Найти в Дзене

Эжен Делакруа - свобода и полная независимость

Если под моим романтизмом понимают свободу передачи моих личных впечатлений, моё отвращение... к академическим рецептам, то должен признать, что я романтик... Фердинанд Виктор Эжен Делакруа Эжен Делакруа - настоящий революционер в живописи, которому подвластны небо и преисподняя, страсть и торжество. Совершеннейшая буря эмоций, движения и цвета. Он ловко улавливал кульминацию драмы, придавая своим работам динамический толчок, создавая ощущение вихря и невероятного потока энергии... Делакруа часто называют романтиком французской живописи. Хотя он сам смело отрицал все определения и рамки, которые, по его мнению, лишь сковывали и ограничивали творчество. Никаких границ - только свобода и полная независимость! Мастер очень четко переосмысливает форму и цвет, отчего его живопись становится более эмоциональной, яркой, интригующей! Бунтарь! Мятежник! Ярый противник академизма и устоявшихся канонов! Мечтал стать знаменитым, но признание пришло только к окончанию жизни. Теперь

Если под моим романтизмом понимают свободу передачи моих личных впечатлений, моё отвращение... к академическим рецептам, то должен признать, что я романтик... Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Эжен Делакруа - настоящий революционер в живописи, которому подвластны небо и преисподняя, страсть и торжество. Совершеннейшая буря эмоций, движения и цвета. Он ловко улавливал кульминацию драмы, придавая своим работам динамический толчок, создавая ощущение вихря и невероятного потока энергии...

Делакруа часто называют романтиком французской живописи. Хотя он сам смело отрицал все определения и рамки, которые, по его мнению, лишь сковывали и ограничивали творчество. Никаких границ - только свобода и полная независимость! Мастер очень четко переосмысливает форму и цвет, отчего его живопись становится более эмоциональной, яркой, интригующей!

Бунтарь! Мятежник! Ярый противник академизма и устоявшихся канонов! Мечтал стать знаменитым, но признание пришло только к окончанию жизни. Теперь его шедевры украшают Лувр, Эрмитаж, Орсе и другие известные музеи мира.

Удивительный и совершенно невероятный...мог увлекаться дружественными беседами, а затем корить себя за потраченное время, выдерживать гнев в спорах, но не сдерживаться в порывах страсти...

Работы Делакруа очень живописны и красочны...развивающиеся от ветра флаги и одежда, свинцовые тучи и клубы дыма, конские гривы - все это говорит о динамике движения и невероятного внутреннего полёта. Его стиль не спутать ни с кем. Делакруа прекрасен и неповторим!

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа
Фердинанд Виктор Эжен Делакруа

Полное имя художника - Фердинанд Виктор Эжен Делакруа. Он родился в пригороде Парижа 26 апреля 1798 года в семье министра иностранных дел Шарля Делакруа. Мать, Виктуар Эбен, занималась воспитанием четверых детей. Эжен был самым младшим. Только поговаривали, что отцом будущего художника был совсем другой мужчина - друг семьи, знаменитый французский дипломат Шарль Талейран. Внешне они были сильно схожи, причем Талейран оказывал всякую помощь Эжену. Это говорило о многом...ах, тайны Парижа...

Но, несмотря ни на какие домыслы и обстоятельства, детство мальчика было безмятежным и радостным. Жизнь окружала его прекрасными и удивительными людьми...он дружил с Александром Дюма, рисовал Паганини и Шопена, знал Жорж Санд... Слыл настоящим сорванцом и озорником. Едва не повесился, обмотав на своей шее мешок для кормления лошадей, чуть не утонул во время купания в реке Бордо, наглотался по неосторожности краски-медянки, получив при этом отравление и в буквальном смысле попал в пожар при загоревшейся над кроватью противомоскитной сетки. Недаром скажет Александр Дюма, что "к трём годам Эжен уже вешался, топился, горел и травился" и это будет не шуткой.

А жизнь тем временем набирала обороты...мальчику было всего семь лет, когда ушел из жизни отец семьи. Мать привозит сына в Париж. Он начинает учиться в лицее Людовика Великого, проявляя способности к музыке, поэзии и рисованию. В 1815 году не стало матери, и мальчика взяла на попечение старшая сестра Генриетта. Эжен понимает, что живопись - его призвание, поэтому продолжает свое обучение в мастерской Пьера-Нарцисса Герена, а уже в 1816-м году поступает в Школу изящных искусств.

Муж сестры был на дипломатической службе, однако крушение империи Наполеона принесло семье не совсем добрые перемены. Только влиятельные семейные связи помогли юному художнику погрузиться в обучение и творчество.

Академические процессы не сильно увлекали молодое дарование, Лувр стал его истинной школой...Делакруа со всей страстью и заинтересованностью погружается в изучение работ старых мастеров...Рубенс, Микеланджело, Тициан... Да к тому же знакомится с Теодором Жерико, творчество которого окажет на художника преогромнейшее влияние. Делакруа даже позирует для картины Жерико "Плот Медузы", которая впоследствии станет настоящей сенсацией в мире искусства, сметающей все идеалы классической композиции.

Париж тяжело входил в новое направление - романтизм. Художники словно великие реформаторы перекраивали, меняли систему выразительности работ, придавая им динамичность, бурное движение, используя насыщенный колорит, заправляя все это широкой манерой письма. Мораль и нравоучения были погребены в пучину страсти и решительности. Романтизм воспевал прежде всего человека и его стремление к движению, совершенствованию, развитию.

Уже в самом начале творческого пути Делакруа интересует цвет в живописи. Он мечтает поразить зрителя не только сюжетом, но и цветовой палитрой. В 1822 году Эжен представляет свою картину "Ладья Данте".

Делакруа "Данте и Вергилий в Аду (Ладья Данте)", 1822
Делакруа "Данте и Вергилий в Аду (Ладья Данте)", 1822

Это была первая значительная работа Делакруа, которая стала неким мостом-переходом от неоклассицизма к романтизму. Это творческая интерпретация восьмой песни Ада Данте...поэт и его проводник по Аду пересекают реку Стикс...пылающий город мертвых, а из воды поднимаются души грешников...они цепляются изо всех сил за борта ладьи, стараясь забраться внутрь, зловещие тона, обнаженные фигуры, написанные с прекрасным знанием анатомии...

Делакруа принимал и видел все несовершенства своей работы, но был ей очень доволен. У него получилось вдохнуть новое видение великого произведения, подарив вторую жизнь, но несмотря на это Делакруа очень точно и четко показывает на жестокость, безумие, помешательство современного мира... Жизнь, в которой каждый за себя, борется и выживает любым способом, идет туда, где легче, но не туда, где правильно. Картина была представлена в Лувре, на выставке Салона в 1822 году. О Делакруа заговорили...

Прошло два года. Художник представляет вторую большую свою работу - "Резня на Хиосе". Зритель был повержен, а Делакруа стал знаменитым.

Делакруа "Резня на Хиосе, Эжен Делакруа", 1824
Делакруа "Резня на Хиосе, Эжен Делакруа", 1824

Делакруа изобразил самый трагический эпизод в истории Греции - борьбу за независимость с турецкими захватчиками. Здесь было многое - кровожадность, предательство, бесчестие... За восстание греки были жестоко наказаны...убивали детей, женщин, мужчин... Делакруа использует необычный прием - на картине не найти сильных эмоций, нет страданий у жертв, да и лица убийц очень спокойны. Жители Греции перестали сопротивляться и приняли покорно свою участь, просто ждут неизбежного конца без страха, только ожидание... Даже безликая природа созерцает, подчеркивая драматизм картины. Работа Делакруа акцентирует на себе внимание, о ней говорят и стремятся увидеть жители Парижа. Эмоции совершенно разные: от ужаса до потрясения.

А Эжен Делакруа весной 1825 года отправляется в путешествие в Англию насладиться британским искусством, которое несомненно окажет огромное влияние на его творчество. Художник посмотрел великолепные полотна Гейнсборо и Тёрнера, неповторимые театральные пьесы Шекспира. Несколько позже Эжен напишет прекрасные картины по произведениям, покорившего его английского драматурга.

Вернувшись из Лондона Делакруа выставляет двенадцать своих картин в Салоне, среди которых была "Смерть Сарданапала". Работу художника нещадно критиковали, обвиняя в хаосе и жестокости. Однако у Делакруа была одна цель - потрясти и взбудоражить зрителя.

Делакруа "Смерть Сарданапала", 1827
Делакруа "Смерть Сарданапала", 1827

Эжен не скрывал того, что написал картину под впечатлением от драмы Байрона, которая была основана на античной легенде про ассирийского царя. Управлять страной ему было очень скучно, поэтому предавался жизнью праздной и оргиями. В стране поднялся мятеж, который Сарданапал не смог подавить. Он принимает решение покинуть эту жизнь красиво, приказывая убить себя, собак, слонов, наложниц, все сжечь, развеяв прах над Тигром.

Цветовое решение картины было очень смелым для того времени, а яркие, насыщенные пятна сильно раздражали критиков. Однако, в своих заметках Делакруа писал: "Желательно, чтобы мазки лежали раздельно, они сольются на расстоянии, сообщив цвету большую чистоту и интенсивность". Можно сказать с полной уверенностью, что Эжен Делакруа совершил невероятный по своей масштабности переворот: заворачивая сюжет в динамическую воронку и выстраивая композицию по спирали. Он не побоялся кричаще-ярких, насыщенных красок, тем самым создавая атмосферу страсти, опасности, тревоги. Департамент изящных искусств задумался, а Делакруа стал автором скандальной картины. Немилость продлилась вплоть до Июльской революции. Делакруа не принимал участия в этих событиях, только и в стороне не остался.

Почувствовал в себе желание писать на современные сюжеты. Хочется писать на сюжеты революции. (Из дневника Э. Делакруа)

Картина "Свобода на баррикадах" стала самым узнаваемым его творением. Яркая мечта о свободе, новой жизни, сметающий все преграды ветер перемен - все это проявилось в полуобнаженной женщине...развивающаяся одежда придает образу и самой работе динамику, движение, развитие, характерное для романтизма.

Э. Делакруа "Свобода на баррикадах", 1830
Э. Делакруа "Свобода на баррикадах", 1830

Женщине отведено центральное место в работе, она поднимает народ, призывает идти вперед, несмотря на уже бездыханные перед собой тела... Художник очень четко и точно передает волю, острое желание получить свободу и независимость. В 1831 году работу Делакруа представили в Салоне. Ее сразу же выкупило государство, однако запрятало в темных запасниках на долгие годы, считая очень опасной и свободолюбивой.

А художник времени не теряет даром. Он принимает заказы на роспись интерьеров: Библиотека Палаты Депутатов, библиотека Люксембургского дворца, потолок Тронного зала Палаты Депутатов. Пишет портреты Жорж Санд, Фредерико Шопена и Никколо Паганини.

Делакруа. Портрет Фредерика Шопена, 1838
Делакруа. Портрет Фредерика Шопена, 1838

В какой-то момент Эжен понимает, что очень хочет выскользнуть, выбежать, вырваться из объятий Парижа и погрузиться в совершенно противоположное - культуру простого примитивизма. Он собирает чемоданы и отправляется в Марокко, к народностям Северной Африки.

Делакруа словно погрузился в волшебную сказку...удивительно мягкой солнечный свет, живописная природа, чистокровные лошади, арабские одежды...все это закручивало в водоворот творчества, наполненности и восхищения... Колорит этюдов становится более сложным, появляются полутона и контрасты...африканская история набирает обороты, заполняя альбомы этюдами, набросками, зарисовками...мысли, желания, идеи...все это воплотится в удивительных шедеврах при возвращении в Париж...

В Африке художника покоряет полнота жизни, яркость и чувство свободы. Ритм прочерчивается извилистой линией, движение и пластика, простой пейзажный фон обозначает ясность и внутреннее спокойствие.

В 1855 году Эжен Делакруа выставляет свои работы на Всемирной выставке в Париже и получает орден Почетного легиона. А уже в 1857 году художника избрали в члены Академии.

Эжен Делакруа ушел из этого мира 13 августа 1863 года в Париже, так и не оставив наследника. Наверное все от того, что просто не любил детей, считая, что все беды только от них: грязные руки, портящие холсты и бумагу, громкий плач и отсутствие тишины. Делакруа был совершенно уверен в том, что тратить на детей свои жизненные силы просто недопустимо.

Но, влюблен он был страстно и даже хотел жениться! Прекрасная Жозефина де Форже - крестница Жозефины де Бонапарт. Хороша собой, независима и свободолюбива. Она довольно скоро стала вдовой...богата, изящна, удивительно хороша, нежно любила цветы, музыку и Делакруа...

Орас Верне. Портрет Жозефины де Форже, 1826
Орас Верне. Портрет Жозефины де Форже, 1826

Их страстный и бурный роман плавно трансформировался в нежную и очень трепетную дружбу, которая продолжалась до последних дней художника. Письма Делакруа сожгут потомки Жозефины, но немногие все-таки уцелеют... Однажды любимая женщина сделает подарок - слепок своей руки, а он ей ответит: "Теперь у меня есть твоя ручка, которую я нежно люблю. Надо и мне сделать слепок с какого-нибудь места, чтоб он занимал твои мысли в мое отсутствие. Приходи, выберем это место вдвоем..." Только на брак Эжен так и не решился, приберегая все свои силы для живописи...

Наследие Делакруа, оставленное потомкам, огромно и великолепно. Великий мастер, владеющий искусством сочетания чистых цветов, отдающий предпочтение ярко-зеленому и пылающе-красному...тот, который перешагнул черту великих перемен в искусстве. Просто стал Творцом...

Всегда с вами - Летящая стрекоза)))

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))