Найти в Дзене
Extreme Sound

Невероятная история последнего подвига Фредди Меркьюри и песни «The Show Must Go On»

Оглавление

На рубеже 80-х и 90-х группа Queen работала в студии. Никто не говорил об этом вслух, но все понимали — это их последние сессии с Фредди Меркьюри. Его состояние неумолимо ухудшалось. Мир еще не знал всей правды, но его близкие уже были в курсе: у вокалиста был СПИД. В те годы это был смертный приговор.

Фредди скрывал свою болезнь до самого конца, но поставил коллегам по группе одно условие: никогда не говорить об этом и просто дать ему возможность делать музыку, пока он еще физически способен стоять у микрофона. Он хотел уйти на своих условиях, оставив после себя нечто великое.

Последний бой: почему "The Miracle" было недостаточно

Незадолго до этого, в 1989 году, Queen выпустили альбом The Miracle. Это была крепкая, добротная пластинка в классическом стиле группы — с оптимистичными и бравурными хитами вроде "I Want It All" и "Breakthru". Но Фредди чувствовал, что этого мало.

-2

Он понимал, что его время на исходе, и не хотел, чтобы этот жизнерадостный альбом стал его творческим завещанием. Ему нужно было нечто большее: грандиозное, драматичное, честное и новаторское финальное заявление. Музыкальный памятник, по которому его будут судить грядущие поколения.

С этой мыслью он собрал коллег и предложил им погрузиться в интенсивную студийную работу. Все понимали, насколько это будет тяжело. Но если Фредди хотел этого, отказ был невозможен. Это была ситуация «сейчас или никогда». Так началась работа над пластинкой Innuendo, которая продолжалась с марта 1989 по ноябрь 1990 года.

-3

Студия как поле битвы: гонка со временем

Запись альбома превратилась в настоящую гонку со временем. Фредди был уже очень слаб. Ему требовались долгие перерывы между дублями, но он не сдавался. Эта ситуация невероятно мобилизовала всю группу. Не было времени на споры, разногласия или проходные песни. Каждый дубль, каждая нота были на вес золота.

-4

Именно в этой атмосфере, наперекор болезни, Меркьюри записал одни из самых сильных и трогательных вокальных партий в своей карьере. Альбом Innuendo — это не просто музыка, это памятник его мужеству. В нем есть место и мощным рок-боевикам, как "Headlong", и удивительно личным, светлым песням.

Одной из таких стала "Delilah". Многие думали, что это песня о женщине, пока не доходили до строчки: «Ты сводишь меня с ума, когда писаешь на мой гарнитур от Чиппендейла». Да, Делайла была любимой кошкой Фредди. В самые тяжелые моменты именно она, по его словам, «заставляла его улыбаться, когда он был готов заплакать».

Но самой пронзительной, самой важной песней на этом альбоме стала последняя — "The Show Must Go On".

Рождение гимна: как создавался шедевр

Все началось с последовательности аккордов, которую наигрывали басист Джон Дикон и барабанщик Роджер Тейлор. Гитарист Брайан Мэй услышал ее и почувствовал, что в ней скрыт огромный потенциал.

«Я почувствовал, что это может быть что-то важное, — вспоминал Мэй. — Я загорелся и начал усердно над этим работать. Потом я сел с Фредди, и мы решили, какой должна быть тема песни, и написали первый куплет».

Это был очень тяжелый и пронзительный момент. Они не могли говорить о болезни Фредди напрямую — он этого запретил. Но через музыку, через метафоры и аллюзии они смогли высказать всю боль и решимость. Песня стала хроникой борьбы Меркьюри, его воли продолжать творить, несмотря на приближающийся конец.

-5

Empty spaces, what are we living for? (Пустые пространства, ради чего мы живем?)
Inside my heart is breaking, my make-up may be flaking, but my smile still stays on. (Внутри мое сердце разрывается, мой грим, возможно, осыпается, но моя улыбка все еще на лице.)

Музыка была написана так, чтобы в финале вокал достигал невероятных высот. Но к моменту записи в 1990 году состояние Фредди было настолько плохим, что Брайан Мэй засомневался, сможет ли он физически это спеть.

«Мелодия требовала очень высоких и сложных нот, — вспоминал Мэй. — Я даже на демо-версии смог спеть их только фальцетом. Я сказал Фредди: "Фред, я не знаю, возможно ли это вообще спеть. Не напрягайся"».

Ответ Фредди вошел в историю.

«Он сказал: "Я чертовски справлюсь с этим, дорогуша!". Он опрокинул стопку водки, вошел в студию и просто уничтожил эту вокальную партию. Он полностью разорвал ее».

Это был настоящий подвиг. Фредди приходилось опираться на микшерный пульт, чтобы устоять на ногах, но именно в этот момент он выдал одно из величайших вокальных исполнений в своей жизни.

Прощание и завещание

"The Show Must Go On" стала последним треком на альбоме Innuendo — и это было идеальное завершение. Это было и прощание, и жизненная мантра, и яростный отказ сдаваться перед лицом неизбежности. Даже гармония песни отражает эту борьбу: она начинается в миноре, затем тональность повышается, будто давая надежду, но в конце снова возвращается в трагический минор.

-6

Сингл был выпущен 14 октября 1991 года для продвижения сборника Greatest Hits II. В клипе не было новых съемок с Фредди — он был уже слишком слаб. Вместо этого видео стало трогательной нарезкой из клипов Queen за последние десять лет — ретроспективой великой карьеры.

-7

Менее чем через месяц, 24 ноября 1991 года, Фредди Меркьюри не стало. Ему было 45.

-8

Брайан Мэй позже сказал:

«Он никогда не ныл, никогда не говорил: "Моя жизнь ужасна, это кошмар, я ненавижу это". У него была невероятная сила и покой. Когда вы слушаете финальный микс "The Show Must Go On", вы слышите человека, который победил все, чтобы выдать свою лучшую работу».

Эта песня так и не была исполнена вживую с Фредди. Ее премьера состоялась на концерте его памяти в 1992 году, где ее спел Элтон Джон под гитарный аккомпанемент Тони Айомми из Black Sabbath. Это не просто песня. Это завещание великого артиста, который до последнего вздоха верил, что, несмотря ни на что, шоу должно продолжаться.

А что для вас значит эта песня? Какие эмоции она у вас вызывает? Делитесь в комментариях.