Интервью с основателем и владельцем
Термин "Благотворительный магазин" появился в России сравнительно недавно - в 2010х. Так решили назвать себя создатели секонд-хенда "Спасибо". Несколькими годами позже был создан секонд-хенд "Лепта", также заявляющая о себе как о благотворительном магазине, и другие сети.
А 27 сентября 2025 года в самом сердце Санкт-Петербурга - во дворе базилики Святой Екатерины открыл свои двери благотворительный магазин "Крылья". С его создателем мы и пообщаемся сейчас.
- Евгения, вы заявляете о себе как о первом настоящем благотворительном магазине. Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.
- Я имею в виду в точности то, что написано в заголовке нашего сайта и в рекламно-информационных материалах: "Крылья" - первый настоящий благотворительный магазин в Санкт-Петербурге. Проект изначально некоммерческий и не имеет целью личное обогащение: вся прибыль будет перечисляться в мой же благотворительный фонд "Новые Крылья Надежды" для реализации приоритетных направлений деятельности фонда. Я знаю, что у нас в городе существуют сети секонд-хендов, также именующих себя "благотворительными магазинами". Опустим названия, реквизиты и прочую конкретику, дабы они не могли предъявить ко мне никаких претензий. Возьмем лишь факты: все имеющиеся сети с аналогичными названиями юридически оформлены как ООО - общества с ограниченной ответственностью, а как мы знаем, главной целью создания ООО является извлечение прибыли и обогащение его создателей, что прямо прописывается в уставе. Да, ООО имеет право и может перечислять на благотворительность какую-то сумму - но, разумеется, это не 100% чистой прибыли, как у меня, а какие-то крохи. Да, они заявляют, что якобы всю прибыль перечисляют. Однако тому нет никаких финансовых подтверждений - ни отчетов о затратах, ничего.
Во-вторых, уровень цен и ценовая политика в целом. Если зайти в другие "благотворительные магазины" и сравнить их цены с моими, сравнение будет явно не в их пользу. У меня примерно на 20-30% дешевле. Кроме того, у меня нет и не будет вещей дороже пяти тысяч - даже среди люксовых брендов. Это политика магазина - не заламывать цены сверх меры, не наживаться на покупателях таким циничным образом. Прямо сейчас, например, в моем магазине продаются шерстяные бриджи Burberry за 2400 рублей, шелковая блузка Juliet Dunn за 1900, платье Love Moschino за 2200 и другие брендовые вещи.
В-третьих, затраты. У меня крайне жесткая политика в отношении затрат. Никаких переплат, никаких лишних, неоправданных и необоснованных трат. "Раздутый бюджет" - это не про меня. Только так, и не иначе. Имея опыт в бизнесе, я как никто понимаю: нужно контролировать каждую копейку, иначе никакой прибыли не будет. Сейчас же, на данном этапе передо мной стоит сверхзадача: выплатить все долги и вывести магазин в плюс. У нас прекрасное место - в самом центре города, в трех минутах пешком от метро "Невский проспект", который выходит на канал Грибоедова. Дело за малым: про нас должны узнать, к нам должны приходить - и возвращаться. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Нас хвалят, пишут отзывы, рекомендуют друзьям и родным. Мы отработали всего две недели, сейчас идет третья - за столь короткий период сложно делать далеко идущие выводы, но за эти дни я успела выслушать немало теплых слов и искренних пожеланий.
- То есть, если я правильно понял, прибыль будет направлена на благотворительность? А на что именно?
- Поскольку магазин - дочерний проект моего фонда "Новые Крылья Надежды", вся прибыль будет направлена в фонд на реализацию приоритетных направлений деятельности фонда.
Я подчеркиваю: ВСЯ чистая прибыль, а не часть её. У фонда несколько направлений деятельности, среди которых, во-первых, поддержка и проведение проектов, направленных на популяризацию экопотребления и экологичного образа жизни, во-вторых, поддержка людей творчества и искусства. Есть и другие проекты - "Литературная конфетка", например, призвана возродить интерес к поэзии у подрастающего поколения. Для многодетных семей у нас есть раздача вещей - детской одежды и обуви. Помогаем приютским котикам. Вообще, направления благотворительности во многом перекликаются с моей личной философией: помогать тем, кто это заслуживает, кто способен что-то привнести в этот мир - людям талантливым, незаурядным, одаренным, но при этом зачастую не имеющим средств на своё творчество. Неизвестному писателю, написавшему хорошую книгу, крайне сложно достучаться до издательств. Зачастую единственный вариант - издать её за свой счет. Композитору, чтобы записать альбом, необходимо энное количество часов студийного времени - либо хорошо оборудованная домашняя студия. Повторюсь, я вижу смысл помогать тем, кто не "просто небо коптит", а что-то делает, и делает хорошо, привнося в наш мир Красоту.
- В вашем магазине продается одежда секонд хенд, так? Каковы в таком случае ваши конкурентные преимущества перед другими секондами?
- На самом деле, ответ на ваш вопрос заложен в самом вопросе (смеётся). Преимущество - непосредственно в одежде. Не буду сейчас оперировать обобщенными категориями из разряда "много вечерних платьев", "много новых, неношенных вещей", "много достойной внимания обуви", и т.п., поскольку одежду нельзя рассматривать "в массе". Справедливости ради замечу, что "та самая" вещь может найтись даже во второсортном заштатном магазинчике - если целенаправленно ее искать. А может и не найтись.
За эти две недели с хвостом я видела много разных покупателей. Кто-то внимательно смотрит, выбирает, примеряет, но уходит ни с чем, с сожалением говоря, что "ничего не нашлось" - а если и нашлось, размер не подошел. Кто-то приходит за конкретной вещью: шарфом, скажем, или курткой - покупает и торопится по делам. Кто-то чуть ли не часами меряет кучу одежды, и в итоге набирает целый пакет, а, уходя, восклицает с изумлением: "Надо же, уже стемнело, мы зашли, был белый день!" Люди очень разные. Каждый ищет свое. Секонды во многом лотерея: повезет - не повезет.
Это что касается одежды. Но у благотворительного магазина "Крылья" есть и второе направление: хендмейд, авторские работы от петербургских мастеров. Принцип работы похож на магазинчики типа "Твоя полка", "Крафтико" и пр., но есть одно существенное отличие, важное для авторов-рукодельников: у меня нет платы за "аренду места". Это моя принципиальная позиция, и она во многом созвучна концепции благотворительности как таковой. Сейчас товаров пока немного: авторские блокноты и скетчбуки, чуть-чуть керамики, мягкие игрушки, но мы неустанно работаем над расширением ассортимента. На данный момент набор мастеров открыт.
- Хендмейд понятно, а одежда - она откуда?
- Одежду и обувь жертвуют фонду организации и частные лица. Вся собранная одежда сортируется, обрабатывается, после чего определяется в магазин. Детские вещи (за исключением верхней одежды) мы не продаем - они идут на склад, где по выходным желающие могут прийти и выбрать что нужно. Начав сбор вещей, когда еще не было магазина, мы столкнулись с тем, что многие сдают "на благотворительность" вещи совершенно для этого непригодные, в том числе б/у полотенца, постельное белье, подушки, одеяла и т.п. Из этого, кстати, родилось одно из наших побочных направлений: такой текстиль мы передаем на ветошь и подстилки в приюты для хвостиков.
Контейнерный сбор у нас тоже есть, правда, пока что не такой масштабный, как у конкурентов-бизнесменов, сейчас же из трех контейнеров остался только один: два других нам, к сожалению, сломали мигранты - это даже попало в выпуски новостей 78 канала (усмехается, грустно и весело одновременно). Как только позволят финансы, мы, конечно же, сделаем контейнеры для сбора вещей - это удобно всем.
Вообще, достойных внимания вещей в магазине очень много. Есть бренды, вплоть до люкса, есть абсолютно новые вещи - они собраны на отдельный рейл. Есть винтаж, бижутерия, аксессуары, много интересной обуви. Целый зал у нас отведен под эконом отдел, где любая вещь, будь то пара обуви или зимняя куртка, стоит сто рублей. Те, кто располагает временем и кому не лень порыться, умудряются откопать там очень хорошие вещи, начиная от винтажных галстуков и заканчивая кроссовками.
А в общем-то, зачем я хвалю сама себя: достаточно зайти в яндекс карты и почитать отзывы о нас. Реальные отзывы реальных людей.
- Евгения, всё, что вы рассказываете, невероятно интересно. Последний вопрос: как вы пришли к созданию благотворительного фонда и вообще к столь масштабному проекту?
- Наверное, вся моя предыдущая жизнь вела меня к этому (смеётся). Проблемы экологии меня волновали всегда, эта тема даже стала заглавной в одном из моих романов - "В космосе холодно". А проблемы творческих людей мне знакомы не понаслышке - я сама писатель, и у меня много знакомых в этой сфере: писатели, композиторы, художники, мастера-рукодельники. Если талантливый, даже гениальный, но неизвестный музыкант хочет записать альбом - он может это сделать только за свой счет. Если талантливый писатель хочет издать свою книгу - не электронную, бумажную - ему нужно заплатить за тираж в типографии. Творческие гранты пилятся среди блатоты. Любые конкурсы - фикция. Краудфандинг - миф. Нет никаких реальных - я подчёркиваю, реальных возможностей для творческого человека донести своего творчество до широкой аудитории. Грубо, цинично, но это жестокая правда жизни.
Знаю, у других благотворительных фондов совершенно другие направления деятельности - но мне это не близко. Я считаю правильным помогать тем, кто - в моем понимании - достоин помощи и заслуживает ее. Тем, кто несет в этот мир, что-то способное сделать его красивее, ярче, лучше.
- Благодарю вас, Евгения, за разговор и уделенное время. Мне остается лишь выразить свою признательности и пожелать удачи вам и вашему прекрасному стартапу.
Общался Сергей Твёрдый