Слушаю сегодня “In-A-Ga-Da-Vida” — второй студийный альбом американской рок-группы “Iron Butterfly” (“Железная бабочка”), выпущенный в 1968 году. История записи альбома пронизана спешкой, экспериментами и необычными обстоятельствами, характерными для рока конца 60-х.
Название группы знаю с детства, со страниц рок-энциклопедии легендарного журнала “Ровесник”, название альбома слышал тоже в контексте тяжелого, металлического звучания, в молодости считал, что группа определенно “металлическая”. Много позже, уже был в курсе, что они никакие не “металлисты”, а играют слегка утяжеленный эйсид-рок. С пристрастием, никогда в них не вслушивался, лет десять назад что-то слушал, но ничего не понравилось. Проверю, что изменилось за эти годы. Но, сначала история. Поехали!
“Iron Butterfly” — американская рок-группа, исполняющая тяжёлый эйсид-рок с элементами прогрессивного рока. Наиболее известна благодаря хиту 1968 года “In-A-Gadda-Da-Vida” — первой “тяжёлой” композиции, зазвучавшей в американском радиоэфире.
Группа образовалась в 1966 году в Сан-Диего (Калифорния). Основатели: вокалист и органист Дуг Ингл, Джек Пинни (ударные), Грег Уиллис (бас-гитара) и Дэнни Уайз (гитара). Вскоре к группе присоединился Дэррил Делоуч (тамбурин, вокал).
Некоторые этапы истории:
· В 1968 году группа выпустила дебютный альбом “Heavy” — одну из первых работ американского хард-рока.
· В 1970 году группа выпустила диск “Metamorphosis” — в музыке появилось больше рока и уменьшилась доза психоделии.
· 23 мая 1971 года группа объявила о распаде.
· Iron Butterfly неоднократно реформировались: квартет, созданный в 2004 году Роном Буши и Ли Дорманом, участниками классического состава, продолжал функционировать вплоть до смерти Дормана в декабре 2012 года. В 2014 году группа вновь воссоединилась.
Несколько интересных фактов, связанных с группой Iron Butterfly:
· Название коллектива придумал лидер группы Дуг Ингл. В нём отразили увесистость звучания группы и творческую свободу.
· Песня “In-A-Gadda-Da-Vida” была написана Инглом в пьяном состоянии. Изначально задумывалось, что композиция будет короткой, но в результате записи в студии получилась 17-минутная песня.
· “Iron Butterfly” считаются одними из пионеров жанра хэви-метал. Их музыка с тяжёлыми гитарными риффами и экспериментами с органом оказала значительное влияние на развитие рока.
· Группа первой получила платиновую награду. Пластинка “In-A-Gadda-Da-Vida” разошлась тиражом более четырёх миллионов копий и продержалась в чартах 140 недель.
· Все синглы группы выходили после выпуска основного альбома, на котором они были записаны. Это необычная политика, характерная для групп, ориентирующихся исключительно на выпуск лонгплеев.
· Песня “In-A-Gadda-Da-Vida” была использована в эпизоде “Симпсонов” “Барт продаёт свою душу”.
Вот, собственно и краткая история. А я приступаю к прослушиванию альбома!
“Most Anything You Want”
Довольно увесистый бас, слышу орган, ударные четкие, но довольно однообразные, в принципе это довольно прямой рок, поэтому нормально. Поют кто как может, просто такое складывается впечатление – основную линию ведет вроде бы не один вокалист, да еще и на бэк-вокале несколько человек, может, я ошибаюсь. На 1 минуте 45 секунде я услышал “”Light My Fire” “The Doors”, очень похожая партия на органе. В принципе, ничего особенно тяжелого пока не услышал. Так и тех же “Дорз” можно причислить к отцам хеви-метала, ну подожду, может вся тяжесть начнется позже. Про текст песни ничего писать не буду, иначе, поклонники обидятся. Ну, это что-то уровня Сережи Жукова, такая, молодежная лирика.
“Flowers and Beads”
Прекрасная песня, изумительная. Ощущение чистоты и чего-то настоящего, того времени, которого я не застал. Отрывистая, четкая линия баса, гитары и слаженных ударных сливается с размытым бэк-вокалом и партиями органа. Мелодическая составляющая интеллигентная, не попсово-прилипчивая, такие вещи можно слушать длительное время, и они не сразу надоедают. В конце композиции вокальные гармонии достигают в своей красоте уровня “The Byrds” или “Beach Boys”.
“My Mirage”
В начале и середине композиции игра на органе заставляет вспомнить Иоганна Себастиана Баха и эпоху барокко. Сама песня тоже замечательна, удивительный сплав различных инструментов и вокала создают неповторимую атмосферу шестидесятых годов, игра на гитаре, с красивейшим соло меня очень порадовала и подарила наслаждение. Про “хэви-метал” я забыл и больше не вспоминаю, ничего общего с этим явлением у группы нет. И это очень хорошо!
“Termination”
Классный, классический рифф на гитаре, слаженное пение, дальше снова отличные проигрыши, быстрые и мелодичные, растворяющиеся в общей гармонической структуре. В конце композиции пасторальное совершенство - ударные инструменты уходят, остается бас с неземными переборами на гитарах и эфемерные звуки каких-то колокольчиков. Все это мне говорит о том, что оценка альбома будет высокой вполне заслуженно. И это я еще не слышал легендарную песню в финале!
“Are You Happy”
Начало композиции одновременно напоминает и Джими Хендрикса, и “The Doors”. Это более тяжелая и агрессивная композиция, орган депрессивен, уходит в минор. В середине песни ритмичный, однообразный звук ударных с дробью и немного перегруженная игра на гитарах. Как мне думается, есть в этой песне определенная доля прогрессив-рока, или чего-то похожего на него.
“In -A-Gadda-Da Vida”
И вот, заключительная композиция, легендарный “тяжелый (хэви)” монстр.
Начало довольно тревожное, и, действительно утяжеленное, дальше слушаю хаотичную игру на органе с ухающим басом и размеренным битом ударных.
Солирующая гитара работает с небольшими перегрузами, кажется, что это свободный стиль, импровизация. Возможно, это напоминает мне какое-то подобие джаз-рока. Довольно однообразно, но, я не сказал бы, что скучно.
Интересно, что будет дальше. А вот, что – все солирующие инструменты уходят, остается одна перкуссия, и может быть, бас. Ну, еще раз убеждаюсь, что это такой эксперимент, ради эксперимента, студийный прикол. Далее снова выплывает из дальних далей органчик, слышатся какие-то звуковые эффекты и далее снова массивный звук достаточно хардовых гитар, возможно даже со сладжем. Завершает композицию вновь разбитной ритм и разухабистый вокал. Кончился альбом!
Итоги: ставлю альбому оценку 4, пожалуй, даже с плюсом. Таким минимумом композиций достичь такого разнообразного результата, это надо действительно быть талантливыми.
Прекрасный альбом, который произвел на меня не менее, прекрасное и сильное впечатление.
Встретимся на The Pretty Things “S.F. Sorrow” !