Найти в Дзене
Ведарь

Рюриковичи против Гедиминовичей: Битва за объединение Руси

Дорогие друзья и все, кто любит русскую историю, добрый день.
Я продолжаю в общих чертах рассказывать о том, как происходило объединение русских земель вокруг Москвы, откуда появились Нижний Новгород, Вятка, Урал и Сибирь.
Этот процесс был долгим, интересным и любопытным. Некоторые этапы этого процесса нам хорошо известны, например, Куликовская битва.
А что произошло после Куликовской битвы? Любой, у кого были хорошие оценки в школе, скажет, что после этого началась эпоха Ивана Грозного.
А те, кто хорошо учился, поправят их и скажут, что Иван III правил после Куликовской битвы.
К сожалению, оба этих ответа неверны, потому что между Дмитрием Донским и Иваном III Великим прошло около 70 лет.
Было время, когда судьба нашей страны несколько раз висела на волоске. Возрождённая Россия могла исчезнуть навсегда и безвозвратно. Кого мы тогда считали нашими главными конкурентами и противниками? Обычно в этом контексте упоминают немцев.
В то время под немцами подразумевался Тевтонский орден, кото
Оглавление
Рюриковичи против Гедиминовичей
Рюриковичи против Гедиминовичей

Дорогие друзья и все, кто любит русскую историю, добрый день.
Я продолжаю в общих чертах рассказывать о том, как происходило объединение русских земель вокруг Москвы, откуда появились Нижний Новгород, Вятка, Урал и Сибирь.
Этот процесс был долгим, интересным и любопытным. Некоторые этапы этого процесса нам хорошо известны, например, Куликовская битва.
А что произошло после Куликовской битвы? Любой, у кого были хорошие оценки в школе, скажет, что после этого началась эпоха Ивана Грозного.
А те, кто хорошо учился, поправят их и скажут, что Иван III правил после Куликовской битвы.
К сожалению, оба этих ответа неверны, потому что между Дмитрием Донским и Иваном III Великим прошло около 70 лет.
Было время, когда судьба нашей страны несколько раз висела на волоске. Возрождённая Россия могла исчезнуть навсегда и безвозвратно.

Главный соперник

Кого мы тогда считали нашими главными конкурентами и противниками? Обычно в этом контексте упоминают немцев.
В то время под немцами подразумевался Тевтонский орден, который находился довольно далеко от нас и в целом уже не был так опасен, как во времена Александра Невского.
Крымские татары? Ну, нет, мы часто вступали с ними в военно-политический союз.
Может быть, это была Золотая Орда, а может быть, новые ханства, возникшие в то время, — Казанское и Астраханское ханства или Ногайская Орда?
Это было не так страшно, как во времена Чингисхана и Батыя. К тому времени мы уже научились сражаться с ними и побеждать их.
Главным в те смутные времена, да и до этого геополитическим соперником в собирании русских земель было государство, которое сегодня с большим трудом можно найти на карте мира. Об этом много говорят в новостях, но это мало что значит.
Однако это страна с долгой и серьёзной историей, так что давайте относиться к ней с уважением. Это государство Литва.
Вот кто был главным геополитическим соперником Москвы в те мрачные времена. Откуда он взялся и что это было за государство?

Возникновение Литвы

Литва как государство, а не как территория и не как этнос, возникла довольно поздно на этнически литовской территории.
Изначально это была историческая область вокруг Вильнюса и современного Каунаса. Примерно там. Это было в конце XIII века.
Там правили потомки легендарного литовского князя Гедиминаса. Это был их литовский Рюрик.
Мы тоже отчасти считаем его своим князем, настолько, что его фигура присутствует на памятнике Тысячелетию России.
Он основал город Вильнюс, а также правящую династию Гедиминовичей. Поскольку большинство потомков Гедиминовичей стали подданными России, верные защитники России и Российской империи, мы должны знать, что две ветви русских князей разделились на две неравные группы, а именно на русских князей Рюриковичей и русских князей Гедиминовичей.
Все Рюриковичи ведут свой род от легендарного Рюрика, а Гедиминовичи, соответственно, от совершенно нелегендарной, но очень исторической личности Гедиминаса, который жил на несколько столетий позже Рюрика, и его жизнь, таким образом, была более задокументирована. Основав Вильнюс, Гедиминас начал расширять Литовское государство.
И многие территории после колоссальных монгольских набегов в той или иной форме объединились в одну, очень рыхлую государственную структуру под общим руководством Гедиминаса.

Русский характер Литвы

Надо сказать, что он вёл себя и действовал вполне правильно — он не навязывал жёстко свои обычаи на новых территориях, литовские князья женились на русских и в целом у людей там была одинаковая культура; более того, они говорили на одном и том же русском языке и оставались литовцами только по происхождению своих предков.
Честно говоря, я до сих пор не уверен, что сыновья и внуки Гедиминовичей вообще говорили на литовском в третьем или четвёртом поколении, потому что всё, что выходило из-под их пера, было написано на русском языке — вся переписка и документация в Великом княжестве Литовском велись на русском.
Название этих территорий, принятое в исторической науке, звучит так: Великое княжество Литовское и Русское.
То есть литовцы были всего лишь этнической базой. Гедиминас, будучи язычником, очень грамотно и удачно выдавал своих дочерей замуж за различных влиятельных людей.
Одну из своих дочерей он выдал замуж за короля Польши, а другую — за сына Ивана Калиты, Семёна Гордого.
Она стала тёткой Дмитрия Донского и, по всей видимости, умерла от чумы вместе с мужем.
Он выдал свою третью дочь за главного соперника Москвы, в то время более богатого, — тверского князя. Это был тот самый Дмитрий Грозные Очи, который на глазах у татарского хана зарубил московского князя.
Естественно, дочери принимали либо католический обряд в Польше, либо православный в Москве и Твери. Литовские князья в целом весьма своеобразно относились к религии.
Они несколько раз переходили из одной веры в другую и в целом, в отличие от русских князей, не уделяли особого внимания вопросам веры, а сам Гедиминас оставался язычником.

Расширение и конфликт

Он присоединил некоторые земли без единого сражения, хотя в основном, конечно, ему приходилось воевать за территорию.
Он захватил Киев, который после монгольского нашествия остался без хозяина и присмотра и больше походил на плохо восстановленный пепел, чем на город.
Однако вскоре, в ходе другого сражения, он был убит. После смерти Гедиминаса Литвой правили два его сына одновременно, то есть это был дуумвират.
Одного из сыновей звали Альгирдас, и он снова женился на дочери тверского князя, с которым у литовцев были более тесные родственные связи.
Поэтому Ольгерд постоянно воевал с Москвой. Он трижды пытался взять город штурмом, но безуспешно. Дмитрий Донской был мудрым правителем, раз построил белокаменный Кремль.
Отвечая на мой вопрос с прошлой лекции о том, сколько раз за всю истории нашей страны Кремль брали штурмом, скажу, что правильный ответ — ни разу.
Кремль мог открыть свои ворота по наивности, в результате сговора или по ошибке; наши войска могли бы организованно покинуть город, как это было в сентябре 1812 года, когда они оставили Москву Наполеону; Юнкеры могли покинуть Кремль из-за интенсивного артериального огня, понимая, что защитить его больше невозможно, потому что тяжелые орудия Красной гвардии били по нему с Воробьевых гор, но никому так и не удалось взять Кремль после успешного штурма.
Даже Минин и Пожарский прекрасно понимали, что Кремль неприступен, и, осадив его со всех сторон, ждали, пока у польских захватчиков закончатся все запасы продовольствия, затем они пожирают всех доступных лошадей, кошек и крыс, затем прибегают к каннибализму и, в конце концов, сдаются. Именно это и произошло в итоге.
Ольгерд, сын Гедиминаса, так яростно сражался с Москвой ещё и потому, что тоже хотел объединить эти обширные территории и объединить все русские земли, но под властью Вильно, то есть Вильнюса, и Литвы. Что ж, ему это не удалось.
Согласно легенде, любимой в Литве, после неудачного штурма Москвы Ольгерд вскочил на коня, подъехал к крепостной стене Кремля, прислонил к ней своё копьё и крикнул где-то наверху: «Помни, князь Московский, что я, великий князь Литовский Ольгерд, держу своё копьё у стен твоего Кремля!» После этого его войско развернулось и направилось обратно в Литву.
Из-за тесных родственных связей и постоянного общения с русскими князьями они говорили и вели всю документацию исключительно на русском языке и только их имена были литовскими, а также ввиду того, что они изо всех сил старались противостоять натиску немцев и монголов, Москве просто удалось обойти, перегнать их в гонке за лидерство в собирании русских земель, но мы по-прежнему считаем всех литовских князей своими.
И не только Гедиминас, но и его сыновья, Альгирдас и Кейстут, а также его внук Витаутас, самый известный литовский правитель; все эти четыре персонажа нашли своё место на памятнике Тысячелетию России в Новгороде благодаря нашей врождённой идее о дружбе народов, а также потому, что эти литовские князья считались нашими, русскими, князьями.
В конце концов, так или иначе, все они стали частью истории России.

РУССКИЕ ЗЕМЛИ НА ТЕРРИТОРИИ ЛИТВЫ

Две точки зрения на объединение

Как с точки зрения исторической науки, нашей и западной, выглядел процесс объединения земель вокруг Москвы?
С нашей точки зрения, это выглядело так: московские князья собирали свои родовые владения, то есть те земли, которые принадлежали им по праву наследования от отцов и дедов и, следовательно, были освобождены от ордынского ига.
Те территории, которые они не смогли захватить сразу, на некоторое время остались в составе Великого княжества Литовского, а затем Польши.
В западной средневековой историографии Литва и Польша считались юридическими лицами, конкурировавшими с Москвой.
Они интерпретируют это так, будто какие-то ордынские вассалы из московского улуса (ханства), из захолустья где-то на северо-востоке, вступили в сговор с Ордой, в целом наполовину смешавшись с ними, то есть они были не настоящими русскими, а уже полутатарами и полуфиннами, и осуществляли экспансию на исторические русские земли.
Имперская Москва осуществляла экспансию на исторические русские территории, такие как Киев и земли, которые сейчас называются Украиной, и так далее.
Но именно они были настоящей Россией, и в их представлении мы были не русскими, а какими-то московитами, помесью татар и финно-угров.
Настоящие русские города, такие как Чернигов, Киев, Полоцк, Смоленск, а Витовт даже какое-то время владел Тулой, — все эти города стремились мирно освободиться от татарского ига, охотно и добровольно перешли из-под власти Москвы, ханских наёмников, в Европу, тем самым реализовав свой «европейский выбор» в стремлении жить долго и счастливо.

Реальность положения

Давайте сразу расставим все точки над i и перечеркнем все t — все было совсем не так. Литва вовсе не спасала Киев, Чернигов и Тулу от ордынского ига.
Возможно, я кого-то разочарую, но, во-первых, даже если в результате конфликта между Москвой и Литвой некоторые города и перешли под протекторат Литвы, как вы думаете, означало ли это, что они автоматически освободились от гнёта Орды? Вовсе нет.
На самом деле между великим князем литовским и Ордой было заключено соглашение, и далее... дань с этих территорий просто передавалась в Орду не Москвой, а уже Литвой.
Литва просто продолжила традицию сбора налогов с местного населения и отправляла эти деньги в столицу Золотой Орды, Сарай-Берке.
Известный историк Антон Горский в своей интереснейшей книге «Средневековая Русь» пишет: «Грамота, выданная Тохтамышем великому князю литовскому» и в то же время сохранилось соглашение с польским королём Ягайло, которое предусматривает продолжение выплаты дани, собираемой с русских земель.
То есть все русские земли, которые затем вошли в состав Великого княжества Литовского. Получается, что Литва продолжала платить дань Орде и, следовательно, русским было не легче жить под властью Литвы с экономической точки зрения.
Более того, даже когда Москва наконец сбросила иго во времена Ивана III, Литва продолжала платить.
Знаете, литовцы считали себя управляющими директорами, которые управляли русскими территориями и делились прибылью с акционерами, то есть с Ордой.
Во-вторых, не было мирного перехода под власть Литвы, и это всегда происходило, как в случае с Киевом и Черниговом, в результате военного конфликта.
В глазах местного населения и боярской элиты московские Рюриковичи казались законными наследниками Рюрика, а литовцы — самозванцами.
В глазах правящей элиты Гедиминовичи не имели исторических прав на русские города.

Продолжение в следующей статье : От Дмитрия Донского до Ивана Великого: Как Москва пережила Смуту и стала Третьим Римом

Рекомендую прочитать До Рюрика: какие государства уже были у славян.

Ставьте лайк если понравилось, поправьте если в чём не согласны, подписывайтесь на канал , чтобы не пропустить следующий выпуск.