Вопрос об установлении точной даты рождения авиации в России долгое время оставался открытым.
По аналогии с полётом аэроплана Flyer-1 конструкции братьев Wright (Kitty Hawk, USA, 17.12.1903), с которого началось официальное летоисчисление авиации, датой рождения российской авиации следует считать первый успешный полёт на самолёте отечественной конструкции и постройки.
Родоначальником авиации в России некоторое время считался А.Ф. Можайский, который построил и довёл до стадии лётных испытаний самолёт оригинальной конструкции ещё в 1882 году (Санкт-Петербург, Красное поле). Однако достоверных подтверждений того, что самолёт оторвался от земли, так и не было обнаружено. Следующим «претендентом» на звание пионера авиации стал Юлий Кремп, проводивший лётные испытания своего самолёта в Москве в конце 1909 – начале 1910 года. Сведения об этих работах незначительны и крайне противоречивы, однако есть указания на то, что самолёт совершил «подскок» (был подброшен ветром) на высоту 6 метров и пролетел около 60 метров. Точная дата события неизвестна. И хотя этот случай был единичным и не был зарегистрирован, он вполне мог бы претендовать на дату рождения российской авиации.
Тем не менее большинство авторитетных историков техники считают, что первые в России успешные полёты на самолётах отечественной конструкции и постройки состоялись в июне 1910 года (н.с.).
5 июня 1910 года в Киеве на Сырецком ипподроме состоялся первый полёт князя Александра Сергеевича Кудашева на самолёте оригинальной конструкции «Кудашев-1».
16 июня 1910 года первый полёт на своём биплане БиС-2 (Сикорский, Былинкин) совершил Игорь Иванович Сикорский на Куренёвском поле в Киеве. Полёт не регистрировался.
19 июня 1910 года комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала полёт по прямой на расстояние около 200 м аэроплана «Гаккель-III» русской конструкции инженера-электрика Якова Модестовича Гаккеля (пилот – студент Булгаков, Гатчинский аэродром, Санкт-Петербург).
Поскольку эти полёты проходили в течение всего двух недель и имели схожие результаты, специалисты предлагают считать датой рождения российской авиации июнь 1910 года, а возможно, и весь год.
Правомерность такого подхода подтверждает календарь памятных «авиационных» событий 1910 года:
30 января – образован отдел воздушного флота (ОВФ) при Особом комитете по усилению военного флота. Председателем ОВФ единогласно был избран великий князь Александр Михайлович Романов, его заместителем – генерал от кавалерии барон А. В. Каульбарс.
19 февраля – подписан указ о создании военно-воздушного флота России. «Его Императорскому Величеству Государю Императору Николаю II благоугодно было ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИ СОИЗВОЛИТЬ:
1) Оставшуюся в распоряжении Высочайше утверждённого Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования наличность в сумме 900 000 рублей, а равно и могущие поступить в будущем в кассу комитета пожертвования обратить на создание воздушного флота России;
2) Разрешить Высочайше учреждённому Особому комитету по усилению военного флота на добровольные пожертвования продолжать для этой цели повсеместный сбор добровольных пожертвований;
3) Воздушный флот, имеемый быть сооружённым комитетом на добровольные пожертвования, оставить в ведении и распоряжении комитета, а в случае открытия военных действий передавать его с подготовленной командой морскому и военному ведомствам для усиления боевых сил империи».
1 марта – в Одессе состоялись первые в России публичные полёты русского лётчика Михаила Никифоровича Ефимова на «Фармане-IV».
В марте – во Францию были направлены 6 русских офицеров и 7 нижних чинов для обучения лётному делу и обслуживания самолётов; был открыт военный аэродром в Гатчине.
3 мая – была открыта Гатчинская авиашкола; осенью там же открылась первая частная авиашкола С.С. Щетинина «Гамаюн».
8-15 мая – в Санкт-Петербурге на Коломяжском ипподроме прошла первая в России Международная неделя авиации. Для участия в состязаниях были приглашены авиаторы Попов, Христиан, Моран, Эдмонд и др. Во время «Недели» лётчик Попов установил рекорд продолжительности (2 часа 4 мин.) и высоты (454 м) полёта.
3 июня – создан авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (в дальнейшем – Военной школы лётчиков) – первого в Русской армии военно учебного заведения по подготовке лётных кадров.
21 сентября – 12 октября состоялся Всероссийский праздник воздухоплавания. Воздушные состязания проводились специально для русских лётчиков, среди которых были пилоты-авиаторы Ефимов, Уточкин, Кузьминский, военные авиаторы поручики Горшков и Руднев, подполковник Ульянин, капитан Мациевич и другие. В полётах поручиком Рудневым были установлены рекорды высоты (1350 м) и продолжительности за один полёт (2 ч 24 м 36 с).
По поводу этого события отмечалось: «Всероссийский праздник воздухоплавания имел огромные нравственные последствия. Если весною во время авиационной недели Россия увидела, как люди летают, то во время Всероссийского праздника воздухоплавания весь мир увидел, как могут летать русские люди. Это действительно был национальный праздник воздухоплавания, имевший к тому же не только отечественное, но и международное не только спортивное, но и военное значение».
21 ноября – в Севастополе открылась офицерская школа лётчиков, на базе которой позднее было создано Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков.
В 1910 году состоялось множество других важных «авиационных» событий: на заводах в Санкт-Петербурге и Москве были построены первые российские самолёты, состоялись первые ночные полёты, первые перелёты на небольшие расстояния. Не обошлось и без трагедий – 6 октября во время показательного полёта погиб авиатор капитан Лев Макарович Мациевич, став первой жертвой российской авиации.
В начале октября 1910 года Дни воздухоплавания состоялись и в Самаре: на ипподроме проходили показательные полёты русских авиаторов Михаила Никифоровича Ефимова и Владимира Александровича Лебедева. Вот что писали в газете очевидцы этих полётов: «Видна была опытная «ефимовская» рука, точность и чистота на спуске, исключительная хладнокровность. Летал Ефимов не в специальном костюме и, несмотря на холод и на ветер, даже не застегнул у себя воротника пальто».
«Воздух завоёван, ещё осталось несколько усилий, и мы – птицы… У завоевателей воздуха новые свидетели и новые друзья». Запомнилась Самара и М.Н. Ефимову, который изложил свои впечатления в стихах.
В 2010 году в различных регионах России проводились общественные мероприятия, приуроченные к 100-летию отечественной авиации: проходили конференции, «круглые столы», авиасалоны, авиационно-спортивные соревнования и другие мероприятия. Наиболее значительным событием стало празднование 100-летия КАЧИ и Военно-Воздушного Флота России 4-5 сентября в Волгограде.
В 2010 году юбилейные мероприятия прошли и в Украине. Так, в конце мая в Киеве на базе национального авиационного музея при национальном авиационном университете состоялась юбилейная международная конференция научно-технических музеев. В числе организаторов конференции был и музей авиации и космонавтики Самарского университета им. Королёва.
Надежда Богданова, директор музея авиации и космонавтики имени С.П. Королёва, газета «Полёт» №27-28, 2010 год