Найти в Дзене
Альпина нон-фикшн

От Джокера до доктора Хауса: разбираем необычных киногероев

Юлия Лукшина — сценарист и писательница — разобрала неоднозначных киногероев на примере доктора Хауса, Джокера и «Мстителей». В «Альпине нон-фикшн» недавно вышла книга Анджелы Акерман и Бекки Пульизи «Тезаурус положительных качеств: Руководство для писателей и сценаристов». Современный герой все чаще наделяется сложной индивидуальностью. Когда я осваивала сценарную профессию, появлялись такие сериалы новейшей эпохи, как, например, «Безумцы», где главный герой сочетает в себе конфликтующие качества: Дон Дрейпер — великодушен и эгоцентричен, он — галантный кавалер, который при этом подло ведет себя с женщинами; джентльмен с постыдной тайной в прошлом; карьерист, который может быть щедр к своим конкурентам. С тех пор противоречивые персонажи в сериалах вошли в моду, а в кино появился, к примеру, ставший резонансным на момент выхода «Джокер» (2019) — с одной стороны, история становления монстра, а с другой — драма страдающего и уязвимого человека, который ищет признания. В протагонисте Хо
Оглавление
Кадр из фильма «Мстители», 2012 г.
Кадр из фильма «Мстители», 2012 г.

Юлия Лукшина — сценарист и писательница — разобрала неоднозначных киногероев на примере доктора Хауса, Джокера и «Мстителей». В «Альпине нон-фикшн» недавно вышла книга Анджелы Акерман и Бекки Пульизи «Тезаурус положительных качеств: Руководство для писателей и сценаристов».

Противоречивые личности

Современный герой все чаще наделяется сложной индивидуальностью. Когда я осваивала сценарную профессию, появлялись такие сериалы новейшей эпохи, как, например, «Безумцы», где главный герой сочетает в себе конфликтующие качества: Дон Дрейпер — великодушен и эгоцентричен, он — галантный кавалер, который при этом подло ведет себя с женщинами; джентльмен с постыдной тайной в прошлом; карьерист, который может быть щедр к своим конкурентам.

Кадр из сериала «Безумцы», 2007 г.
Кадр из сериала «Безумцы», 2007 г.

С тех пор противоречивые персонажи в сериалах вошли в моду, а в кино появился, к примеру, ставший резонансным на момент выхода «Джокер» (2019) — с одной стороны, история становления монстра, а с другой — драма страдающего и уязвимого человека, который ищет признания. В протагонисте Хоакина Феникса есть и то, что нам импонирует, но есть страшные и отталкивающие черты, которые в итоге берут верх.

Профессионалы или дружелюбные соседи

Я часто привожу в пример студентам наглядную типологию героев, в свое время вычитанную мною в книге Карла Иглесиаса «Писать эмоционально». Она проста и делит главных героев на три группы.

В первой герой «выше» нас, зрителей. Персонажи из вселенной Marvel или профессионалы вроде доктора Хауса — это люди со способностями, познаниями, властью, которые недоступны простым смертным. Связь с такими героями основана на восхищении, может быть, зависти — так или иначе, нас завораживают сильные люди и мы смотрим на них как бы из позиции снизу вверх.

Кадр из сериала «Доктор Хаус», 2004 г.
Кадр из сериала «Доктор Хаус», 2004 г.

Во второй — герой похож на нас и находится как бы в одной плоскости с нами. Это тип персонажа, к которому мы легко испытываем интерес, любопытство и эмпатию, потому что идентифицируем себя с ним, и его проблемы нам понятны. Мы без труда соотносим себя с подобными героями.

Герои в беде

Наконец, в третьей — герой, условно говоря, находится в позиции «ниже» зрителя. Это персонажи, оказавшиеся изгоями или маргиналами. Обманутые, несправедливо обвиненные, пострадавшие, потерявшие близких, то есть уязвимые, выпавшие из социума или, что называется, упавшие на дно. Тип зрительской привязанности к такому герою основан на сострадании и одновременно страхе оказаться столь же уязвимыми. Нам любопытно, как персонаж выкрутится, вернет себе достоинство и власть.

Так вот, Джокер, коль скоро уж о нем зашла речь, относится как раз к третьему типу героя — мы сочувствуем ему, потому что он попал в беду и, используя модное выражение, лишен привилегий.

Кадр из фильма «Джокер», 2019 г.
Кадр из фильма «Джокер», 2019 г.

Но и положительные качества у него есть: он маленький человек, который заботится о матери, мечтает о лучшей жизни.

Когда Джокер переходит на темную сторону, мы продолжаем ему сопереживать, потому что уже видели Артура уязвимым, успели в этом качестве к нему подключиться и поэтому можем его оправдывать. Похожая ситуация с Уолтером Уайтом в сериале «Во все тяжкие» (2008–2013). Он предстает перед нами в униженном, безвыходном положении, в том возрасте, в котором многие из нас ощущают себя в тупике.