Найти в Дзене
Великий и могучий

Разбираем типы связи в словосочетаниях (просто и понятно!)

Оглавление

Привет, друзья! Сегодня мы разберем одну из самых важных тем синтаксиса, которая пригодится вам не только на уроках русского языка, но и при подготовке к ОГЭ. Речь пойдет о типах связи слов в словосочетаниях.

Итак, в русском языке выделяют три основных типа связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание. Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

1. Согласование: когда слова "дружат" во всем

Представьте себе, что слова в словосочетании – это лучшие друзья, которые во всем друг друга поддерживают. При согласовании зависимое слово (обычно прилагательное, порядковое числительное, определительное местоимение или причастие) изменяется вместе с главным (обычно существительное) в роде, числе и падеже.

Главное слово: имя существительное

Зависимое слово: имя прилагательное, порядковое числительное, определительное местоимение, причастие.

Примеры:

Новый дом: здесь слово "новый" согласуется со словом "дом" в мужском роде, единственном числе и именительном падеже.

Первая любовь: слово "первая" согласуется со словом "любовь" в женском роде, единственном числе и именительном падеже.

Вопросы, которые мы задаем от главного слова к зависимому: Какой? Который? Чей?

Дом (какой?) – новый.

Любовь (какая?) – первая.

2. Управление: кто главный, тот и командует

В этом типе связи главное слово "управляет" зависимым, требуя от него определенной падежной формы. То есть, зависимое слово стоит в том падеже, который "заказало" главное.

Главное слово: глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие.

Зависимое слово: имя существительное или местоимение с предлогом или без предлога.

Примеры:

Читать книгу: глагол "читать" требует от существительного "книгу" винительного падежа.

Интерес к истории: существительное "интерес" требует от существительного "истории" дательного падежа.

Вопросы, которые мы задаем от главного слова к зависимому: вопросы косвенных падежей (Кого? Чего? Кому? Чему? и т.д.).

Читать (что?) – книгу.

Интерес (к чему?) – к истории.

3. Примыкание: связь по смыслу, без изменений

При примыкании зависимое слово связано с главным только по смыслу и не изменяется ни в роде, ни в числе, ни в падеже. Обычно, это наречия, инфинитивы или деепричастия.

Главное слово: глагол, имя существительное, имя прилагательное, наречие

Зависимое слово: неизменяемая часть речи – наречие, инфинитив, деепричастие.

Примеры:

Говорить громко: наречие "громко" примыкает к глаголу "говорить" и не изменяется.

Желание учиться: инфинитив "учиться" примыкает к существительному "желание" и не изменяется.

Вопросы, которые мы задаем от главного слова к зависимому: Как? Где? Куда? Когда? Почему?

Говорить (как?) – громко.

Желание (что делать?) – учиться.

-2

Задание в формате ОГЭ

1. Примыкание → Управление:

Исходное словосочетание: "увлечённо читал" (примыкание: "увлечённо" - наречие). Требуется: Заменить на словосочетание со связью управление.

Шаг 1: Определите главное слово ("читал") и его значение. Нужно выразить, что чтение происходило с увлечением.

Шаг 2: Подберите существительное, обозначающее состояние увлечения (например, "увлечение") и предлог, который свяжет глагол и существительное (например, "с").

Шаг 3: Сформируйте словосочетание, где глагол управляет существительным: "читал с увлечением".

Шаг 4: Проверьте тип связи: "читал" (чем?) - "с увлечением". Это управление (глагол требует творительного падежа существительного с предлогом).

Шаг 5: Запишите ответ: "читал с увлечением".

2. Управление → Согласование:

Исходное словосочетание: "белок яйца" (управление: "яйца" - родительный падеж). Требуется: Заменить на словосочетание со связью согласование.

Шаг 1: Определите главное слово ("белок") и его значение. Нужно выразить, что белок принадлежит яйцу.

Шаг 2: Подберите прилагательное, обозначающее принадлежность к яйцу (например, "яичный").

Шаг 3: Сформируйте словосочетание, где прилагательное согласуется с существительным: "яичный белок".

Шаг 4: Проверьте тип связи: "белок" (какой?) - "яичный". Это согласование (прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже).

Шаг 5: Запишите ответ: "яичный белок".

3. Управление → Примыкание:

Исходное словосочетание: "прошло с успехом" (управление: "с успехом" - творительный падеж с предлогом). Требуется: Заменить на словосочетание со связью примыкание.

Шаг 1: Определите главное слово ("прошло") и его значение. Нужно выразить, что событие прошло успешно.

Шаг 2: Подберите наречие, обозначающее признак успешности (например, "успешно").

Шаг 3: Сформируйте словосочетание, где наречие примыкает к глаголу: "прошло успешно".

Шаг 4: Проверьте тип связи: "прошло" (как?) - "успешно". Это примыкание (наречие неизменяемо примыкает к глаголу).

Шаг 5: Запишите ответ: "прошло успешно".

Надеюсь, эта статья помогла вам разобраться в типах связи в словосочетаниях. Теперь вы точно не запутаетесь и сможете легко выполнять задания по синтаксису! Удачи!

Спасибо, что дочитали до конца! Если интересно, можете скачать памятку по типам словосочетания и тренажёр в формате ОГЭ.