Цивилизация долины Инда, также известная как Хараппская цивилизация, оставила после себя одну из величайших неразгаданных загадок древнего мира — свою письменность. Несмотря на обнаружение более 18 600 образцов с письменными знаками, современная наука так и не смогла полностью расшифровать этот древний язык.
Археологические находки
Хараппская письменность представлена преимущественно на печатях, которые находят на обширной территории древней цивилизации. В настоящее время в самых полных каталогах зафиксировано 613 повторяющихся символов. Это внушительное число указывает на то, что перед нами, вероятно, иероглифическая или близкая к ней система письма.
Большинство надписей крайне лаконичны — они содержат около пяти символов, реже семь или девять. Самая длинная из обнаруженных надписей насчитывает всего 26 знаков, что исследователи с иронией сравнивают с романом "Война и мир". Эта краткость текстов создает главную проблему для расшифровки: сложно построить связное понимание языка, когда большинство образцов состоит из нескольких знаков.
Особенности письменной системы
Хараппская письменность обладает рядом характерных черт. На типичной табличке можно увидеть изображение животного, например быка-зебу, окруженное несколькими знаками. Эта система напоминает египетскую, где основной иероглиф (идеограмма) дополняется символами, уточняющими его значение.
Быки-зебу встречаются на десятках, если не сотнях печатей, что свидетельствует о важности этих животных для экономики Хараппы. Помимо быков, часто изображаются слоны, рыбы и другие существа, причем одни и те же комбинации знаков встречаются на разных носителях — на глиняных табличках, кувшинах и печатях.
Исследования показали, что хараппцы использовали два способа письма: справа налево или бустрофедоном (когда направление письма чередуется в каждой строке — сначала справа налево, затем слева направо). Это четко прослеживается по направлению голов изображенных животных. Термин "бустрофедон" происходит от греческого выражения, означающего "как бык пашет поле" — туда и обратно.
Дискуссия о природе письменности
В научной среде существуют разногласия относительно того, является ли хараппская знаковая система полноценной письменностью. Некоторые исследователи считают, что это лишь система передачи хозяйственной информации, своего рода товарные клейма. Согласно этой точке зрения, изображение слона с несколькими значками могло означать просто "слон, принадлежащий такой-то общине" — например, из Мохенджо-Даро или Калибангана.
Однако большинство специалистов придерживается мнения, что это именно письменность. Главный аргумент основан на законах развития письменных систем: ни одна сложная письменная система не может возникнуть на пустом месте. Хараппская цивилизация существовала очень долго — с учетом предшествующих культур от 6000 года до нашей эры, а сама развитая Хараппа — примерно с 3500 до 1600 года до нашей эры. Это почти два тысячелетия, достаточно времени для эволюции письменности.
Эволюция от орнамента к письму
Проследить развитие хараппской письменности можно благодаря великолепной работе этой цивилизации с глиной. Хараппцы производили высококачественные стандартизированные кирпичи и посуду с фиксированными пропорциями, что свидетельствует о глубоких познаниях в математике и геометрии.
На самой древней хараппской посуде, датируемой 3000-ми годами до нашей эры, начинают появляться знаки. Сначала это, вероятно, был орнамент, но в патриархальном примитивном обществе ничего не делается просто так. Любой орнамент на посуде, из которой едят или в которой хранят еду, в таких обществах несет религиозный смысл — изображает землю-кормилицу, растительность, служит оберегом от разбивания или от вредителей.
По мере объединения деревень в огромные торговые города — крупнейшие после шумерских и аккадских мегаполисов — религиозные символы постепенно переходили в хозяйственный оборот. К средней Хараппе (примерно 2900-2800 годы до нашей эры) примитивные значки с посуды перекочевывают на печати.
Географическое распространение
Хараппские печати находят далеко за пределами долины Инда. Они обнаружены в Шумере, куда массово поступали хараппские товары вместе с характерными весовыми гирьками. Печати встречаются на территории современного Афганистана, с населением которого хараппцы активно торговали. Оттуда они, в частности, привозили лазурит, который затем через посредников попадал вплоть до Крита и Египта.
Хараппские торговцы доходили до Персидского залива на кораблях, где располагались торговые центры, своего рода ярмарки, куда съезжались купцы со всего региона. Через этих перекупщиков афганский лазурит, закупленный хараппцами, распространялся по Средиземноморью.
Широкое географическое распространение одних и тех же символов на печатях подтверждает, что это не случайные знаки или простые украшения, а система передачи информации, используемая в торговле и, вероятно, в административных целях.
Попытки расшифровки
История попыток расшифровать хараппскую письменность полна разочарований. Первоначально, когда считалось, что это цивилизация индоариев, исследователи пытались применить санскрит. К 1920-м годам существовали специалисты, владевшие санскритом как родным языком, но все попытки "надеть" санскрит на хараппскую знаковую систему провалились.
Санскрит имеет буквенную запись, которая появилась уже в нашу эру, и его морфемы невозможно было соотнести с иероглифической системой Хараппы, где идеограммы корректируются дополнительными символами. Даже при максимальных допущениях связать санскрит с хараппским письмом не удалось.
Дравидийская гипотеза
Один проницательный испанский миссионер предложил обратить внимание на очевидное: в регионе преимущественно живут дравиды, они жили там и в древности. Следовательно, язык должен быть дравидийским. Наиболее развитым дравидийским языком с литературной традицией является тамильский, поэтому логично предположить, что хараппцы говорили на каком-то прото-прото-тамильском варианте языка.
Эта гипотеза получила широкое распространение, хотя и не привела к окончательной расшифровке.
Шумерская гипотеза
Когда стало ясно, что Хараппа — не индоевропейская цивилизация, возникла попытка связать её с самой древней известной на тот момент цивилизацией — шумеро-аккадской. Географически такая связь казалась возможной: через Иранское нагорье можно дойти пешком до долины Инда.
Действительно, вероятно, именно этим путем люди попадали в Северную Индию в период неолита. Однако люди, мигрировавшие 7-10 тысяч лет назад, не имели отношения к шумерам, которые изобрели клинопись гораздо позже. Плотные торговые контакты между Месопотамией и Хараппой начались только около 2500-2400 годов до нашей эры, когда у хараппцев уже существовала развитая письменность.
Графически клинопись и хараппское письмо практически не похожи, за исключением одного-двух знаков, что, скорее всего, является случайным совпадением, связанным с тем, что оба народа писали на глине. Попытки перевести хараппские тексты с помощью шумерского или аккадского языков также потерпели неудачу, хотя к тому времени эти языки уже умели читать.
Работа группы Кнорозова
В 1964 году к проблеме расшифровки хараппской письменности приступила группа советского лингвиста Юрия Валентиновича Кнорозова. Кнорозов был человеком эпохи Ренессанса, сочетавшим глубочайшие знания в лингвистике, этнографии и обладавшим невероятной эрудицией.
Группа Кнорозова прославилась тем, что безоговорочно и точно расшифровала письменность майя в Южной Америке, с которой до них никто не мог справиться. Успех был достигнут благодаря системному междисциплинарному подходу.
Методология исследования
В группу входили специалисты разных профилей:
- Кибернетики, применявшие самые совершенные для 1960-х годов вычислительные методы
- Математики-статистики, обрабатывавшие данные на компьютерах
- Филологи и лингвисты
- Индологи-историки для понимания культурного контекста
Среди участников особо следует отметить специалиста по кибернетике Пробста, Маргариту Федоровну Альбедиль (автора отличной книги о хараппской цивилизации), Берту Яковлевну Волчок и других выдающихся ученых мирового класса.
Каждый работал на своем участке, что и позволило группе добиться успеха в расшифровке майя. К хараппской письменности они подошли с тем же системным методом, не пытаясь найти совпадения с известными языками. У них не было розеттского камня — билингвы, где два разных языка представлены вместе, один из которых читаем (именно такой камень помог Шампольону расшифровать египетские иероглифы).
Результаты работы
Группа Кнорозова сосредоточилась на математической статистике: анализировала, где, какие и в каком окружении появляются знаки, как они трансформируются во времени. Были достигнуты важные результаты:
- Установлены два способа письма: справа налево и бустрофедоном
- Выявлены три падежные формы, три склонения
- Проведен глубокий статистический анализ распределения знаков
Однако дальше продвинуться не удалось. Несмотря на огромную и великолепную проделанную работу, полная расшифровка так и не состоялась.
Современное состояние проблемы
На основании работы группы Кнорозова и других исследователей в настоящее время существует примерно 30 попыток расшифровать хараппскую письменность. Проблема в том, что ни одна из них не совпадает с остальными — все они разные и взаимоисключающие.
Современная наука, несмотря на компьютеры, несравнимо более мощные, чем в 1964 году, и гораздо больший объем раскопанного материала, потерпела полное фиаско. Главная причина — отсутствие контекста. Нет посторонних записей о хараппцах, нет длинных связных текстов, позволяющих понять грамматическую структуру.
Когда большинство надписей состоит из пяти-семи знаков, практически невозможно выявить что-либо, кроме самых общих закономерностей. Остается надеяться, что рано или поздно археологи найдут больше надписей, возможно, не из 26, а из 260 символов, и тогда расшифровка станет возможной.
Перспективы и значение расшифровки
Даже если хараппскую письменность когда-нибудь расшифруют на 100%, большинство надписей, вероятно, окажутся простыми хозяйственными записями вроде "Васе два быка, три рупии" или "килограмм ячменя". Короткие тексты не могут содержать ничего, кроме торговых и бытовых заметок.
Однако и это было бы колоссальным достижением. Даже самые простые бытовые записи позволили бы прикоснуться к двум важнейшим пластам истории:
Макроистория — экономика, на основании которой строится культурная надстройка. Мы узнали бы, чем торговали хараппцы, какие товары считались ценными, как функционировала их хозяйственная система.
Микроистория — повседневный быт людей: как они думали, чем жили, от чего болели, как лечились, чего боялись. Всё это можно извлечь даже из скупых записей.
Религиозные тексты
Особый интерес представляют записи религиозного содержания, которые точно существуют. В Хараппе обнаружены изображения, не имеющие хозяйственного смысла:
- Рогатые люди
- Люди с тремя лицами
- Люди со звериными головами
Вокруг этих изображений также присутствуют знаки. Это определенно не торговые записи, а религиозные тексты, пусть и очень короткие. Возможно, это просто названия божеств или ритуальных объектов, но даже это было бы настоящей находкой для понимания хараппской культуры и подлинным открытием.
Заключение
Письменность цивилизации долины Инда остается одной из величайших нерешенных загадок древнего мира. Третья по древности и самая обширная по территории цивилизация бронзового века хранит свои секреты. Несмотря на десятилетия исследований и применение самых современных методов анализа, мы можем ставить лишь более точные вопросы, но не давать однозначных ответов.
Хараппская письменность представляет собой уникальную систему, которая, вероятно, развилась независимо от других письменных традиций древнего мира. Её расшифровка остается вызовом для будущих поколений исследователей и может пролить свет на многие аспекты жизни одной из величайших цивилизаций древности.