Найти в Дзене
юрий а.

Теория познания

Диалектический материализм, кроме метода воздействия на окружающую действительность, дает методы её познания.

Идеализм пренебрегает методами познания, так как они противоречат всей стройной идеологической структуре идеализма. Он опирается на веру в эту структуру. Познание разрушает эту структуру, подтачивает веру в исходные положения логики идеализма. Для диамата познание материального мира является источником его строения и развития.

Исходным принципом теории познания является принцип активного отражения.

Отражение, это деятельность мозга человека, взаимодействующего с внешним миром, отвечающего на его воздействия. Источником отражения является объективно существующий материальный мир. Отражение возникает тогда, когда в мозгу возникают ощущения, восприятия, представления, понятия, а отраженный в них раздражитель выступает в качестве объекта. Именно с этим связан переход от материального к идеальному, от предмета к мысли о нём. Воспринимаются, мыслятся не сами по себе ощущения и восприятия, а как предметно отнесенные свойства объекта, субъективные образы. Они не могут ни возникать, ни существовать безотносительно к предмету. Человек вообще мысленно анализирует не сам объект, а его воображаемую модель. Он вписывает эту воображаемую модель в также воображаемую модель окружающего мира. На практике обнаруживается расхождение модели с практикой. При сравнении расчетов с практикой человек производит корректировку модели объекта, приближаясь к практическим результатам. Это и является одним из процессов познания. И этот процесс сходящийся. Количество элементов человеческого мозга конечно, соответственно, конечно и количество комбинаций этих элементов. Конечны и представления человека об окружающем мире. Поскольку модель окружающего мира и воображаемая модель окружающего мира конечны, то этот процесс познания сходится за конечное число шагов. Так что в рамках рассматриваемых моделей абсолютная истина достижима. Другое дело, если мы будем одновременно проводить сравнение и корректировку модели окружающего мира. При этом модель окружающего мира никогда не будет полностью адекватной действительности в силу его бесконечности. Отсюда следует вывод, что для человека достижима абсолютная истина в его воображении (в границах модели его знания окружающего мира). За пределами этой модели она недостижима. А что же за пределами знания? Человек вынужден действовать и принимать решения, в том числе и за пределами знания. При этом он пользуется правилами и понятиями, выработанными предыдущими поколениями, также возникающими из подсознания. Назовем эти правила и понятия верой. Вера изменяется и развивается в соответствии с расширяющейся областью знания. Ясно, что в области веры нет достижимости истины. Однако человечество создало учения, которые абсолютизируют и эту область. Такие учения называются религией. Религия избрала свою ограниченную модель окружающего мира и сопротивляется изменению своих абсолютных догматов, однако расширение знания позволяет доходить до истины всё в новых областях, что заставляет все существующие религии эволюционировать с целью самосохранения или отмирать. Религии не могут охватить всю область веры. Значительная часть веры заключается в научных учениях и гипотезах. Многие действия на переднем крае науки производятся с использованием эмпирических закономерностей. Научные учения развиваются по мере подтверждения или опровержения теорий и гипотез. Для научного познания это нормально. Факт – король науки. Наука идет дальше, расширяя сферу познания, и выдвигает новые гипотезы и поправляет старые. Возможности познания неограниченны, но конечны. Когда развитие познания достигнет пределов человеческих возможностей, потребуется эволюционное развитие. Единственным научным критерием истинности наших знаний о действительности является общественная практика. Критерий истины не может быть обнаружен ни в самом объекте познания, ни в сознании субъекта. Истина как верное отражение действительности в сознании человека предполагает определенное взаимоотношение субъекта и объекта. Соединение знания истины и практики представляет собой систему познания, составляющую баланс сомнений и подтверждений в его развитии. Нарушение этого равновесия вызывает тенденцию преимущественного развития отстающего процесса. Практика подталкивает теорию, а теория практику. Говоря о практике, мы имеем в виду предметно-чувственную деятельность не отдельного человека, не единичные случаи воздействия людей на окружающий мир, а опыт всего человечества в его историческом развитии. Практика абсолютна в том смысле, что всё, доказанное практикой, является объективной истиной, она же относительна, потому что не может полностью подтвердить или опровергнуть все теоретические положения (в силу своей временной ограниченности). Практика иногда вызывает желание считать истиной те идеи, которые приносят пользу, ведут к успеху, но при этом не имеют логических обоснований. Согласно прагматизму, если какое-либо действие приносит в частном случае полезный эффект, это и есть истина. Но оценка полезного эффекта – субъективная функция, что придает прагматизму субъективный характер. Такие представления относятся к области веры, а не знания. Прагматизм – основа религиозных учений и эмпиризма в науке.

Формы познания

Познание может осуществляться в чувственной, логической или научной формах.

Чувственное познание

Начальной формой и источником знаний чувственного познания являются ощущения и восприятия. Иначе как через ощущения мы ни о каких свойствах, ни о каких формах движения материи узнать не можем. Ощущения являются образами, отражениями, копиями отдельных свойств предметов или явлений объективного мира. Образы субъективны, то есть они не тождественны вещам, их свойствам и отношениям, так как они являются идеальной формой их воспроизведения, отражения в нашей голове, в сознании. Субъективность также сказывается в эмоциональности восприятия: каждый индивидуум обращает внимание на признаки и свойства вещей и явлений, в которых он более заинтересован. Одновременная, взаимосогласованная работа различных органов чувств приводит к тому, что человек отражает не отдельные, изолированные свойства предметов, а целые, более или менее сложные совокупности свойств предметов. Все эти свойства объединены в одном предмете. И человек воспринимает и осмысливает их не порознь, а как единое целое. Целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств, называется восприятием. Ощущения и восприятия представляют собой источник всех наших знаний о действительности. Но процесс познания не ограничивается ими. На основе ощущений и восприятий в мозгу человека возникают представления и воображение. Воздействие предметов внешнего мира на органы чувств занимает определенное время и затем прекращается. Но след воздействия запечатлевается и сохраняется в памяти.

Человеческий интеллект характерен не только разумом, он имеет еще эмоции и чувства.

Что такое эмоции?

Непосредственные эмоции, это нервные и химические реакции организма на внешние раздражители, безусловные и условные рефлексы по Павлову.

Опосредованные эмоции, это реакции организма на комплекс текущих внешних влияний и памяти прошлых событий. Они связаны с логическими процессами в мозгу, увязывающими причины эмоций в один комплекс.

Внутренние эмоции - возникающие без текущих внешних воздействий, вызываемые накопленной эмоциональной памятью.   Уже не рефлекторные проявления.  А возникающие под воздействием собственных мыслей.

Эмоции обладают свойством объединяться в цепочки и комплексы, когда одна эмоция вызывает другую и несколько других. Эмоции не подчиняются логике, их связывают другие законы.  Обычно, свойства взаимодействия и проявления человеческих эмоций носят название темперамент.

Эмоции влияют не только на проявление в виде действий и поступков, но и на восприятие и оценку окружающей действительности. Так формируются зачатки чувств.

Чувства формируются как комплекс эмоций отношения интеллекта к образу, созданному собственным внутренним воображением.  Такие эмоции, основанные на воображении, формируются независимо для каждого индивидуума.

Сами чувства могут сформироваться только в обществе во время взаимодействия с другими индивидуумами.   Они формируются в семье, коллективе, социальной или национальной группе.  Они формируют коллективные категории общества, этику и мораль.

Способность мозга запечатлевать, сохранять воздействия внешней среды и в нужный момент воспроизводить их называется памятью. Образы тех предметов, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, а потом восстановились по сохранившимся в мозгу следам уже при отсутствии самих этих предметов, называются представлениями. Человек может представить себе виденное или слышанное и сделать соответствующее описание того, что он воспринимал раньше. Конечно, мы заинтересованы в том, чтобы получить объективное представление о предмете. Субъективность личного восприятия, называемая иногда узостью кругозора, преодолевается путем рассмотрения предмета с разных точек зрения – внешней и внутренней, в текущий момент и в определенном историческом периоде, в различных внешних условиях и т.п. Кроме того, не следует ограничиваться только личным восприятием. Использование, кроме органов чувств, приборов, а также описания восприятий других лиц позволяет добиться объективности представлений.

Из имеющихся представлений человек может создавать различные комбинации, строить новые представления, то есть образы таких предметов, которых он, быть может, никогда сам не видел. Такой процесс соединения и преобразования различных представлений в целую картину новых образов называется воображением. Воображение сложилось и развилось у человека в процессе трудовой деятельности. Оно имеет огромное значение в искусстве, технике, науке и вообще везде, где требуется творчество.

Воображение помогает дополнить общую картину окружающей действительности недостающими, еще неизвестными фактами и составить её модель – образ.  Такой образ помогает интеллекту анализировать и рассчитывать реакции окружающей действительности на его действия. Возникает не один, а множество образов, и интеллект постоянно использует эти образы, определяющие его поведение. Образы связаны между собой их взаимодействие определяет иную логику, образное мышление.

Образное мышление позволяет рассматривать проблему не по частям, а в целом. Ведь любая окружающая действительность и её модель имеют свою логику, понять или даже предположить которую можно только рассматриваю её целиком, хотя бы в виде модели.

Поскольку образы не вполне достоверны, они постоянно корректируются и образное мышление соответственно    постоянно меняет и логику, и её направление. Эволюция живого мира уже давно поняла это методом проб и ошибок и постаралась разделить два способа мышления на образное н логическое. Однако при этом создалась возможность противоречия между ними - нарушения психики. Эволюция живого интеллекта пошла и дальше, сформировав третий, диспетчерский тип мышления, который позволяет ставить во главу один из первых двух в зависимости от ситуации, что достигается только опытом (развитием самосознания) .     Хотя   формирование самосознания процесс во многом и случайный.

Воображение является более сложной формой деятельности мозга человека, чем ощущения и восприятия. Но познание и творчество не останавливаются на этом. Они идут дальше и глубже. А это достигается с помощью абстрактного мышления.

Логическое познание

В отличие от чувственной формы познания, которая носит непосредственный характер, мышление есть опосредованная форма познания мира. Мышление было бы излишне, если бы было достаточно внешних впечатлений, чтобы проникнуть в суть вещей и познать причинные отношения вещей и их закономерных связей. Процесс мышления, всегда включающий в себя в той или иной мере наглядные образы, осуществляется как процесс построения понятий, суждений, систем суждений и целых теорий. При этом познавательная деятельная деятельность каждого человека осуществляется в неразрывной связи с другими людьми, так что результаты мышления каждого отдельного человека являются всегда общественным продуктом. Опосредованный характер мышления заключается в том, что человек познает действительность не только в результате своего личного опыта, но и косвенным путем, усваивая в процессе общения знания других людей. Кроме того, человек может приходить к установлению научной истины путем логического рассуждения, то есть посредством умозаключений, исходя из анализа и сопоставления уже известных ему, проверенных практикой положений. Очень важным приемом мышления является обобщение. Обобщение – это процесс мышления, в котором человек от мыслей об отдельных предметах или группах предметов переходит к мыслям, относящимся к более широкому кругу предметов. Человек находит общие признаки и свойства у предметов и образует общие понятия, распределяя все предметы и явления мира на определенные группы и классы. На основе наблюдений и обобщений открываются законы, то есть существенные, повторяющиеся, устойчивые связки вещей. Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения.

Понятие, это мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках. Понятия как форма мышления охватывает отдельные группы сходных предметов. С помощью понятий человек проникает в то, что недоступно ощущениям, восприятиям и представлениям. Человек может понять то, что он не в состоянии воспринять с помощью органов чувств. Понятия не существуют в мозгу человека изолированно друг от друга. Понятия, отражая взаимосвязь явлений, вступают в определенные связи и отношения между собой. В суждении об этих связях, в выявлении этих связей и отношений и состоит процесс мышления.

Суждение, это такая форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо посредством выражения связи понятий. Истинность или ложность суждений проверяется практикой. Суждение может сложиться, быть выявлено двумя путями – путем непосредственного наблюдения или опосредованным путем с помощью умозаключения.

Умозаключение, это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение. Отдельные суждения в умозаключении можно ставить в логическую связь, потому что во внешнем мире явления, зафиксированные в суждениях, находятся в зависимости между собой. Умозаключения возможны и тогда, когда нет логической связи между суждениями. Существуют и работают также эвристические методы. К этим методам, прежде всего, относятся методы обратной логики, ассоциаций и интуиции. Обратная логика двояка и заключается в анализе от желаемого к действительному и от противного. Основное достоинство обратной логики – сокращение количества мыслительных и вычислительных операций. Примером такой логики является выдвижение гипотез и последующий поиск доказательств. Наиболее употребительным ассоциативным методом является использование теории подобия, основанной на общих закономерностях движения материи, независимо от её вида. Перспективно использование управляемой интуиции.

Интуиция, это использование в мышлении ощущений и восприятий, которые хранятся в памяти, но еще не сложились в представления и понятия. Кстати, в силу избирательности сознания такие ощущения и восприятия, не привязанные к понятиям, составляют большинство ощущений и восприятий человека. Так как множество понятий и суждений конечно, то всё, не входящее в это множество, не может быть логически осмысленно, но тем не менее несет в себе связи и закономерности даже пока не существующих понятий, то есть следы не познанных нами суждений. Нахождение этих суждений, исходя из массы накопленных, но не осмысленных фактов, наталкивает на рождение в разуме системы связи новых суждений со старыми и появление новых понятий. Таким образом, человек не должен пренебрегать несущественными и малосущественными промежуточными результатами наблюдения и мышления, являющимися почвой для интуиции. Последние компьютерные исследования показывают, что включение в программу обработки промежуточных, считающихся случайными данных, приводит к резкому сокращении времени поиска оптимального решения. То есть является эквивалентом человеческой интуиции.

Научное познание и его методы

Под методами подразумевают определенные приемы, способы достижения цели и подходы к познанию и преобразованию окружающей действительности. Принципы и законы диалектики являются основой любых методов научного познания. Наиболее употребительным является наблюдение и эксперимент. Научное наблюдение – всегда направленное наблюдение, подготовленное выдвинутыми гипотезами, изучением истории проблемы, с использованием соответствующих приборов. Еще большую направленность наблюдение получает при проведении эксперимента, то есть при создании искусственных условий, выявляющих соответствующие свойства, или при изменении хода процесса в заданном направлении. Выявляемые свойства не могут стать руководством к действию без выделения из совокупности наблюдённых фактов тех, которые необходимы для практической деятельности. Анализ – мысленное разложение объекта на составляющие его стороны или части. Диалектический анализ предусматривает рассмотрение динамики развития объекта, анализ   всех категорий с точки зрения законов диалектики. Однако анализ не позволяет создать общую картину, общее представление о явлении или процессе. Это устанавливается путем синтеза. Синтез, это мысленное объединение расчленяемых анализом элементов. Только с помощью синтеза удается не только выявить скрытые характеристики и возможности объекта, но и определить пути его развития и совершенствования.

Анализ и синтез – основные методы научного познания. Синтез имеет еще большее значение в процессах творчества и принятия решений. С помощью наблюдения, эксперимента, анализа мы получаем исходные объективные результаты, процесс мышления позволяет получать новые результаты, которые не могли быть получены при наблюдениях. К таким приемам мышления принадлежат индукция и дедукция. Индукция – выведение общего положения из единичных фактов, это путь от фактов к законам. Наоборот, дедукция – это процесс аналитического рассуждения от общего к частному. Если индукция позволяет из отдельных фактов получить закон, то дедукция из этого закона получает сведения, которые не могли быть зафиксированы непосредственным наблюдением. Существенным в мышлении является накопление умозаключений, согласованных между собой, составляющих полную, единую, замкнутую систему понятий, определений, законов. Такая система называется теорией. Для получения и развития теории наиболее используемым методом является абстрагирование, то есть процесс отвлечения, мысленного отбрасывания тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в «чистом» виде, необходимое на данном этапе изучения. Посредством абстрагирования возникли все понятия и категории науки, например, такие как материя, движение, пространство, время и пр. Но абстракция – это первый шаг к формированию теории. Следующий шаг – объединение абстракций в конкретном, получение их синтетического единства в теории. Вообще познание – это процесс, развивающийся параллельно историческим и логическим путем. Исторический состоит в исследовании конкретного процесса развития, а логический– в исследовании общих закономерностей движения объекта познания. Недостатком научного познания является его целенаправленность. Мы получаем или не получаем только те результаты, которые хотели получить. При этом сужается область восприятия данных

Специальные методы мышления

Интуиция

Интуиция составляет немаловажную часть современного мышления. Существует мнение, что основой интуиции является накопленный опыт, точнее его неосознанная часть, находящаяся в подсознании. Однако подсознание неконтролируемая сфера, и нельзя рассчитывать на её регулярное использование. Кроме того, храниться в подсознании могут только прошлые решения, аналогичные или подобные случаи. Использование подобных фактов описывается теорией подобия, или теорией аналогий, или еще более общей теорией, применяется с использованием обычной логики или диалектики и никак не может квалифицироваться как интуиция.

Интуиция, это принятие решений, не имеющих логической подоплёки, как показывает практика решений задач. структурной оптимизации многопараметрических систем, поиск глобального оптимума не может в общем случае быть найден логическим путем. Дело в том, что глобальный экстремум оказывает ничтожное влияние на наличие или характер локальных экстремумов. Заметное влияние глобальный экстремум оказывает на характеристики гиперплоскости между локальными экстремумами. Можно было бы анализировать свойства гиперплоскости путем статистической обработки случайных испытаний, однако такая методика годится только для исключительно высокопроизводительной вычислительной машины. Более перспективным является метод анализа путей традиционного поиска. Кривизна пути поиска наиболее чувствительна к кривизне гиперплоскости и может служить индикатором нахождения глобального экстремума. Как показала практика, направление на глобальный экстремум указывает вектор второй производной в точке её максимума от кривизны пути поиска, взятый с обратным знаком. Для статистической обработки путей прошлого поиска не требуется суперпроизводительности, и этот способ оказался весьма перспективным. Появилась возможность программирования функции интуиции в вычислительных средствах. Поиск принципиальных решений в человеческой деятельности имеет много общего со структурной оптимизацией. По аналогии можно сделать вывод очень похожий на правду: догадка о направлении движения к решению дается нам при обращении внимания на наиболее резкий поворот в наших прошлых рассуждениях и попытках совершить то, от чего когда-то решительно отказались. А именно, обращение внимания на побочные результаты, не связанные с результатом решения прошлых задач, а связанные с иными, случайно встреченными, обстоятельствами, а также систематизация, накопление и интегрирование этих результатов.

Таким образом, интуиция не туманная функция подсознания, а вполне определенная методика мышления, которая может быть натренирована и которой можно обучать.

Использование вдохновения

Вдохновением считается психическое состояние, для которого характерно резкое возрастание внутренней активности личности, высокий эмоциональный подъём, напряжение духовных и физических сил человека. Однако подобные явления бывают и у животных. Резкое возрастание физических и умственных способностей у животных, как правило, связано со стрессом. Стресс у животных вызывает ускорение реакций и увеличение мышечной энергии. Если рост энергии вызывается гормональными химическими процессами, то ускорение реакции связано с подключением к мыслительному процессу резервных участков мозга. У человека стресс вызывает различные реакции: у некоторых ступор, у некоторых истерику. Связано это с тем, что нетренированный мозг не справляется с регулированием возросшей мощности мыслительных процессов. Тренированные люди испытывают состояние близкое к вдохновению. Специальным тренировкам подвергают служащих спецназа, пилотов, подводников, спасателей и людей других специальностей, предусматривающих критические ситуации. Однако не только стресс может быть источником состояния мобилизации внутренних возможностей. Многие приобретают эту способность путем самоубеждения. Это заметно на подготовке спортсменов к рекордным результатам, как они настраиваются перед своей попыткой. Многие лица творческих профессий научились вызывать у себя это состояние по своей воле. Некоторые, неуверенные в результате, использовали возбуждающие средства – алкоголь и наркотики. Но результата можно достичь и без этого, если раньше начинать интенсивные тренировки, еще в юном возрасте. Для получения суперспособностей необходимо как можно более интенсивное обучение нашей молодежи. Только так возможно подготовить и воспитать лидеров будущего. Не надо бояться перегрузки. Организм сам подскажет, когда нагрузка на мозг станет предельной.

Диалектическое мышление – это не только умение использовать методы диалектики, это перестройка подхода к восприятию окружающей действительности, постоянное автоматическое проведение анализа сущностей, проработка своего отношения к событиям и расчет вариантов будущих событий. Меня всегда поражала мгновенная, почти инстинктивная реакция В.И. Ленина на события. Только потом дошло, что все варианты будущего развития событий, в том числе и «неожиданные», были им заранее продуманы и проанализированы. Это была непрерывная, интенсивная мозговая работа. Эта работа давала ему огромные преимущества перед остальными лидерами движения. Мало того, выработалось такое чувство исторического процесса, какое вырабатывалось у единиц за всю историю человечества.

Эта способность во все времена называлась гениальностью. Пусть мы не сможем достичь такого совершенства, но приблизиться к этому в меру наших возможностей – это уже наша обязанность. Компенсировать недостатки нашего идеологического развития мы сможем только организацией коллективного мышления. Существует несколько вариантов организации процесса коллективного мышления: «мозговой штурм», «открытое пространство», метод Сократа, метод «бюрократического согласования» и т.п. При формировании аналитической группы или центра подбор участников должен происходить по критериям их психологической готовности к совместной творческой работе.

Ретроспективный синтез

При принятии любого решения следует иметь в виду цель, к которой мы стремимся, и предусмотреть последствия принимаемого нами решения. Диалектика нам говорит, что наше решение будет иметь кроме желательных и нежелательные последствия. Поэтому потребуется принимать следующее решение. На пути к нашей цели потребуется целая цепочка решений, без предварительного расчета которой рискованно, а то и бесполезно браться за дело. Расчет последовательных шагов имеет большую вариантность, и объем расчетов катастрофически растет с ростом рассматриваемой цепочки. Простой пример показывает, как быстро растет количество вариантов. Пусть для достижения цели нужно сделать десять шагов и на каждом шаге предстает выбор двух вариантов действий. Для полного рассмотрения всех путей понадобится рассмотреть 1024 варианта.

Существенное облегчение дает применение ретроспективного синтеза. Мы рассматриваем первые пять шагов как обычно, а последние пять – в обратной последовательности, считая от поставленной цели до схождения расчетов на пятом-шестом шаге. При этом должны быть рассмотрены всего 64 варианта. То есть мы получаем выигрыш в 16 раз. При многовариантном выборе выигрыш еще разительней. Например, в задачах шахматного типа при тех же десяти шагах, но выбор каждого шага из десяти вариантов, выигрыш составляет 50 тысяч раз. Шахматные чемпионы мастерски пользуются этим методом.

Задачи, встающие перед нами, имеют промежуточную сложность, и мы обязаны пользоваться прогрессивными методами. Для этого нужно только уяснение цели и проработка необходимых преобразований, как начиная с текущей ситуации, так и от цели в обратном направлении.

Методы широкого охвата и метод учета малозначительных подробностей

Часто нам мешает выбор объекта рассмотрения. Проблема, которую надо решить, оказывается более широкой, чем предполагалось, или, наоборот, корень решения лежит в какой-нибудь мелочи, на которую сразу и не обратишь внимания. При возникновении затруднений в анализе следует попытаться расширить или сузить решаемую задачу в соответствии с категориями единичного и общего. Подобным же образом можно менять временные рамки решения. Искать решение только на текущий момент или решение, имеющее результат, отдаленный во времени.

Диалектический материализм это наука аналогичная логике, но изучающая взаимодействие не объектов между собой, а взаимодействие тенденций внутри единого объекта.

На форумах ведутся споры о том, что есть диамат, – мировоззрение, или идеология, или теория, или наука. Диалектический материализм есть часть марксизма. Сам марксизм сложен и многогранен. Марксизм рассматривает природу и общество с различных точек зрения. Коммунистическая идеология состоит из определения целей и средств для их достижения. Цели коммунистов есть цели пролетариата, а вот средства так просто определить нельзя. Для выбора средств необходимо рассмотреть окружающую действительность, проанализировать её, изыскать возможности влияния на неё.

Диалектический материализм есть средство изучения действительности, её анализа и принятия решений о воздействии на неё. Диалектический материализм – это собственно технология мыслительного процесса, дающая преимущества тому, кто ею владеет. Она позволяет человеку быть адекватным окружающему миру и дает возможность рассчитать свои оптимальные действия и предусмотреть их последствия. Диалектический материализм есть марксистская часть материализма вообще. Материализм не весь диалектический. Он включает в себя и определенные глобальные положения, и определения, которые не относятся к диамату. Диамат – решающее средство для их познания.

Главная составляющая диалектического материализма – это методы поиска взаимосвязей явлений и процессов, поиска их сущностей как необходимой точки приложения усилий. Три закона (принципа) диамата, это руководство для выработки направления и меры воздействия на сущность. Так что диалектический материализм – это не теория для мироздания, это инструкция для осмысления, принятия решений и их исполнения. Теория получается в результате применения методов диалектического материализма. Можно сказать, что диалектический материализм – это не теория материализма, это методологическая основа всех материалистических теорий. Примером применения методик диамата является исторический материализм. Его уже можно назвать теорией и наукой, правда, не завершенной. Завершающей частью исторического материализма будут его еще не написанные разделы, обращенные в будущее.