3 октября отмечается 130 лет со дня рождения великого поэта Сергея Есенина. Он был не только прекрасным творцом, но и человеком с интересной судьбой. Разобраться во многих фактах из жизни поэта помог магистрант ЮФУ.
Студент магистратуры Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Кирилл Ямшанов имеет к Есенину и исследовательский интерес — он филолог, и личный — он молодой поэт.
«В первый раз я познакомился с его произведениями в школьные годы, как и все, наверное. Помню, как мы проходили его в 8 или 9 классе и как я нашел у дедушки небольшой томик стихотворений Есенина. Начал читать и, конечно, не мог не поддаться очарованию – мелодичность, лиризм, образность... Больше всего мне нравились «Отговорила роща золотая…», «Не жалею, не зову, не плачу…» и подобные. Мои любимые его стихотворения сейчас «Черный человек», «Прощание с Мариенгофом» и «Мы теперь уходим понемногу…», — рассказал Кирилл Ямшанов.
«Славу надо брать за рога...»
Ни для кого не секрет, что в жизни на будущее человека влияет его окружение, другие люди. Сергей Есенин не был исключением. На своём творческом пути он встречал разных людей, которые так или иначе оказывали влияние на его жизнь.
«Сильнее всего на судьбу Есенина повлияли встречи с Блоком и Городецким. С 9 марта 1915 года можно отсчитывать его «вход» в большую литературу. Молодой, почти никому не известный, но уже печатавшийся в некоторых московских журналах, он приезжает в Петербург: «Славу надо брать за рога... Поеду в Петроград, пойду к Блоку. Он меня поймет». И без приглашения, даже не зная адреса, он сразу же направляется к Блоку, чтобы прочесть ему свои стихи», ― отмечает Кирилл Ямшанов.
Блок оценил работы Есенина по достоинству, что положило начало его известности. Это событие оценивается как одно из самых важных в жизни поэта, что подтверждал и сам Сергей. В последующем творчество Сергея Александровича всегда вызывало обратную реакцию от Александра Блока. Но на этом важные встречи поэта не закончились. Как выделяет Кирилл Ямшанов, после встречи с Блоком следует знакомство с Городецким, через Городецкого – с Клюевым, Клычковым и т.д. Чрезвычайно быстро Есенин становится популярным, модным поэтом.
Свежий взгляд в поэзии
Творчество Сергея Александровича можно поделить по возрастным этапам. Молодой Есенин, как отмечает спикер, максимально открыт к жизни, это поэт родной земли, родного края и жизни в деревне. Уже в ранних его стихах (например, в «Березе» или в «Поет зима – аукает...») заметны та мелодичность и та работа с образностью, которые выделят его и среди «новокрестьянских» поэтов, и среди городских.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
«Несмотря на явное влияние фольклорной традиции, мелодичность Есенина ближе к Блоку, от которого его весьма существенно отличает отсутствие мистицизма (романтика Есенина – «самая настоящая земная»). В ранних стихах есть доля религиозности. Но религиозные образы используются им с художественной целью, а не с целью выразить свое мировидение и приблизиться к сакральному, как это делали младшие символисты. Лирический субъект Есенина смотрит на мир глазами полуязычника, человека, близкому к земле. Позже в лирике Есенина отчетливо выделяется космизм, он полюбит «мир и вечность как родительский очаг», ― поделился Кирилл Ямшанов.
«Его всегда тяготила семейная неустроенность»
Я помню, любимая, помню
Сиянье твоих волос…
Не радостно и не легко мне
Покинуть тебя привелось.
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней…
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
(Отрывок из стихотворения «Я помню, любимая, помню…»)
Личная жизнь Есенина не менее интересна, чем его творчество. Она была полна разочарований, скитаний и поиска себя и своего человека. Конечно же, поэт отражал все эти переживания в своих произведениях. Он нередко поднимал тему любви через стихотворения.
«Любовная сторона жизни Есенина была полна драматизма. С одной стороны, у него было много романов, три брака, а с другой – все отношения оказывались недолговечными, сложными, приносили страдания. Связано это было с проблемой несовместимости быта и идеалов поэта. Есенин не искал мирного семейного счастья, его «шальная» жизнь разрушала отношения. Настоящая любовь у Есенина, конечно, была, но она была мимолетна и превращалась в стихи», ― объясняет Кирилл Ямшанов.
Его «семейные скитания» сестра Александра объясняла так: Сергея Есенина «всегда тяготила семейная неустроенность, отсутствие своего угла». К сожалению, найти вторую половинку Сергей Александрович так и не смог, но переживания от всех своих любовных чувств он сохранил в стихах.
Есенин или Маяковский?
На литературной арене XX века выделялись две яркие фигуры: Есенин и Маяковский. Сложилось представление, что оба поэта враждовали между собой. Но это было не совсем так. Маяковский выступал против имажинизма, но не самого Есенина. «Мы ругались с Есениным часто, кроя его главным образом за разросшийся вокруг него имажинизм», — вспоминал он. Однако творчество Есенина он не называл плохим. Сергей Александрович также считал Маяковского выдающимся человеком: «Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся».
Таким образом, можно понять, что взаимная критика возникала не из-за личной неприязни, а из-за принадлежности к разным литературным направлениям. Однако оба поэта понимали талантливость друг друга. Это подтверждает также стих Маяковского после смерти Сергея Александровича.
«Есенин и Маяковский были, скорее, соперниками на поэтическом поприще. Их резкие высказывания насчет друг друга – часть публичной литературной борьбы, но в личной жизни они признавали талант друг друга (например, стихотворение Маяковского «Сергею Есенину»). Я думаю, сегодня нет необходимости выбирать кого-то одного из них, можно и нужно ценить творчество обоих. Их поэзия обращена к разным, но одинаково важным граням эпохи и человеческой души», ― подытоживает Кирилл Ямшанов.
Возлюбленный своей родины
Неоспоримый факт, что Есенин очень много писал о своей Родине, о своем «доме» и деревне. Как отмечает спикер, главное отличие Есенина в том, что он говорит о России не как гражданин или патриот в общепринятом смысле (не как Маяковский или Некрасов), а как сын или как возлюбленный. Его Россия – не абстрактная идея, а живой, почти одушевленный организм, с которым у него личные, иногда мучительные отношения.
«Есенин показал Россию, которую городские жители просто не замечали. Это не имперская, не государственная, а «голубая Русь», которая состоит из бескрайних полей, берез, церквушек, похабных частушек и глубокой, почти языческой связи человека с землей», — рассказал Кирилл Ямшанов.
В то же время Есенин – «последний поэт деревни». Он с большим трагизмом запечатлел момент гибели старой Руси под натиском «железного гостя» – цивилизации. В основном его гражданская лирика – это плач по уходящему миру, а не гимн новому. В стихотворении «Город» это выражено наиболее отчетливо. В описываемом пространстве лирический герой как будто видит образ родной деревни, знакомый пейзаж, но всё это искажено и играет роль наваждения. Городской быт – это искушение, которому лирический герой, «храня завет родных поверий», должен не поддаваться.
Храня завет родных поверий —
Питать к греху стыдливый страх,
Бродил я в каменной пещере,
Как искушаемый монах.
Как муравьи кишели люди
Из щелей выдолбленных глыб,
И, схилясь, двигались их груди,
Что чешуя скорузлых рыб.
В моей душе так было гулко
В пеленках камня и кремней.
На каждой ленте переулка
Стонал коровий рев теней.
Дризжали дроги, словно стекла,
В лицо кнутом грозила даль,
А небо хмурилось и блекло,
Как бабья сношенная шаль.
С улыбкой змейного грешенья
Девичий смех меня манул,
Но я хранил завет крещенья —
Плевать с молитвой в сатану.
Как об ножи стальной дорогой
Рвались на камнях сапоги,
И я услышал зык от Бога:
«Забудь, что видел, и беги!»
(Стихотворение «Город»)
Деревенский поэт и «хулиган»
Кирилл Ямшанов вспоминает слова Рюрика Ивнева, который, говоря о Есенине, писал, что «литературная летопись не отмечала более быстрого и легкого вхождения в литературу. Всеобщее признание свершилось буквально в какие-нибудь несколько недель». Спикер выделяет, что на это время (1915–16-е годы) как раз приходится пик его популярности. Деревенский поэт Есенин – один из самых модных поэтов в литературных и высших кругах Петербурга. Однако он – поэт не только «голубой Руси».
«В послереволюционные годы Есенин предстает в роли «уличного повесы», «хулигана». Это одна из наиболее известных граней его поэтической личности, и она была очень близка богемной среде и городской публике», ― отмечает Кирилл Ямшанов.
Он обращает внимание также на то, что Есенин не был таким поэтом-революционером, как, например, тот же самый Маяковский. Конечно, он встретил Октябрьскую революцию сочувственно, но, по его словам, «больше стихийно, чем сознательно». Он воспринимал революцию более глубоко личным событием, с «крестьянским уклоном», и он тяжело переживал разрушение той «кондовой» Руси, которую так любил.
Кирилл также не может назвать Есенина христианским поэтом. Религиозные образы у него – полуязыческие (например, стихотворение «Шел Господь пытать людей в любови…»). Уже Ходасевич писал про «мужицко-религиозную тенденцию» Есенина.
Шел Господь пытать людей в любови,
Выходил он нищим на кулижку.
Старый дед на пне сухом, в дуброве,
Жамкал деснами зачерствелую пышку.
Увидал дед нищего дорогой,
На тропинке, с клюшкою железной,
И подумал: «Вишь, какой убогой, —
Знать, от голода качается, болезный».
Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:
Видно, мол, сердца их не разбудишь…
И сказал старик, протягивая руку:
«На, пожуй… маленько крепче будешь».
(Стихотворение «Шел Господь пытать людей в любви…»)
Есенин последнего периода – поэт с очень трагическим мироощущением. В 20-е годы он начинает чувствовать, что его «душа проходит, как молодость и как любовь» («Прощание с Мариенгофом»). Я думаю, что в творчестве такого сложного поэта, как Есенин, каждый читатель находит что-то своё, близкое и понятное ему. Хотя в школах нам до сих пор рассказывают только про деревенского поэта Есенина, например, про «Гой ты, Русь моя родная».
Напевные стихи Есенина
Известно, что очень многие стихотворения Есенина положены на музыку. Спикер объясняет, что поэт вырос в песенной среде рязанской деревни. Его мать считалась лучшей песенницей в селе, а дед знал много духовных стихов. Это, разумеется, повлияло на душу поэта, на его лиризм, глубокую эмоциональность и мелодику стиха. У Есенина напевный стих, много всевозможных повторов. Всё это естественным образом обусловливает мелодичность.
Из стихов Есенина родились песни Вертинского «В том краю» и «Письмо матери» Василия Липатова.