Найти в Дзене
Лавка старины

Забытый гений ЛФЗ: фарфоровые звери Василия Блохина

Скульптура даёт возможность воплотить художественные идеи через разнообразные материалы, создавая ощущение объёма и формируя восприятие пространства. Художники могут реализовывать разные замыслы, подбирать индивидуальные техники исполнения, участвовать в выставках и творческих проектах. Одним из заметных мастеров в этом направлении был Василий Иванович Блохин.

Статуэтка «Белый медведь», скульптор Блохин В. И., фарфор, анималистика ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Белый медведь», скульптор Блохин В. И., фарфор, анималистика ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Его произведения сохранились до наших дней, что позволяет оценить мастерство исполнения, эстетику и качество оформления. Скульптуры Блохина небольшие по размеру, специально предназначены для интерьерного размещения, служат украшением и часто становятся частью частных коллекций. Некоторые из его работ представлены в музеях, что подтверждает высокий уровень мастерства художника.

Василий Иванович Блохин в скульптурной лаборатории ЛФЗ. Источник: Книга «Государственный фарфоровый завод 1904-1944», авторы Носович Т. Н., Попова И. П., Санкт-Петербург, 2005 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Василий Иванович Блохин в скульптурной лаборатории ЛФЗ. Источник: Книга «Государственный фарфоровый завод 1904-1944», авторы Носович Т. Н., Попова И. П., Санкт-Петербург, 2005 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Жизнь и творчество Василия Ивановича Блохина тесно связаны, поэтому трудно отделить биографию от его профессиональной деятельности. Много деталей о жизни скульптора утрачено, так как не велось систематическое документирование. Известно, что родился Василий Иванович в 1915 году. Он получил специальное образование, достаточное для работы на фарфоровом производстве. В 1930-е годы Блохин трудился на Ленинградском фарфоровом заводе в (ЛФЗ). Вначале он работал отминальщиком — специалистом, занимающимся обработкой фарфоровых форм, который также известен как отливщик. Его обязанности включали подготовку форм, заливку фарфора, обработку поверхности и последующую отделку изделий.

Хотя традиционные методы производства сохранялись, с течением времени в цехах стали внедрять автоматизированные линии, профессия отминальщика не утратила своей актуальности. Точная роль Блохина на заводе не полностью известна, однако он мог заниматься приготовлением форм, смазкой, удалением излишков материала, отделкой и расположением изделий для сушки.

Статуэтка «Пеликаны», скульптор Блохин В. И., фарфор, анималистика ЛФЗ, кон. 1930-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Пеликаны», скульптор Блохин В. И., фарфор, анималистика ЛФЗ, кон. 1930-х. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

С приобретением опыта Василий Иванович был переведён на должность формовщика в 1934 году. Его работы в основном посвящены изображению птиц и животных. Деятельность Блохина была отмечена как востребованностью продукции, так и участием в выставках. В 1935 году его скульптурные работы вошли в экспозицию первой выставки ленинградских художественных производств. Блохина можно причислить к анималистам — художникам, специализирующимся на изображении животных. Многие из его работ были вариациями или копиями ранее существующих моделей, но имелись и оригинальные композиции, выпущенные заводом и поступившие в продажу.

Статуэтка «Тюлень», скульптор Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Тюлень», скульптор Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В конце 1935 года Василий Иванович был призван в Красную Армию, где служил с 1941 по 1945 год. После войны в 1946 году он вернулся к работе на ЛФЗ, однако вскоре покинул предприятие по собственному желанию из-за низкой заработной платы. Из скудных биографических данных известно, что он проживал в Ленинграде и был женат.

Статуэтка «Белый медведь», скульптор Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Белый медведь», скульптор Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

В период работы на заводе Василий Блохин создал множество скульптур, часть из которых он выполнял самостоятельно, а часть — в сотрудничестве с другими художниками. Так, например, фигурку «Выдра» 1934 года расписал Иван Иванович Ризнич, который также отвечал за декор белого медведя того же года.

Статуэтка «Белый медведь», скульптор Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1930-40 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Белый медведь», скульптор Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1930-40 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Известны и другие произведения Блохина:

  • «Лиса и петух» (1935) — редкая работа, выполненная с учётом идей Дурова; изображение животных динамичное;
  • Пепельницы «Белый медведь» и вариация с изображением зверя на охоте; в первой пепельнице емкость выполнена в виде углубления с ледниковым голубоватым оттенком, а сам медведь лежит спокойно сбоку; в охотничьем варианте медведь изображён сидящим, а форма пепельницы почти плоская с рельефом рыбки внизу.
Пепельница «Белый медведь на охоте», скульптор Блохин В. И., фарфор ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Пепельница «Белый медведь на охоте», скульптор Блохин В. И., фарфор ЛФЗ, 1930-е. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Каждая скульптура по-своему уникальна. Фигуру добермана расписал И. И. Ризнич. Также известны работы с изображениями льва, зебры, гиены, различных медведей, рыси и морского льва. Часто выпускались как отдельные фигурки, так и композиции из нескольких зверей или птиц. Значимым проектом Блохина стали шахматы с фигурками в виде животных. В период его работы ещё использовались чернила, и он создал чернильницу «Морж». Известны две версии тюленей: одна по модели В. В. Кузнецова, другая датируется около 1935 года. В музее хранится скульптура «Слон» и её уменьшенная версия «Слоник». Известно, что Блохин занимался реставрацией обветшавших скульптур, например, работ известного скульптора дореволюционного периода Августа Тимуса.

Статуэтка «Слон», скульптор Блохин В. И., фарфор, анималистика ЛФЗ, 1937-39 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Статуэтка «Слон», скульптор Блохин В. И., фарфор, анималистика ЛФЗ, 1937-39 гг. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Блохин неоднократно участвовал в выставках. В 1935 году в Ленинграде на первой выставке ленинградских художников экспонировали его «Яка», «Добермана» и «Выдру». В 1937-м он участвовал в выставке, посвящённой советскому и русскому фарфору в Государственном Русском музее. Творчество Блохина, выполненное в стилистике анималистики, часто посвящено ярким, кульминационным моментам. Замечательный пример — скульптура «Дуров на слоне», созданная им в соавторстве с Натальей Данько. В этой работе мастерски запечатлен ключевой эпизод их знаменитого выступления.

Скульптура в виде фигуры Дурова на слоне «Дрессировщик В. Г. Дуров-Шевченко на слонихе Рези», авторы Данько Н. Я., Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1935 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru
Скульптура в виде фигуры Дурова на слоне «Дрессировщик В. Г. Дуров-Шевченко на слонихе Рези», авторы Данько Н. Я., Блохин В. И., фарфор, ЛФЗ, 1935 г. Фото с нашего сайта dvaveka.ru

Многие эксперты отмечают характерность его зверей, подчёркнутую детальной проработкой рельефа, вплоть до живости глаз. Материалом служил фарфор. Работы Василия Ивановича Блохина остаются интересными и выразительными, с возрастом их художественная и коллекционная ценность только растёт, поэтому их высоко ценят коллекционеры.

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, поддержите ее лайком или комментарием, а чтобы не пропустить новые интересные истории, просто подпишитесь на наш канал!

Спасибо за внимание!

Оценка предметов антиквариата в WhatsApp и Telegram: +7 (925) 505-49-69