Найти в Дзене
Кукурма🏵️

Как женщины в Узбекистане избавились от паранджи

Узбекские девушки ходят по улицам в очаровательных винтажных платьях в цветочек с кружевными воротничками. Напоминают японок с ретро-плакатов. Аккуратные платья подчёркивает стройные фигуры, открывают тонкие шеи. В жаркий среднийазиатский день не сковывают движений и не душат. Но так было не всегда. В начале прошлого века женщины надевали тяжелую паранжу, а на лицо сетку из черного конского волоса - чачван. В книге Марианны Камп «The New Woman in Uzbekistan» приводится воспоминание одной из женщин эпохи: Мне было двенадцать. Они надели на меня покрывало. «Я не могу ходить, я не могу ходить», – первым делом сказала я. Несколько дней мне всё казалось настолько тёмным, что я не могла ходить» Советская власть не могла допустить, чтоб потенциальные работницы и дерханки (крестьянки) жили в таком состоянии и передвигались по улицам в столь консервативном виде. Началась кампания за удобную женскую одежду. Правительство организовало «красные юрты», где с женщинами беседовали об их правах, стат

Узбекские девушки ходят по улицам в очаровательных винтажных платьях в цветочек с кружевными воротничками. Напоминают японок с ретро-плакатов. Аккуратные платья подчёркивает стройные фигуры, открывают тонкие шеи. В жаркий среднийазиатский день не сковывают движений и не душат.

Но так было не всегда. В начале прошлого века женщины надевали тяжелую паранжу, а на лицо сетку из черного конского волоса - чачван.

В книге Марианны Камп «The New Woman in Uzbekistan» приводится воспоминание одной из женщин эпохи:

Мне было двенадцать. Они надели на меня покрывало. «Я не могу ходить, я не могу ходить», – первым делом сказала я. Несколько дней мне всё казалось настолько тёмным, что я не могла ходить»

Советская власть не могла допустить, чтоб потенциальные работницы и дерханки (крестьянки) жили в таком состоянии и передвигались по улицам в столь консервативном виде. Началась кампания за удобную женскую одежду.

Правительство организовало «красные юрты», где с женщинами беседовали об их правах, статусе, гигиене. Объясняли, что чачван очень вреден для здоровья и зрения, паранджа мешает жить, не дает полноценно развиваться младенцам, которых мать носит внутри покрова. Печатались журналы и газеты, которые формировали новые ценности и взгляды. Героини черно-белых фильмов боролись за любовь и отправлялись на учебу в красивой одежде. Декреты повышали брачный возраст, отменяли калым и саму паранджу. На фабриках появлялись рабочие места, но принимали туда только женщин без покрова.

Но если бы можно было просто скинуть тяжелые одежды, перешагнуть через них и пойти по своим интересным делам. Многие женщины оказались в растерянности: выбор между своими желаниями, религиозными нормами и давлением семьи был очень трудным. Для многих ношение паранджи было естественной привычкой.

Но больше всего паранджа как символ подчинения патриархальной власти не давала покоя этой самой власти.

Когда первые женщины стали скидывать надоевшую одежду, торжественно сжигать ее на площадях, началась настоящая резня. Женщины, публично открывшие лицо, считались нечистыми, опозорившими общину и семью. По стране прокатились убийства чести, изнасилования девушек без покрова. Некоторым уродовали лица. Мужья искренне не понимали, почему их молодые жены отправились учиться, разговаривают с другими мужчинами да еще и открыли лицо. Они не считали, что насилие незаконно: «Кадий не будет судить, ведь я не разрешал ей ходит в партшколу». Но судил уже не кадий.

В этой волне пoгибли и мужчины, которые поощряли снятие паранджи женами и сестрами. Жестоко расправлялись с активистами, работницами клубов, библиотек. Были yбиTы актрисы Нурхон Юлдашева и Турсуной Саидазимова, которые выступали на сцене, открыв лицо. Многие женщины лишили себя жизни, столкнувшись с травлей.

-2

Женщины оказались между молотом и наковальней. Новые возможности оказались связаны со смертельный риском. Патриархальный мир продолжал держать их в страхе. Однако государство отреагировало оперативно и приняло законы, запрещающие принуждение. В уголовное законодательство было введено понятие «преступлений против раскрепощения женщин» (абсолютно любое насилие, включая принудительные браки, калым и другие практики).

Коммунисты должны были показывать пример. В основном они справлялись с задачей. Но некоторые партийные работники переживали моральные терзания: открыть жен или оставить службу. Сами женщины то снимали, то надевали паранджу обратно. Работали в удобной одежде, но в своей махалле ходили с закрытым лицом.

Литература, кинематограф, поведение партийных элит продолжали демонстрировать привлекательный образ женщины - товарища, активной участницы общественной жизни. Постепенно этот образ стал нормальным. Сегодня мы видим на улицах Бухары, Самарканда, Хивы, Ташкента именно таких девушек и женщин.

книги о востоке:

Книги Эксмо на OZON

-3

#история моды #история моды на востоке #восточные женщины #паранджа #чачван #борьба за права женщин #узбекистан #мода узбекистан #женщины узбекистана #права женщин узбекистана #паранджа в узбекистане #средняя азия #женщины востока #женщины мира #женщины азии #красота женщин #одежда в узбекистане #мода и стиль #азия #самарканд #бухара #хива #ташкент #ссср #советский узбекистан #узбечки