Найти в Дзене
Словесный бардачок

Яна Вагнер. «Тоннель»

Выполняю свое обещание сделать обзор по этой книге Яны Вагнер. Хотя впечатления неоднозначные. «Тоннель» называют герметичным детективом. То, что герметичный, не поспоришь — сотни людей оказываются заперты со своими машинами в московском автомобильном туннеле, находящемся под толщей речной воды. А насчет детектива можно было бы поспорить. По крайней мере, нет фигуры сыщика, нет нераскрытых преступлений, есть только загадка — кто и почему заблокировал выезды из туннеля? Есть еще вопросы, ответы на которые надеется получить (и на большинство получает) читатель. Так, постепенно можно догадаться, кто находится в самой крутой машине, и становится понятно, почему женщина из этого авто так активно взялась за наведение порядка и организацию людей. Интересно следить, как автор справляется с проблемой отсутствия имен у персонажей книги. В основном, люди в авторском повествовании получают новые имена от марок своих авто. Так, мы наблюдаем за Патриотом с его семейством, за женщиной-Мерседесом и т.

Выполняю свое обещание сделать обзор по этой книге Яны Вагнер. Хотя впечатления неоднозначные.

«Тоннель» называют герметичным детективом. То, что герметичный, не поспоришь — сотни людей оказываются заперты со своими машинами в московском автомобильном туннеле, находящемся под толщей речной воды.

А насчет детектива можно было бы поспорить. По крайней мере, нет фигуры сыщика, нет нераскрытых преступлений, есть только загадка — кто и почему заблокировал выезды из туннеля?

Есть еще вопросы, ответы на которые надеется получить (и на большинство получает) читатель. Так, постепенно можно догадаться, кто находится в самой крутой машине, и становится понятно, почему женщина из этого авто так активно взялась за наведение порядка и организацию людей.

Интересно следить, как автор справляется с проблемой отсутствия имен у персонажей книги. В основном, люди в авторском повествовании получают новые имена от марок своих авто. Так, мы наблюдаем за Патриотом с его семейством, за женщиной-Мерседесом и т. д. Поскольку я различаю машины только по цвету, ну в лучшем случае по типу кузова, мне было сложновато. По крайней мере я могла не разглядеть каких-то дополнительных смыслов. И хотя у каждого персонажа характер обрисован достаточно ярко, запомнить всех не так-то просто, потому что персонажей много. Но в целом картина понятна.

Что по-настоящему поднапрягло, так это наличие нецензурщины. Я категорический противник мата в литературе, но… Во-первых, мат реально оправдан, потому что в ситуации смертельной ловушки и при таком количестве шоферюг это неизбежно. И во-вторых, это не тупой мат ради мата (без которого всегда можно обойтись), а мастерские ругательства с колоритными загибами, от души, каждый раз оправданные (а не как у подростков в общественных местах — тупо, грубо, плоско и неуместно). В общем, это как раз первый случай, когда я смирилась с наличием мата. А в целом, слог у Яны Вагнер легкий, читается без напряжения.

Следить за событиями не могу сказать, что было прям ух как увлекательно, и мотивации для поступков героев мне не всегда хватало, но из любопытства дочитать хотелось. Я была заинтригована вопросами: чем все это кончится? и что же хочет нам сказать автор?

Безымянные люди в тоннеле легко поддаются стадному чувству, а в толпе они способны на самые неблаговидные поступки. Что они и демонстрируют. Всем хочется есть и пить (желательно вне очереди) и оказаться в безопасном месте, хотя поначалу казалось, что в туннеле народ приличный. Люди начинают гибнуть по разным причинам, главная из которых и общая для всех случаев — паника. Ведь драться за воду и еду начинают всего через несколько часов. И тут, по-моему, бардак больше не у людей в голове, а у автора: за такое время люди не должны были одичать.

Есть несколько человек, которые пытаются помогать другим, но итоговый результат не соответствует, да и вяло как-то они действуют, не по-геройски. По крайней мере, мотивация к героическим поступкам у них очень бытовая, типа стыда перед собственным котом, например. Хотя тут есть какая-то сермяжная правда: красивыми героические поступки становятся уже потом, в художественном пересказе.

-2

И все же у меня возникло ощущение, что нам хотят показать, каким дерьмом является человек. Мне не по душе такие «показы», мы все же воспитаны в духе классической гуманистической литературы. Но на эту мысль наводит финал: герой, чьими глазами мы чаще всего видим происходящее (у него даже есть имя — Митя, но автор всячески старается убедить нас в том, что это совсем не геройский герой), наконец-то прорубается в соседний туннель. И там люди тоже находятся сутки, но они обращаются друг к другу по имени-отчеству, чисто одеты и спокойно ждут, когда откроется туннель.

Понятно, что нашему тоннелю не повезло: кроме сурового и беспощадного деда в штатском и его помощницы — корыстной организаторши, в тоннеле еще и баран-провокатор имеется в виде беглого зека (кстати, так и не стало понятно, за что его арестовали). Но второй тоннель не тянет на положительный пример — он появляется в финале и рисуется скомканно, одним штрихом. Его существование в романе оправдано лишь тем, что была необходимость подчеркнуть, насколько люди первого тоннеля (и люди в целом, как класс) убоги и несовершенны.

Самое большое разочарование — сам финал: единственная девушка, вышедшая из туннеля с переноской с котом, должна убедить нас, что больше никто не выжил. Но я, как читатель, осталась с недоумением: там были варианты продержаться (они ведь и бомбоубежище даже отвоевали у деда в штатском), а люди вдруг резко сломались и, получается, задохнулись (в попытках спасения строители повредили кабель, обеспечивающий электроэнергией, так что не стало света и вентиляции). Отвоевавшие бомбоубежище тоже вышли назад в туннель, где уже заканчивался кислород.

И еще один повод для недоумения — это причина, почему сутки не было спасателей. У попавших в западню людей были самые разные предположения, вплоть до ядерного взрыва. Но просто потому, что из-за хакерских атак много чего вышло из строя… Открыть заблокированные тоннели, даже если их много по Москве, — это ведь не завалы разгребать. Сутки для этого — многовато.

Это первая прочитанная мной книга Яны Вагнер. И не могу сказать, что я от нее в восторге. Пока браться за другие книги автора не хочется.

Автор: Софья Мулеева (Романенко)

Спасибо за внимание, благодарю всех, кто меня читает и кто мне доверяет. Мне важна ваша поддержка.

По гиперссылке вы можете попасть прямо в тематическую подборку «Литобзоры». Не могу сказать, что я штампую обзоры как горячие пирожки. Пишу только о тех книгах, которые произвели впечатление или о которых обещала написать.

Если вам нужна редактура или корректура, я на связи в ВК.