Найти в Дзене
РУНО - учебный центр

Северный морской путь: вызовы, возможности и интерес со стороны ШОС

Контекст и актуальность Северный морской путь (СМП) — морской коридор по побережью российского Арктического сектора, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком через моря Северного Ледовитого океана. Он часто рассматривается как альтернатива традиционным маршрутам через Суэцкий канал: короче дистанции, меньше транзитных платежей, но больше льдов, сезонности и инфраструктурной нагрузки. К 2025 году Россия прогнозирует рост грузооборотa по СМП: так, Росатом ожидает увеличение числа иностранных судов на 50 % по сравнению с предыдущим годом. Это свидетельствует о растущем интересе к арктическим маршрутам в глобальной логистике. На саммите ШОС 2025 года (Тяньцзинь) обсуждение СМП вновь вышло на повестку. Упоминания России и Китая как ключевых игроков в развитии арктических маршрутов прозвучали в декларации участников. В одном из экспертных материалов саммит ШОС отмечался как площадка, где Россия продвигала свою арктическую стратегию и сотрудничество в логистике — в том числе ч
Оглавление

Северный морской путь: вызовы, возможности и интерес со стороны ШОС
Северный морской путь: вызовы, возможности и интерес со стороны ШОС

Контекст и актуальность

Северный морской путь (СМП) — морской коридор по побережью российского Арктического сектора, соединяющий европейскую часть России с Дальним Востоком через моря Северного Ледовитого океана. Он часто рассматривается как альтернатива традиционным маршрутам через Суэцкий канал: короче дистанции, меньше транзитных платежей, но больше льдов, сезонности и инфраструктурной нагрузки.

К 2025 году Россия прогнозирует рост грузооборотa по СМП: так, Росатом ожидает увеличение числа иностранных судов на 50 % по сравнению с предыдущим годом. Это свидетельствует о растущем интересе к арктическим маршрутам в глобальной логистике.

На саммите ШОС 2025 года (Тяньцзинь) обсуждение СМП вновь вышло на повестку. Упоминания России и Китая как ключевых игроков в развитии арктических маршрутов прозвучали в декларации участников. В одном из экспертных материалов саммит ШОС отмечался как площадка, где Россия продвигала свою арктическую стратегию и сотрудничество в логистике — в том числе через маршруты СМП. Китай, в частности, уже начал запуск арктического экспресса контейнеров из Китая в Европу по маршруту через СМП, минуя Суэцкий канал. Это — прямой показатель, что СМП превращается в полноценный конкурент традиционным путям перевозок.

Преимущества и ограничения СМП

Преимущества

  1. Сокращение маршрута и времени
    Для ряда направлений маршрут через СМП может быть на десятки процентов короче, чем через Суэц.
  2. Снижение зависимости от узких мест южных маршрутов
    В условиях геополитических рисков и перегрузок на традиционных путях арктический маршрут становится стратегическим резервом.
  3. Интерес иностранных судов
    Увеличение числа иностранных судов по СМП показывает, что маршрут становится всё более коммерчески жизнеспособным.

Ограничения и вызовы

  1. Сезонность и ледовые условия
    Не весь маршрут свободен от льдов круглый год. В части участков навигация возможна лишь в «летний» период.
  2. Инфраструктурные ограничения
    Требуются порты, ледоколы, навигационные системы, системы поддержки в Арктике.
  3. Высокие технические требования
    Судоходство требует ледового класса судов, специальных грузовых схем, страхования.
  4. Риск непредсказуемости
    Льды, погодные условия и дрейф могут привести к отклонениям и задержкам, которые не компенсируются выгодой от короче маршрута.

Последствия для логистики в России

  • Рост стратегического веса СМП
    Россия усиливает законодательную и инфраструктурную поддержку маршрута (одобрен план развития СМП до 2035 года с более чем 150 мероприятиями).
  • Новые логистические цепочки
    СМП становится частью мультимодальных маршрутов: Азия → Арктика → Европа, интеграция с железнодорожными и автодорожными «северными коридорами».
  • Повышение требований к операторам и исполнителям
    Логисты, экспедиторы и судовладельцы должны адаптироваться к арктическим условиям.
  • Усиление международного сотрудничества
    В саммите ШОС и двусторонних переговорах Россия продвигает участие стран ШОС (Китай, Индия и др.) в проектах по развитию СМП.

СМП — не абстрактная мечта: он становится живым конкурентом южным маршрутам и одним из центральных элементов арктической логистики РФ. Для специалистов ВЭД и логистики знание особенностей СМП — обязательный навык:

  • как рассчитывать маршруты через СМП (учитывая стоимость ледокольной проводки, время, риски);
  • какие суда и технологии нужны для арктического плавания;
  • как взаимодействовать с государственными структурами, участвовать в проектах СМП и использовать возможности международного сотрудничества.

На нашем новом курсе “Транспортная логистика в России” мы подробно разберём СМП как практическую опцию маршрутов, изучим практические кейсы и инструменты адаптации к арктическим условиям.