Найти в Дзене
Издательство Эдитус

Найдите слабое звено в своей книге

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые сцены в вашем рассказе провисают, а диалоги кажутся пустыми? Часто корень этой проблемы кроется не в слабом сюжете, а в наличии "лишних" персонажей.
Это не "плохой" или "неинтересный" персонаж. Это персонаж, чье присутствие в истории не выполняет никакой существенной функции. Он как лишний винтик в часовом механизме: не помогает работе, но может легко ее нарушить.
Его главные признаки:
Возьмите свой черновик, напишите список персонажей и задайте себе несколько жестких вопросов о каждом из них. Если вы не можете четко сформулировать миссию персонажа — он кандидат на вылет. Экспозиционный персонаж
Этот герой существует только для того, чтобы в диалоге сообщить главному герою (и читателю) важную фактологию. Передайте его функцию более важному персонажу. Зеркальный» персонаж
Он слишком похож на другого, более ключевого героя. Например, два верных друга-весельчака. Они дублируют друг друга. Проведите слияние. Оставьте одного, наделив его
Оглавление

Вы когда-нибудь задумывались, почему некоторые сцены в вашем рассказе провисают, а диалоги кажутся пустыми? Часто корень этой проблемы кроется не в слабом сюжете, а в наличии "лишних" персонажей.

Кто он, этот "лишний" герой?


Это не "плохой" или "неинтересный" персонаж. Это персонаж, чье присутствие в истории не выполняет никакой существенной функции. Он как лишний винтик в часовом механизме: не помогает работе, но может легко ее нарушить.

Его главные признаки:

  • Он не влияет на сюжет. Если вы можете вычеркнуть его из книги, и при этом основная история никак не изменится — это тревожный звоночек.
  • Его функцию может выполнить другой персонаж. Например, информацию главному герою сообщает коллега по работе, но то же самое мог бы сделать его брат, усиливая их личную драму.
  • У него нет собственной арки. Он появляется, говорит свои реплики и исчезает, не меняясь и никого не меняя вокруг себя.
  • Он существует лишь для одной цели. Например, один раз доставить ключевую информацию.

Как выявить ненужного персонажа:


Возьмите свой черновик, напишите список персонажей и задайте себе несколько жестких вопросов о каждом из них.

  1. Какова его миссия в истории?
    У каждого значимого персонажа должна быть одна или несколько миссий:
    — Подтолкнуть сюжет: Совершить действие, которое изменит ход событий.
    — Раскрыть главного героя: Показать его с новой стороны.
    — Создать конфликт или напряжение: Быть антагонистом или источником проблем.
    — Нести важную тему: Олицетворять какую-то идею, важную для вашего замысла.
  2. Что случится, если он исчезнет?
    Проведите мысленный эксперимент. Уберите этого персонажа из книги.
    Сюжет рухнет? Значит, он важен. Сюжет остался прежним, просто некоторые реплики или действия нужно перераспределить? Перед вами — балласт.
  3. Он вызывает у читателя эмоции?
    Речь не только о симпатии. Читатель может ненавидеть злодея или презирать подлеца — это сильные, нужные эмоции. А вот если при появлении персонажа читатель мысленно зевает и думает "опять этот...", значит, персонаж не цепляет. Он — серый и безликий.

Если вы не можете четко сформулировать миссию персонажа — он кандидат на вылет.

Три типа лишних героев и что с ними делать

Экспозиционный персонаж
Этот герой существует только для того, чтобы в диалоге сообщить главному герою (и читателю) важную фактологию. Передайте его функцию более важному персонажу.

Зеркальный» персонаж
Он слишком похож на другого, более ключевого героя. Например, два верных друга-весельчака. Они дублируют друг друга. Проведите слияние. Оставьте одного, наделив его чертами обоих. Так вы получите более насыщенного, многогранного персонажа. Или радикально перепишите одного из них, сделав его полной противоположностью, чтобы создать конфликт.

Статист с именем
Вы дали имя и пару черт персонажу, который появляется лишь однажды (официант, таксист, кассир). Это создает у читателя ложное ожидание, что этот человек еще появится. Если эпизодический персонаж не играет судьбоносной роли, не давайте ему имени и ярких черт. Пусть он останется "сердитым таксистом". Это сконцентрирует внимание читателя на главных героях.

Как правильно убирать лишних персонажей


Вы нашли "слабое звено". Что дальше? Просто вычеркивать его строчки? Нет!

  • Перераспределите его "активы"
    Его ключевые реплики, действия и функции передайте другим, более важным персонажам.
  • Проверьте логику сцены
    Убедитесь, что после "увольнения" персонажа все связи и диалоги остаются гладкими и естественными.
  • Не жалейте
    Каждый оставшийся в книге герой должен быть там не просто так. Строгость по отношению к своим черновикам — признак профессионализма.

Вычеркивая лишних героев, вы делает повествование более цельным, избавляя его от "воды" и сюжетных ответвлений, которые отвлекают и замедляют темп.

Ваше Издательство Эдитус, подписывайтесь!

И присоединяйтесь к нашему телеграм-каналу с вдохновляющими цитатами и полезными лайфхаками для авторов!