Журналисты av.by постоянно ищут возрастные и хорошо сохранившиеся легендарные авто прошлого и… находят! Однако бывает, что, почитав про схожие машины на страницах нашего журнала, будущие герои сами обращаются в редакцию. Так поступил Владислав, житель Бобруйска и обладатель яркой Audi 100 выпуска 1992 года. «Моя не хуже», — решил белорус и оказался прав. Рассказываем про опыт владения, восстановления и улучшения легендарного «немца».
«Восстановление системы впрыска KE-Jetronic обошлось в $400»
— С Audi у меня давняя история, — начинает Владислав. — Ещё до этой «сотки» я владел «восьмидесяткой» (то есть «бочкой» в простонародье) и точно такой же Audi 100, но без обвесов. Прежнюю я продал, потому как искал версию Quattro с полным приводом. Как видите, в конце концов в 2020-м нашёл данный седан в Могилёве. Пускай она была тоже с передней ведущей осью, зато в оригинальном обвесе Zender. Машина мне понравилась, поэтому решил, что наличие Quattro не так уж и принципиально. В итоге снова завладел Audi 100 красного цвета, только с передним приводом и 2-литровым бензиновым мотором.
— В каком состоянии находился автомобиль на момент покупки?
— Кузов частично был в заводском окрасе. О реальном пробеге трудно рассуждать, но в тот момент я забрал её с 320 тысячами на одометре. Хотя признаюсь, что на свои 350—400 тыс. км она и выглядит: по общему состоянию. Чтобы вы понимали: сразу после покупки в дороге у меня вырвало ШРУС. При изучении ходовой обнаружил даже оригинальные, заводские рычаги подвески.
Предыстория такова, что около 15 лет машиной владела девушка. Возможно, поэтому седан дожил до наших дней в комплектном и «заколхоженном» виде.
— После покупки в первую очередь перебрали всю подвеску. Затем занялись системой впрыска топлива: думаю, с KE-Jetronic знакомы те, через чьи руки прошли автомобили, выпущенные в 80—90-е. Де-факто это помесь механического и электронного инжектора, разработанного Bosch.
Замена четырёх форсунок и «черепахи» (патрубка инжектора), промывка дозатора — сумма вышла приличная, потому что всё стремился сохранить в оригинале. Возможно, сегодня я бы уже такие деньги не вкладывал, ведь планирую заменить двигатель.
— Насколько я знаю, крайне мало толковых специалистов, которые не только почистят, но и отрегулируют KE-Jetronic.
— Да, это большая проблема. В бобруйском клубе владельцев Audi есть человек, который занимается подобным. Он едва ли не с детства ездит на такой же машине, потому познал эту технику от и до. Поначалу я с ним только консультировался, но зашёл в тупик, а он уже после выполнил всю работу.
Так как парень из сообщества, за восстановление KE-Jetronic он, считай, ничего не взял — сущие копейки по нынешним временам (около 70—80 BYN). Другой вопрос, что запчасти обошлись недёшево: каждая форсунка — $60, резиновая гофра, которую еле нашли в Москве, — $80. Понемногу сумма добежала до 400 долларов.
— На самом деле сама по себе система KE-Jetronic очень хорошая. Как пять лет назад её сделали, так она мне все эти годы проблем не доставляла. Хотя до восстановления системы не было даже холостых оборотов — машина их не держала. Едет хорошо, и расход тоже приятный.
В мотор я сильно не упираюсь: всё-таки ему столько лет, да и пробег существенный, потому не скрою: масло «кушает» с аппетитом. Около 0,5 л на тысячу километров. Особого значения этому не придаю, зная, что буду делать «свап».
— Примерно через полгода мы занялись кузовными работами — провели «облив». Красили самостоятельно в гараже. У «Ауди» есть заводской цвет Y3D. Такую краску можно найти в двух вариантах: просто акриловая эмаль и база под лак. Пускай «акрил» и самостоятельное покрытие, со временем он выгорает, а «база-лак» дольше не теряет вида. Частично разбирали кузов и «обливали».
В подкапотном пространстве до сих пор заводское ЛКП, на всех дверях внутри и проёмах — тоже. Красили по заворот крыла, стык, а также планку телевизора.
«Ценник на оригинальные запчасти улетел в стратосферу»
— Одна из последних доработок — установка салона Recaro с кожаной обивкой сидений и электрорегулировками. Долго его искали, да и многие за таким салоном охотятся. Через день после этого поставили винтовую подвеску — койловеры.
С подвеской давно планировал что-нибудь сотворить. Прежде у неё между колесом и аркой было слишком большое расстояние: вроде машина красивая и стильная, но напрашивалось занижение.
— Как у меня появились койловеры? История напрямую связана с сиденьями. Старый салон, который ныне заменён, тоже был Recaro, но с тканевой обивкой. Думал продавать, пока не попалось на глаза объявление о продаже винтовой подвески. В итоге мы с человеком по-честному обменялись.
— Наверное, фары — самая простая и доступная доработка для «сотки». Подходят от Audi S4 или дизельной TDI-версии. Правда, на них сейчас, как и на другие оригинальные запчасти, ценник улетел в стратосферу. Думаю, всё из-за того, что российский блогер Academeg стал выпускать ролики, в которых превращал простую Audi в S4.
— Если пробежаться по всему списку комплектующих, то редкие запчасти вообще продаются за неадекватные суммы. Фары — 200 долларов, кожаный салон Recaro — $1 000. Обвес Zender в продаже не встречал на нашем пространстве, но в Европе только за оригинальную переднюю «губу» 200—300 евро просят. Нераспространённые позиции стоят серьёзных денег.
— Газовый упор тоже не обычный, а двухуровневый, с подъёмом в так называемый сервисный режим. Таких мелочей соберётся внушительных размеров список.
Пускай мне и хотелось бы превратить «сотку» в экспонат — не музейный, а из личной коллекции — тем не менее она для меня служит автомобилем на каждый день. В этом году ездил в Москву, к примеру. Кстати, пожалуй, самый большой пробег за раз — суммарно около тысячи километров. Из Белокаменной в Бобруйск, а затем — в минский аэропорт.
— В машине ни капли не сомневался: канистру масла, конечно, положил в багажник и поехал. Прежде всего я сам эту «Ауди» делал. Ну и вдобавок это же старый «немец»… Куда он может не доехать?
«Двигатель 2.2 Turbo реально отыскать за две тысячи долларов»
— С кожаным салоном Audi 100 стала не только внутри выглядеть симпатичнее, но и заметно прибавила по части практичности. Дочке в октябре будет годик, так вот поездки с ребёнком стали заметно проще: убрать крошки или грязь — вопрос пары минут.
— Поговаривают, будто зимой холодно, а летом жарко… Нас это не пугает. Мы установили подогрев сидений, чтобы в морозную пору было приятнее находиться в салоне.
— На данный момент хочу заменить колёса: из-за того, что машина стала ниже, было бы неплохо «Ауди» поставить на 18-дюймовые диски. А ещё оборудовать электрошторкой. Нужно сказать, это недешёвые позиции.
— Планирую также обновить двигатель: хочется или турбированный объёмом 2,2 литра, или уже атмосферный 4,2-литровый V8. Если заглянете в «подкапотку», то убедитесь, что там места хватит на ещё один мотор. Ну и, конечно, большим шагом вперёд видится установка полного привода Quattro.
— Для воплощения задумки проще будет найти сильно битый донор, с которого придётся позаимствовать детали. Помимо навески, потребуется вваривать туннель — значит, срезать с одной машины и вмонтировать в свою.
Если говорить про 2.2 Turbo, то его реально отыскать за 2 000 долларов. Но мало купить только ДВС: потребуется много сопутствующих деталей. Таким образом две тысячи превратятся в три-четыре. С аварийной машины, вероятно, будет легче изъять всё необходимое.
— Да и донора именно 100 (С4) найти будет весьма накладно. 4,2-литровые «восьмёрки» от Ауди A8 (D2) в разной степени исправности стоят вдвое дешевле.
— Проблемы бывают не только с поиском запчастей, но и с воплощением задуманного. К примеру, стеклоподъёмники лежали год, ожидая появления времени на установку; поставить получилось лишь в этом году. Хотя поехал и купил их сразу, когда они появились в продаже. Наверное, хорошая запчасть должна отлежаться.
— Мне полезно перечислить вам весь перечень доработок, чтобы самому понять, сколько всего было сделано. «Сотка» ведь изначально была полупустая!
— Вообще, часто вижу людей, которые смотрят с восторгом на мою «Ауди». Хотя мне кажется, что всю изюминку обвеса Zender понимают единицы, более подкованные фанаты марки.
— Предложения купить бампер, пороги или спойлер поступали, когда машина не была окрашена. А теперь люди видят, что машина ухоженная, потому и деньги предлагать перестали. Хотя я даже и не рассматривал продажу авто. В последнее время чаще спрашивают о дисках, но и они не продаются.
— Машиной владею уже пятый год и каждый раз испытываю восторг, когда сажусь за руль. Знаете, как художник наслаждается своей картиной, так и я получаю удовольствие от результата. С каждым улучшением автомобиль словно расцветает по-новому!
При этом Audi 100 остаётся просто хорошей и симпатичной машиной из девяностых, в свои годы легендарной моделью. Замену среди современных машин не то чтобы не ищу, а даже и мысли об этом не посещают. Хотя супруге взяли уже чуть более свежий кузов — тоже «Ауди», только С5. Пока всё нравится!
Ну а мы напоминаем, что в нашем разделе «Запчасти» вы всегда сможете найти и подобрать только реальные детали, будь то кузовщина, элементы подвески или электронные блоки управления. Заглядывайте к нам почаще — у нас собрано уже более 5 млн позиций от продавцов!
Фото: личный архив героя, Алиса Зацаринная
Расчёты в Беларуси проводятся в белорусских рублях. Сумма в иностранной валюте указана как эквивалент для удобства восприятия информации.