Найти в Дзене
БАНКНОТА.ИНФО

Фальшивомонетчики: люди, которые бросили вызов деньгам

Подделка денег преступное ремесло, старое как сам мир. Археологи находят фальшивые монеты даже в слоях VI века до н. э. значит, вместе с первыми деньгами появились и те, кто решил их копировать. Большинство фальшивомонетчиков закончили плохо их казнили, сажали, клеймили. Но были и такие, кто вошёл в историю благодаря изобретательности и бесстрашию. Мы собрали нескольких самых известных историй о людях, которые решили попытаться переиграть систему. Когда слышишь слово «фальшивомонетчик», на ум приходит мужчина. Но XVIII век доказал: преступное творчество не только мужское дело. В английском Род-Айленде жила энергичная Мэри Баттерворт мать семерых детей, решившая зарабатывать буквально «из воздуха». На собственной кухне она смачивала купюры в 5 фунтов, переносила с них изображение с помощью утюга, а недостающие детали дорисовывала гусиными перьями. Без клише, без станков чистое ремесло. Подделки семья сбывала по цене в половину номинала, и восемь лет никто не мог догадаться, что улики эт
Оглавление

Подделка денег преступное ремесло, старое как сам мир. Археологи находят фальшивые монеты даже в слоях VI века до н. э. значит, вместе с первыми деньгами появились и те, кто решил их копировать. Большинство фальшивомонетчиков закончили плохо их казнили, сажали, клеймили. Но были и такие, кто вошёл в историю благодаря изобретательности и бесстрашию.

Мы собрали нескольких самых известных историй о людях, которые решили попытаться переиграть систему.

Мэри Баттерворт: женщина, делавшая банкноты на кухне

Когда слышишь слово «фальшивомонетчик», на ум приходит мужчина. Но XVIII век доказал: преступное творчество не только мужское дело. В английском Род-Айленде жила энергичная Мэри Баттерворт мать семерых детей, решившая зарабатывать буквально «из воздуха».

На собственной кухне она смачивала купюры в 5 фунтов, переносила с них изображение с помощью утюга, а недостающие детали дорисовывала гусиными перьями. Без клише, без станков чистое ремесло. Подделки семья сбывала по цене в половину номинала, и восемь лет никто не мог догадаться, что улики это обычный утюг и гусиные перья.

Поймали Баттервортов только по доносу, но освободили: доказательств не нашли, ведь клише по факту не было. Мэри дожила до 89 лет, оставив после себя легенду и, возможно, первую «домашнюю типографию» в истории.

Человек Омега: мастер, ставящий подпись на золоте

Этот фальшивомонетчик превратил преступление в искусство. Он подделывал редчайшую золотую монету «Двойного орла» Сент-Годенса, чеканку которой прекратили в 1933 году.

-2

На каждое своё творение он наносил микроскопический знак греческую букву омега поэтому его прозвали Человеком Омегой. Отличить подделку от оригинала без микроскопа невозможно, а коллекционеры, зная о его «авторстве», с удовольствием покупают эти монеты.

Парадокс: его фальшивки сегодня ценятся дороже подлинников.

Эдвард Мюллер: пенсионер, рисовавший доллары

В истории США его называли «самым обаятельным фальшивомонетчиком». Пожилой художник Эдвард Мюллер десять лет вручную рисовал доллары, используя простейшие материалы.

Секретная служба называла его «милым преступником» настолько наивными выглядели его подделки. За всё он получил лишь год тюрьмы и штраф в 1 доллар. Зато потом киностудия 20th Century Fox выкупила у него права на экранизацию истории.

Мюллер прожил на гонорар, не возвращаясь к «творчеству», но став легендой фальшивомонетчиком, которому заплатил Голливуд.

Джей Эс Джи Боггс: художник, рисовавший деньги

Однажды в 1982 году художник Джей Эс Джи Боггс нарисовал на салфетке купюру в 1 доллар. Официантка приняла её за настоящую и вдохновила его на новую форму искусства.

-3

С тех пор Боггс путешествовал по миру, расплачиваясь своими «рисованными долларами». Он никогда не утверждал, что деньги настоящие, и с точки зрения закона оставался просто художником. Его работы выставлялись в музеях, а сам он стал символом философского вопроса: где заканчивается искусство и начинается подделка?

Деньги как зеркало человеческой изобретательности

От кухонного утюга до микроскопического знака на золоте истории фальшивомонетчиков показывают: человек всегда стремился обмануть систему, проверить её на прочность. Для кого-то это путь к богатству, для кого-то форма искусства. Но итог всегда один: деньги, даже фальшивые, не стоят того, чтобы терять свободу и совесть.

Когда искусство подделки породило искусство защиты

Интересно, что развитие фальшивомонетничества неизбежно стимулировало и обратную сторону технологии защиты. Чем изощрённее становились подделки, тем совершеннее становились машины, способные их распознавать.

Современные устройства, такие как DORS 200, прямые наследники этой многовековой борьбы между обманом и проверкой. Сегодня они стоят на страже подлинности банкнот, помогая бизнесу не рисковать репутацией и деньгами. Проверка подлинности это не недоверие, а часть культуры финансовой безопасности, выросшей из тысячелетней истории борьбы с фальшивками.