Дефицит региональных бюджетов России в 2025 году достиг критической отметки, вынуждая власти увеличивать поборы и сокращать социальные расходы. На фоне роста военных ассигнований, падения доходов от экспорта энергоресурсов и снижения качества госуправления регионы оказались в сложнейшем финансовом положении, что может привести к усилению социальной напряженности.
Федеральный контекст регионального кризиса
Финансовые проблемы регионов развиваются на фоне серьезного дефицита федерального бюджета. По данным Министерства финансов, по итогам первого полугодия 2025 года бюджетный дефицит достиг 3,69 трлн рублей, или 1,7% ВВП — уровня, который изначально планировался на весь 2025 год. К июлю дефицит и вовсе вырос до 4,88 трлн рублей (2,2% ВВП), значительно превысив годовые планы.
Основными причинами стали резкое увеличение расходов — на 20,2% в первом полугодии — при незначительном росте доходов (всего 2,8%). Особенно ощутимым оказалось падение энергетических доходов — на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что связано со снижением прогнозируемой цены на нефть с $69,7 до $56 за баррель.
Значительную роль в росте расходов сыграло увеличение финансирования национальной обороны до 6,3% ВВП — самого высокого показателя со времен холодной войны. Правительство планирует использовать фискальные резервы на 447 млрд рублей (около десятой части ликвидных активов) для балансировки бюджета в 2025 году, однако уже осенью ожидается очередной пересмотр бюджетных параметров.
Региональные бюджеты: от стабильности к дефициту
Первый квартал 2025 года вселял оптимизм: бюджеты субъектов Федерации в целом демонстрировали профицит в 332,8 млрд рублей. Доходы регионов выросли на 7,5% благодаря увеличению налоговых и неналоговых поступлений на 10,8%, при этом трансферты из федерального бюджета сократились на 2,5%.
Однако эта положительная динамика оказалась обманчивой. Уже к середине года ситуация кардинально изменилась. Рост доходов в номинальном выражении не успевал за инфляцией, достигавшей 9-10%, а расходы продолжали увеличиваться. По данным на первый квартал, они выросли почти на 15%, что создало серьезное давление на региональные финансы.
Эксперты прогнозировали ухудшение ситуации:
"Регионы предварительно планируют сокращение общих доходов почти на 4% за 2025 год, при увеличении расходов почти на 7%", — отмечал Владислав Бухарский, ассоциированный директор по региональным и суверенным рейтингам агентства "Эксперт РА".
Ожидалось, что все регионы, кроме четырех, столкнутся с дефицитом бюджета, причем совокупный дефицит может достичь 1,9 трлн рублей (около 9% от доходов).
Налоговая удавка: новые методы пополнения бюджета
В условиях бюджетного кризиса власти избрали путь усиления налогового давления. По информации из Telegram-канала "Незыгарь" (включен Минюстом в реестр иноагентов), губернаторы получили от правительства сигнал активнее заниматься налоговыми вопросами. Ставка делается на вывод предприятий и работников из теневого сектора экономики и повышение региональных налогов.
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров публично заявил о необходимости сокращения числа занятых в теневой экономике. Глава Костромской области Сергей Ситников пошел дальше, рассказав о "сговоре" работников с работодателями и попросив налоговую службу и МВД "принять меры" против неофициальной занятости.
По разным оценкам, в "серой зоне" экономики работают от 5-6 до 20-30 миллионов человек. Многие из них официально трудоустроены, но получают большую часть дохода в конвертах. Долгое время такая схема считалась допустимой, но теперь подход меняется: Федеральная налоговая служба располагает инструментами, позволяющими ужесточить контроль практически мгновенно.
Экономическое замедление и региональные различия
Российская экономика в 2025 году демонстрирует заметное замедление роста. Если в 2024 году рост ВВП составил 4,3%, то на 2025 год ожидается замедление до 1,2-1,6%. Инфляция остается высокой — 7,0-7,6%, что вынуждает ЦБ сохранять высокой ключевую ставку.
Эти общефедеральные тенденции по-разному проявляются в регионах. По данным "Эксперт РА", физические объемы производства увеличились к первому кварталу 2025 года всего на 1,1%, причем рост наблюдался лишь в 45 регионах. Наибольший рост продемонстрировали Чукотский автономный округ (28%), а самое значительное падение — Дагестан (более трети), Северная Осетия и Камчатский край.
Среди наиболее динамично развивающихся регионов эксперты выделяют:
- Некоторые регионы Дальнего Востока с добывающим сектором (Чукотский автономный округ, Магаданская область, Хабаровский край), где увеличивается добыча золота и серебра;
- Регионы, ориентированные на военно-промышленный комплекс (Курганская область);
- Москву с развитым сервисным и банковским сектором.
В то же время ряд регионов сталкивается с серьезными трудностями. В Кемеровской области, согласно экспертным оценкам, были практически полностью израсходованы остатки средств на счетах для финансирования бюджетного дефицита, образовавшегося из-за падения налоговых и неналоговых доходов.
Социальные последствия и протестные настроения
Ухудшение бюджетной ситуации не может не сказываться на социальной сфере. Регионы вынуждены экономить на расходах, в том числе на модернизации ЖКХ, несмотря на критический износ коммунальной инфраструктуры во многих субъектах Федерации.
Усиление налогового давления происходит на фоне снижения реальных доходов населения, что создает предпосылки для роста социальной напряженности. Ярким примером скрытого протеста стал случай в Иркутске, где депутаты вернули документ о секвестре бюджета в правительство. Но губернатор Игорь Кобзев посвятил ситуации отдельный доклад на пленарном заседании:
«Ситуация сложилась непростая. Мы — экспортно-ориентированный регион, а это всегда было нашим преимуществом. Однако, в условиях нестабильности на мировых рынках и усиления санкционного давления это оборачивается серьёзным вызовом. <…> С конца 2024 года доход нашего бюджета начали снижаться, только за декабрь 2024-го мы недополучили 6,5 млрд рублей. По прогнозу налоговой службы, общее снижение до конца года может составить 27 млрд рублей».
Бюджет области уже недополучил 12,7 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2024-го.
Этот инцидент демонстрирует нарастающую напряженность во взаимоотношениях между различными уровнями власти.
Проблема усугубляется тем, что регионы вынуждены тратить две трети бюджетов на социальные обязательства — образование, здравоохранение, социальную помощь, ЖКХ. При сокращающихся доходах это означает неизбежное снижение качества и объема предоставляемых социальных услуг.
Перспективы выхода из кризиса
В среднесрочной перспективе правительство планирует сохранить бюджетный дефицит на "приемлемом" уровне. На 2026 год запланирован дефицит около 4,6 трлн рублей ($54,8 млрд), или 1,6% ВВП. Премьер-министр Михаил Мишустин назвал этот показатель "приемлемым".
Однако аналитики относятся к таким прогнозам скептически. Аналитическая группа MMI предупреждает, что для выполнения государственных целевых показателей расходов Кремлю придется сократить расходы почти на 20% в реальном выражении до конца года, что "просто невозможно". Экономист Егор Сусин отмечает, что даже с учетом того, что значительная часть текущих расходов связана с авансовыми платежами, дефицит по-прежнему опережает плановые показатели.
Региональные власти оказались в институциональной ловушке: с одной стороны — растущие социальные обязательства и необходимость содержать инфраструктуру, с другой — сокращающиеся доходы и ограниченные возможности для маневра. Выход из этого кризиса требует системных реформ, а не точечного затыкания дыр за счет населения.
Ситуация в регионах действительно приближается к критической точке, и без системных изменений в управлении и бюджетной политике социально-политическая стабильность может оказаться под серьезной угрозой. Дальнейшее развитие событий будет зависеть от способности федерального центра и региональных элит найти баланс между фискальными интересами государства и социально-экономическими потребностями населения.
Почему так происходит читайте здесь: