало урока - этап адаптации к учебному настроению класса, к степени его открытости или вредности, к его познавательной реакции или заторможенности, к его интеллектуально-эмоциональной готовности или сопротивлению, к речемыслительному поведению учащихся. 

Без такого понимания сути педагогической самокоррекции учитель рискует разрушить среду интеллектуально-коммуникативного развития учащихся. А им во много раз тяжелее чем нам, учителям! Вот поэтому я и радею за субъекто-адаптивное начало урока, за педагогическую самокоррекцию.

Попробуйте, и у вас получится!