Спасское-Лутовиново – родина великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Здесь не только липовые аллеи, но и каждая полевая тропинка, каждый лесок исхожены автором «Записок охотника». Большую часть жизни писатель провел за границей. Но он неизменно возвращался сюда из своих многочисленных странствий. Признавался, что именно на Орловской земле ему лучше всего работалось над своими произведениями.
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ
В конце XVIII века усадьбу основал Иван Иванович Лутовинов, двоюродный дед Тургенева по материнской линии. На его средства были построены церковь Спаса Преображения (освящена в 1809 году), давшая название селу, огромный господский дом и живописный парк, который Тургенев называл садом. Работы велись около 10 лет.
После скоропостижной смерти Лутовинова в 1813 году усадьба перешла к его племяннице и крестнице Варваре Петровне. Спустя три года после смерти дяди она обвенчалась в усадебном храме с соседом Сергеем Тургеневым.
Сначала они жили в Орле, где у помещицы был собственный дом. Там же 28 октября 1818 года и родился Иван Тургенев. Уже следующим летом Варвара Петровна привезла сыновей (старшего Николая и новорожденного Ваню) в Спасское. Здесь прошло детство писателя, сформировав его любовь к природе средней полосы России. Семья проводила в усадьбе каждое лето.
Будучи уже известным писателем, Тургенев однажды написал Эмилю Золя: «Если у Вас есть атлас, отыщите в нем карту России и проведите пальцем от Москвы по направлению к Черному морю; на Вашем пути – немного севернее Орла - Вы обнаружите город Мценск. Так вот! Моя деревня находится в 10 километрах от этого места с довольно труднопроизносимым, как видите, названием. Это совершенная глушь - тихая, зеленая, печальная».
В этой глуши Тургенев провел около 17 лет.
Дом, который построил дед, располагался неподалеку от храма. Это был красивый двухэтажный особняк в 40 комнат. По фасаду его украшали колонны из стельного ясеня, огромные окна в два света (переходящие с первого этажа на второй). По обе стороны от жилища отходили две каменные галереи, каждая из которых заканчивалась деревянным флигелем.
Это грандиозное сооружение казалось маленькому Тургеневу целым городом. Он вспоминал, что в детстве они не то, что обойти, даже запомнить все комнаты не могли. Но 1 мая 1839 года случился пожар. Огонь уничтожил центральное здание и часть каменной галереи с флигелем. Уцелела примерно одна треть.
Варвара Петровна на тот момент уже была вдовой и не решилась восстанавливать особняк. Отремонтированный флигель с небольшой пристройкой стал новым усадебным домом.
Иван Сергеевич так описывал его своему другу, французскому писателю Флоберу: «Это большой деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный клеевой краской в светло-лиловый цвет. Спереди к дому пристроена веранда, увитая плющом. Обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет».
После смерти Тургенева наследницы вывезли все его вещи из дома. В январе 1906 года пустое жилище вновь сгорело. Усадьба была восстановлена в 1976 году как музей-заповедник на основе воспоминаний современников, зарисовок интерьеров и уникальных фотографий комнат. Особняк воссоздан на том же месте и в том виде, каким он был во время последнего приезда Тургенева – летом 1881 года.
ЭКСКУРСИЯ ПО ДОМУ ПИСАТЕЛЯ
Поговорили об истории усадьбы в целом, теперь переместимся в тот самый лиловый дом – главный объект нынешнего музея-заповедника.
Сразу после входа вы попадаете в комнатную галерею. В XIX веке тут располагались кухня, чулан, буфетная, прачечная и прочие помещения. Когда помещение заново отстраивали, восстановить всё не было возможности. Вещи, которые наполняли комнаты, оказались утрачены. Поэтому интерьер здесь частично воссоздан. Представлены светильники того времени и один из портретов Тургенева (работа братьев Курнаковых).
При жизни было сделано много портретов писателя. Его рисовали Никитин, Маковский, Репин, Ге, Харламов, Дмитриев-Оренбургский. Однако сам Тургенев не был доволен ни одной работой. Он предпочитал фотографии. Всегда возил с собой пачку удачных снимков, чтобы дарить друзьям и поклонникам, так как слава пришла к нему еще при жизни.
ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ
При жизни Варвары Петровны столовая была местом семейных сборов. Большой раздвижной дубовый стол при необходимости занимал всю длину комнаты. У матери писателя царили строгие порядки: все обязаны были являться к обеду или ужину точно в назначенный час. Опаздывать не дозволялось даже гостям: пришедшему не вовремя могли просто не подать блюдо. Дом она украшала дорогими вещами: сервизы из чистого золота и серебра, лучший русский и немецкий фарфор. К сожалению, большая часть вещей погибла при пожаре, а что-то осталось у наследников. Сохранились позолоченная ваза для фруктов, хрустальный стакан с бронзовой крышкой, тарелочка от сервиза и миниатюрная сахарница. Все предметы в комнате – подлинные. Утраченное – не стали заменять копиями.
В столовой часто звучала музыка. Фортепиано, которое здесь можно увидеть, приобрел Иван Сергеевич. Ноты на инструменте – вальс знаменитого в те годы композитора Жозефа Ланнера. Эта композиция упоминается во многих произведениях Тургенева: в «Асе», стихотворении «Хорь и Калиныч», в «Хороши, как свежие были розы...».
Комната украшена живописными портретами: няни и кормилицы, девушки с розовой лентой в волосах кисти модного в первой четверти XIX века художника Жан-Батиста Грёза.
МАЛАЯ ГОСТИНАЯ
Расположенный здесь диван помнят все гости Спасского. Тургенев упоминает его в письмах и в романе «Накануне». Читаем, как Увар Иванович почивал «в неге на широком и удобном диване, получившем прозвище «Самосон».
Над диваном – портрет брата писателя Николая Тургенева. Будучи старшим сыном, по семейной традиции и решению отца, он должен был посвятить себя военной карьере. Он окончил артиллерийское училище в Петербурге и служил в полку.
Еще один предмет в комнате – напоминание о Варваре Петровне. Это и ваза, и светильник из натурального мрамора. Атрибут очень тяжелый. Верхняя крышка снимается: внутрь можно было поставить букет или закрепить свечу. Вазу хозяйка купила в Италии.
БОЛЬШАЯ (УГЛОВАЯ) ГОСТИНАЯ
В этой комнате вы увидите мебель из красного дерева в стиле ампир. Великолепный овальный стол с резной тумбой и ножками в виде звериных лап, кресло с позолоченными стенками, огромный диван с принтом на античный сюжет и подлокотниками в виде мифических существ. Стены украшают картины.
Большая гостиная помнит многих знаменитых гостей: Льва Толстого, Дмитрия Григоровича, Николая Некрасова. С последним, главным редактором журнала «Современник», Тургенев обсуждал вопросы русской литературы, жизни, и, конечно, охоту. Они оба были заядлыми охотниками. Лев Толстой бывал здесь не менее пяти раз. Хотя их отношения были сложными, и после ссоры они 17 лет не подавали друг другу руки, в Спасском встречи проходили тепло. После одного визита Толстой писал: «Дом Тургенева показал мне его корни, многое объяснил и потому примирил с ним. Его, Тургенева, надо показать в деревне, в своем доме. Он там совсем другой, более мне близкий и хороший человек».
Приходили в гости и простые люди, соседи-помещики. Иван Сергеевич заботился, чтобы всем было уютно. Общаясь с небогатыми дворянами, он подбирал темы, интересные им, а сам черпал из этих разговоров впечатления, необходимые для творчества.
РАБОЧИЙ КАБИНЕТ
Описывая свой дом, Тургенев замечал: «Дом уютный, но не слишком жаркий, и мебель отличная. Письменный стол превосходный». В рабочем кабинете сейчас можно увидеть подлинные стол и кресло, за которыми он работал в Спасском. Здесь, в родных стенах, Иван Сергеевич написал большую часть своих книг: пять из шести романов.
Ручка писателя со стальным пером и его перочинный нож для разрезания книжных страниц переданы парижской квартирой в Буживале, где прошли его последние дни. В красном углу, по русскому обычаю, висит икона Спаса Нерукотворного – реликвия дома, значившаяся под №1 в списке икон матери. Ее вынесли одной из первых при пожаре. Серебряный оклад заказала Варвара Петровна после рождения старшего сына Николая. Тургенев писал: «Передо мной в одной комнате висит старинная византийская икона, вся почерневшая в серебряном окладе. Виден только ровный, мрачный и суровый лик. Он меня немного угнетает, и я не могу распорядиться, чтобы икону убрали».
Здесь же портрет отца писателя, Сергея Тургенева, изображенного молодым унтер-офицером Кавалергардского полка. Участник Бородинского сражения, он был награжден за храбрость орденом Святого Георгия и медалью в память 1812 года. Рано заболев неизлечимой тогда почечнокаменной болезнью, он умер в 1834 году, когда Ивану исполнилось только 16 лет. Отношения отца с сыном были отстраненными, что Тургенев описал в автобиографической повести «Первая любовь»: «Странное влияние имел на меня отец, и странными были наши отношения... Он почти не занимался моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня. Он уважал мою свободу... был... вежлив со мною. Только он не допускал меня до себя... Он был для меня образцом мужчины...».
Тургенев подолгу засиживался за этим столом, многократно переписывая и переделывая свои произведения. Он называл творчество ремеслом и относился к нему серьезно.
Комната служила ему и спальней. Постель отгорожена ширмой из ясеневого дерева, изготовленной крепостным плотником и расписанной крепостным художником (орнамент из цветов и фруктов, все медальоны уникальны). Кровать застелена одеялом, связанным руками крепостных мастериц. Эти вещи сохранились со времен Варвары Петровны.
ЗИМНИЙ САД
Это помещение напоминало оранжерею: кирпичный пол, усыпанный песком, на стеллажах – экзотические растения, которые хозяйка выписывала даже из-за границы. За растениями ухаживал большой штат садовников. Стена, выходящая на улицу, была стеклянной. В центре стоял уникальный стол: столешница сделана из четырех цельных кусков капа тополя (наплыва на стволе, с очень прочной структурой и красивым рисунком, похожим на карельскую березу). Вещь была чрезвычайно дорогой даже по тем временам. По бокам стола – по четыре ящичка. Здесь запрещались азартные игры, разрешалось только учить уроки, читать или писать письма.
Еще один изящный столик напоминает об увлечении писателя шахматами. Иван Сергеевич был одним из сильнейших шахматистов своего времени, участником международных состязаний. На турнире в парижском кафе «Режанс» (более 60 участников) он занял второе место, уступив только французу Ревье. После этого друзья шутили, что Тургенев – лучший литератор среди шахматистов и лучший шахматист среди литераторов.
Над диваном – портрет великого русского поэта Ф.И. Тютчева. Тургенев высоко ценил его творчество: «О Тютчеве не спорят; кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». В книжных шкафах стояли учебники по теории шахмат и справочники, которые Тургенев активно покупал. Но это лишь малая часть его книжного собрания. Основная библиотека находилась в отдельной комнате.
БИБЛИОТЕКА
Самая просторная и светлая комната в доме (два ряда окон). К сожалению, многие мелкие предметы не сохранились, что-то разбилось или потерялось при эвакуации во время войны. Бильярдный стол стоит без атрибутики.
Библиотека Тургенева собиралась тремя поколениями. Первые книги приобрел основатель усадьбы Иван Лутовинов. Варвару Петровну интересовали издания по устройству парков, садоводству, оружию, описания путешествий, ботаника, биология. Брат писателя, Николай, любил детективы и приключенческую литературу. Иван Сергеевич был одним из самых образованных людей своего времени, знал несколько языков в совершенстве. К сожалению, библиотека, насчитывавшая при жизни Тургенева около 20 000 томов, до нас дошла не полностью: сохранилось около 5000. Многие экземпляры уникальны – это рукописные книги.
Второе название комнаты – бильярдная. Этот стол был одним из последних, привезенных в Спасское (ранее находился в Москве). Тургенев любил играть азартно и эмоционально, что часто мешало ему сосредоточиться, и он проигрывал. Выигрывая же, радовался, как ребенок, насвистывая мелодии.
САВИНСКАЯ КОМНАТА
Далее несколько спален для гостей, которые не воссозданы. Однако если пройти через каминный зал в другую часть дома, то посетители могут осмотреть еще три помещения.
Вот тихая и уютная комната, единственная в доме с таким расположением. Она получила название Савинской. Хотя в ней останавливался Лев Толстой, название закрепилось после того, как здесь пять дней провела актриса Мариинского театра Мария Гавриловна Савина. Писатель увидел ее в роли Верочки в своей пьесе «Месяц в деревне» и был покорен игрой. Он пригласил Савину в Спасское. Той больше всего понравился «чудный сад с изумительными липами» и вечерние прогулки, когда она «ходила слушать ночные голоса» – вечернее пение птиц. Детство Тургенева, проведенное здесь, и его прекрасный музыкальный слух (он безошибочно узнавал птиц по голосам) покорили актрису.
На стенах – пейзажи работы Якова Полонского, поэта и художника, близкого друга Тургенева. Он изобразил парк летом и фруктовый сад, носящий имя слуги писателя, Захара Балашова.
КОМНАТА ЗАХАРА БАЛАШОВА
Захар Балашов служил Тургеневу около 40 лет. Несмотря на происхождение и род деятельности, он был грамотен. В его обязанности входило приготовление пищи и присмотр за гардеробом барина, был камердинером. Узнав о смерти Тургенева в Париже, пожилой Захар не смог поехать на похороны. Он написал письмо с просьбой прочитать его на могиле писателя и передал Полонскому. Письмо хранится в фондах музея: «Дорогой благодетель мой, посылаю тебе на гроб твой мои душевные горькие слезы вместо дорогого венка. Любил и предан тебе я был всей душой и гордился тем, что был твой слуга».
ДЕВИЧЬЯ
При Варваре Петровне здесь размещались крепостные девушки, занимавшиеся рукоделием. Когда хозяином стал Тургенев, он отпустил дворовых людей, и комната утратила назначение. Однако название сохранилось по привычке. Сюда приносили вещи из других комнат, отслужившие свой срок.
Это последнее помещение в главном доме, доступное для осмотра посетителей. Об усадебном парке и тургеневском дубе расскажу в отдельной публикации.