За годы Афганской войны в плен к душманам попали 417 советских военнослужащих. Большинство вернулись на родину, но судьбы четверых сложились иначе. Они добровольно остались в Афганистане, создали семьи и приняли ислам. Их истории — горький парадокс войны, где личная трагедия переплелась с предательством.
Сергей Красноперов (Нурмамад)
Уроженец Кургана трижды бежал из части в 1985 году. По официальной версии — из-за издевательств сослуживцев. По неофициальной — его поймали на продаже военного снаряжения афганцам, и дезертирство стало единственным шансом избежать трибунала.
Примкнув к отряду полевого командира, он принял ислам и стал Нурмамадом. Через год его женили на местной девушке. Сегодня 58-летний Нурмамад — отец шестерых детей, уважаемый в Чагчаране человек с доходом $1200 в месяц. На предложения вернуться в Россию отвечает отказом: «Здесь я нужен, а на родине никому не нужен». Когда была жива мать, Красноперов-Нурмамад виделся с ней (она в 90-х годах приезжала в Афганистан), потом созванивался. Красноперову неоднократно предлагали вернуться в Россию, но он всякий раз отказывался.
Геннадий Цевма (Никмохаммат)
Геннадия Цевму, по его словам, басмачи взяли в плен на первом году службы, в 1983-м. Цевма утверждает, что в своих в плену не стрелял, хотя и предлагали. Принял ислам, получил имя Никмохаммат, Цевму женили на местной девушке, которая была младше на 15 лет. При талибах работал шофером.
Цевма-Никмохаммат несколько лет назад ездил на родину в Донецкую область, сходил на могилы родителей. Оставаться не собирался, несмотря на то, что его семье предлагали квартиру – Цевма объяснял это тем, что в Афганистане привык, там семья, дети, а на родине он никому не нужен.
Ямантау: почему эта гора считается самой секретной в России
У бывшего сотрудника Комитета по делам воинов-интернационалистов (организация, занимавшаяся поиском и организацией возвращения советских пленных в Афганистане) Леонида Бирюкова другая версия нежелания возвращения Цевмы на Украину. Цевму нашли в 1992 году, он еще был в составе банды и ходил с автоматом. Пытались выкупить, привезли для переговоров отца пленного, к переговорам лично подключался посол Украины в Пакистане. Геннадий каждый раз под разными предлогами отклонял предложения, исчезал с деньгами. Цевме показывали постановление об его амнистии, но он не верил, боялся наказания.
Александр Левенец (Ахмад)
Земляк Цевмы Александр Левенец также попал в плен к душманам в 1983 году, практически сразу после прибытия в Афганистан. Работал у моджахедов водителем, тоже говорит, что со своими не воевал. После принятия ислама женился (у Левенца пятеро дочерей), получил имя Ахмад. Он работает таксистом. После ухода талибов звонил на Украину, узнал о смерти брата и матери и больше с родственниками с тех пор никаких связей не поддерживал.
Левенец также утверждает, что делать ему на родине нечего, его дом теперь в Афганистане. Возвращаться предлагали, но Ахмад, ставший истовым мусульманином, даже совершившим хадж, отказался, объяснив, что его родиной теперь является Афганистан.
... Из вышеперечисленных трех бывших граждан СССР только Красноперов-Нурмамад не взял с фотожурналиста Алексея Николаева деньги за общение, остальные беседовали на возмездной основе.
Николай Выродов (Насратулла Мохамадулла)
Британская газета The Daily Telegraph пишет, что Николай Выродов дезертировал из части в 1981 году, прослужив всего 3 месяца. По словам самого Выродова, это произошло якобы после карательной операции советского подразделения против мирного населения одного из афганских кишлаков. Выродов добровольно принял ислам и воевал против своих, поэтому пленным как таковым себя не считал. Его использовали как специалиста по подрывному делу, Насратулла Мохамадулла воевал 8 лет и после вывода советских войск из Афганистана, состоял в личной охране Гульбетдина Хекматияра.
За Выродовым охотилась армейская разведка, но вышли на него в 1996 году все те же сотрудники Комитета по делам воинов-интернационалистов. При содействии посольства Украины в Узбекистане, украинского МИДа Выродов в 1996 году на несколько месяцев приезжал в Харьков, но потом вернулся в Афганистан и снова поступил на службу к моджахедам. Сейчас он работает в полиции, обзавелся семьей, имеет пожизненную пенсию. Журналистка «Московского комсомольца» Юлия Калинина в 2004 году посетила в Хинджане глинобитное жилище Николая Выродова, задавала ему вопросы о возвращении на родину. Выродов-Насратулла злился и уходил от ответа – было заметно, что эта тема ему крайне неприятна. «МК» сделал вывод: быть может, за Выродовым числятся такие преступления, что по возвращении на Украину даже амнистия не спасет его от тюрьмы.