Найти в Дзене
Запорошенный Рай

ПЕРЕКАТ

Из серии «Морская рыбалка» Дело было в 1995, кажется, году. Отрыбачили на бухте Отрезанной, что в Малкачанском заливе километрах в десяти от Иретской косы*, если морем. Начали грузить рыбу в лодки и выяснилось, что если перевозить весь улов двумя рейсами, последний будет весьма рискованным. В моторной лодке с тонну кеты поместилось, а в деревянный баркас, если четыре тонны загрузить, над водой сантиметров пять борта торчать будет. А «ехать» надо по Охотскому морю миль шесть на среднем газу или даже ближе к малому. Решили рискнуть, разбивать на два рейса остатки не хотелось. Рыбалка была уже в печёнках, хотелось домой. Мяса поесть да овощей. Пошли. Скорее поплыли. Сентябрь, тишина, лунный вечер. Повезло с погодой здорово. Я в баркасе, не знаю, что можно сделать, если захлестнёт. Но, на всякий случай, сижу, застёгнут на все пуговицы**. Вода была настолько спокойной, что казалось мы заскочили на огромное зеркало, в котором отражалось заходящее красное, как раскалённое, но уже остывающее
Фото Подоляка Ю.И.
Фото Подоляка Ю.И.

Из серии «Морская рыбалка»

Дело было в 1995, кажется, году. Отрыбачили на бухте Отрезанной, что в Малкачанском заливе километрах в десяти от Иретской косы*, если морем. Начали грузить рыбу в лодки и выяснилось, что если перевозить весь улов двумя рейсами, последний будет весьма рискованным. В моторной лодке с тонну кеты поместилось, а в деревянный баркас, если четыре тонны загрузить, над водой сантиметров пять борта торчать будет. А «ехать» надо по Охотскому морю миль шесть на среднем газу или даже ближе к малому.

Решили рискнуть, разбивать на два рейса остатки не хотелось. Рыбалка была уже в печёнках, хотелось домой. Мяса поесть да овощей.

Пошли. Скорее поплыли. Сентябрь, тишина, лунный вечер. Повезло с погодой здорово. Я в баркасе, не знаю, что можно сделать, если захлестнёт. Но, на всякий случай, сижу, застёгнут на все пуговицы**. Вода была настолько спокойной, что казалось мы заскочили на огромное зеркало, в котором отражалось заходящее красное, как раскалённое, но уже остывающее железо. Полчаса и мы на косе, «Урал» с Виктор Иванычем уже ждёт у воды. Грузимся и, не заезжая в Тахтоямск*** на ночёвку, едем домой. Дорог, в понимании нормальных горожан, в этой части света нет. Сначала едешь вверх по Тахтояме, сворачиваешь на правый приток, реку Нявленгу, поднимаешься в самые верховья, переваливаешь на Буюнду****, доезжаешь до Гербы и, только тогда, выезжаешь на дорогу третьей категории с нежесткими дорожными одеждами. По-простому, гравийка. И, потом уж, на Колымскую трассу и Домой!

Поехать-то поехали, но усталость сказалась и разбили лагерь километрах в пятнадцати от моря. Переночевали, а утром, с самого со с ранья, опять вверх по реке. Осенью вода в горных реках позволяет проезжать в любых местах, по любым перекатам. Виктор Иванович опытный водитель, знает в каких местах проезжать перекаты.

Едем впятером — водитель Виктор Иваныч, Саня - сын Серёги, хозяина предприятия, Антон - корреспондент магаданского радио чукотской наружности, я и мой одноклассник Серёга Ключников, позывной «Ключик». Мы с Ключиком в кузове с рыбой, остальные в кабине.

Переезжать перекат, по правилам, необходимо в самом его верху, где русло ещё широкое и, поэтому, глубина небольшая и скорость течения самая малая. Знать-то Виктор Иваныч знает, но, на одном из переездов через русло, взял слишком высоко и нас стащило на плёс. Дядя Витя, вместо того чтобы остановиться, сдать назад и выехать на перекат, поехал прямо по плёсу. Уже через двадцать метров вода начала заливать кабину. Ещё через пятьдесят, он сидел уже по грудь, половина лобовых стёкол была под водой.

– Дядя Витя, рыбку не задави, – отметился Саня.

– Куда ты едешь? – Кричу водителю из кузова.

– Так против течения!

– Выезжай на берег!

– Смоет течением в борт!

– Не смоет, вода малая, листья еле плывут…

Остановился, сдал назад, повернул на берег, еле выкарабкался. Плёс был прямой, как стрела, поэтому берега, хоть и сыпучие, но довольно крутые.

– Виктор Иваныч, так и ехали бы через весь плёс по горло в воде? Хорошо воздухан выведен на крышу кабины, а то тянули бы нас на верёвке обратно за всю икру, что мы нарыбачили!

Итог приключения: водитель полностью мокрый и холодный (вода градусов восемь), Саня с Антоном мокрые по самые кубики, мы с Серёгой сухие — вода в кузов не попала.

*Иретская коса — коса, отделяющая лиман реки Иреть от залива Шелихова Охотского моря.

**Застёгнут на все пуговицы - идиоматическое выражение, обозначающее наличие всех необходимых средств защиты и спасения на воде (местное).

***Тахтоямск— посёлок в устье реки Тахтояма, на берегу залива Шелихова, принадлежащей бассейну Тихого океана.

****Буюнда — правый приток реки Колыма, принадлежащей бассейну Северного Ледовитого океана.