Мой опыт общения с клиентами.
Своего первого клиента я нашёл в местном городском бизнес-клубе. Такие сообщества есть во многих городах и это отличное место, чтобы завести полезные связи, рассказать о себе и кому-то пригодиться.
Как я понял за время работы, важно в первую очередь думать о том, чем ты можешь быть полезен другим людям, а не о том, что можешь поиметь с них.
Люди легко считывают твоё отношение к ним. Не нужно думать, что ты один такой хитро выдуманный.
Первый мой клиент был очень красивая. Дизайнер интерьера. Ей я сделал магазин дамских сумок, вид изнутри. Вид был ужасный. Хорошо, что это творение где-то потерялось.
Но это был отличный опыт общения с заказчиком.
Чуть позже, там же в бизнес-клубе, я познакомился с гендиром строительной компании. Они каркасники делали аки пирожки пекли. Денег обещали много, но не дали даже мало.
От сюда вывод номер раз — всегда бери предоплату! Ничто так не укрепляет дружеские отношения с клиентом, как 50% предоплаты.
Это и вам душу греть будет и клиент не пропадёт без веского основания. Жаба ведь квакает.
Потом я сделал несколько проектов для портфолио и на него уже пошли другие клиенты.
Вывод два — делай портфолио по тем проектам, над которыми хочешь и можешь работать на постоянной основе.
Хочешь дорогие хай-тек проекты — делай дорогие хай-тек проекты.
Я вот сделал десяток деревянных домов в начале карьеры и угадайте, какие дома я делаю до сих пор? Вопрос риторический, ответа не требует.
Плох тот мелкий застройщик, который не мечтает стать крупным. Банально, но факт. И все они хотят +100писот проектов себе на сайт, который вот-вот будет готов и нужны визуализации к утру понедельника, а сегодня уже среда… Короче вы уже опоздали, но надо всё успеть. Особенно такие сроки популярны в марте-апреле. Угадайте почему?
И я, заполучив такого перспективного заказчика, тут же сильно радовался и спешил потратить все незаработанные деньги. В этом вам всегда поможет кредитка любого милого вашему сердцу банка.
А так же я начинал гордо отказывать другим клиентам, дескать у меня и без вас работы на год вперёд. Некогда мне тут с вами возиться.
Но, сделав пяток проектов, я получал заверения в вечной дружбе и обещания продолжить, как только появятся деньги. Хотя бы на остаток по вашей текущей работе.
Вывод три — всегда работайте по поиску новых клиентов. Пусть у вас будет очередь на год, чем не будет работы на месяц и больше.
В нашей профессии всегда нужно учиться. Работая за деньги, забываешь выделять время на изучение нового в своём деле.
И вот уже 15-летние школьники на своих игровых компах с ртх5090 творят несусветное, а твой уровень работ остался где-то далеко позади.
Вывод четыре — оставляй время и деньги на учёбу. Курсы, уроки, изучение новых аддонов, повторение базы, расширение этой базы, всё надо.
Как было раньше - когда мне писал потенциальный клиент со своим потенциальным заказом, я уже мысленно тратил его деньги и единственная моя цель состояла в том, чтобы поскорее оформить заказ, получить предоплату и начать жизнерадостно знакомиться с техзадание более подробно.
Вывод пять — техническое задание изучается до того, как вы вообще дали устное согласие на работу. Изучайте подробно, требуйте пояснений, уточнений.
Просите планы и фасады со всеми размерами, отступами, правками, поправками и прочим. Спрашивайте фото с примерами для референсов, РАЛы для цвета, названия материалов.
Всё это они знают, просто не хотят тратить время на составление грамотного ТЗ, по которому вам будет легко, быстро и приятно работать.
И ваша задача обеспечить себя всем этим.
Иначе, когда начнёте работать, вдруг выяснится, что план не совпадает с фасадами, стены где-то передвинуты, высоты вас попросят посчитать самим.
Короче, такого приключения можно хапануть, что потом будете рады вернуть задаток и расстаться по-хорошему, лишь бы не тратить время и нервы на то, чтобы хоть как-то довести это дело до конца.
Ещё и рендеры обычно получаются ужасные и в портфолио их не захочется брать.
Часто у меня складываются добрые взаимоотношения с заказчиком и я случайно начинаю общаться слишком уж по-дружески. Не панибратски, но всё-таки. Я расслабляюсь и вот уже в переписке пошли смайлики, разговоры о погоде и прочее.
А потом просят поработать в два раза больше и крайне желательно бесплатно.
Вывод шесть — всегда оставайтесь профессионалом в общении, даже если вы работаете всего два дня.
И вывод семь — никогда, слышите, никогда не переходите на личности, не огрызайтесь и уж точно не оскорбляйте вашего клиента!
Я один раз не сдержался и отправил клиента лесом в непереводимых выражениях. Накипело.
А когда остыло, пришлось извиняться.
Помним да — мы профи. А профи не срываются. Профи продолжают делать свою работу и доводят её до конца. Ну а уж там решают, продолжать работать с заком или нет. Но всё максимально корректно.
Мир круглый — встретимся за углом.
Всем мира в душе и хороших проектов.