Зачем менять перспективу карьерного роста на рискованную бизнес-идею? Когда Анастасия, основательница бренда Bisou Flowers, открывала свой цветочный, для ее семьи это выглядело как шаг назад: выпускница ВШЭ и РАНХиГС бросила престижную работу, чтобы открыть «какой-то ларек с букетами».
У Анастасии не было ни опыта во флористике, ни денег на продвижение, ни поддержки близких. В какой-то момент закончились силы, и она на несколько месяцев закрыла свою мастерскую. Но сегодня ее проект Bisou Flowers — один из самых стильных и узнаваемых в Москве.
Это история о том, как любовь к цветам, упорство и профессиональный маркетинговый подход помогли превратить рискованную идею в успешный и прибыльный бизнес.
Эксперимент на 8 марта
Во флористику я пришла совершенно случайно: долгое время работала моделью, а потом почти 4 года занималась маркетингом в крупной российской компании, отвечала за коммуникации нескольких брендов кофе. Карьера складывалась хорошо, были перспективы, но я мечтала попробовать себя в предпринимательстве.
Накануне 8 марта 2021 года я подумала: а почему бы не использовать инфоповод и не проверить, получится ли у меня применить знания на практике? Создать продукт, найти аудиторию, начать продажи. За пару дней я придумала идею: Bisou — «поцелуй» на французском, а мои букеты — как поцелуи на расстоянии. Собрала команду среди знакомых, купила цветы и сделала контент для соцсетей.
В итоге на 8 марта у меня вышло около 40 заказов. Для новичка это было круто. Я тогда практически ничего не знала о том, как собирать и упаковывать букеты: что тюльпаны нужно сначала отпоить перед сборкой, что цветы нужно зачищать и доставлять «на воде». Восхищаюсь, какой же храброй я была — слабоумие и отвага, честное слово.
Работа в минус и поиск стиля
Флористы часто набирают опыт и клиентскую базу, работая в других студиях. Я же начинала с абсолютного нуля, училась методом проб и ошибок. Спустя пару месяцев, когда поняла, что это больше не хобби, пошла в школу флористики.
Стиль я формировала через насмотренность — оценивала, нравятся или не нравятся работы коллег. Мне не хотелось делать то, что и так есть в каждом магазине у дома. Я сделала ставку на сезонные цветы и необычные сочетания. В таком подходе для меня много философии: сезон цветка может длиться всего пару недель — это напоминание, как важно ценить мимолетность и красоту момента, быть «здесь и сейчас».
Тяжелее всего было собрать базу клиентов — бюджета на продвижение не было, только органические методы: соцсети и сарафанное радио. Заказов катастрофически не хватало, чтобы покрывать все расходы, и бизнес иногда работал в минус. Мне приходилось совмещать его с работой в найме. В первый год я так выгорела, что на несколько месяцев закрыла мастерскую. Но потом поняла, что не могу жить без цветов.
Родные меня тоже не поддерживали: они не понимали, зачем учиться шесть лет в престижных вузах и строить карьеру, чтобы потом все бросить и торговать цветами. Их представления о цветочном бизнесе упирались в образ ларька у дома с букетами в прозрачной пленке. Зато теперь они радуются моим успехам и не могут поверить, что у меня получилось построить не только эстетичный, но и прибыльный проект.
У меня ушло примерно два года на то, чтобы с нуля и без знаний сформировать свой стиль, ассортимент и базу лояльных клиентов.
Маркетолог в деле: как добиться успеха без бюджета
Мы сразу выбрали онлайн-формат для студии. Во-первых, в пешем трафике я видела много рисков: важно правильно выбрать локацию, чтобы окупать высокую аренду, четко рассчитывать товарную матрицу, максимально заполнять холодильник и так далее. Во-вторых, творческому человеку — а именно такие флористы работают в мастерской — проще создавать букеты, когда в студии нет лишних глаз 🙂
Я очень горжусь тем, что наш рост был органическим. У нас до сих пор не было платной рекламы ни на одной площадке, за исключением пары размещений у единичных блогеров.
Мне кажется, доверие аудитории сформировалось благодаря нашей искренности. Мы не гонимся за искусственной картинкой, показываем реальный процесс и говорим с людьми живым языком. А еще действительно относимся с заботой к каждому покупателю, делаем процесс заказа и доставки максимально комфортными.
А дальше в дело вступило упорство, бесконечное количество попыток и мой опыт в маркетинге. Мы сразу создавали качественный и красивый продукт, делали акцент на визуале, публиковали много контента, делали коллаборации с блогерами — в общем, наводили суету и не стояли на месте.
Везет тем, кто везет
Мы постоянно ищем новые форматы: как минимум, это помогает диверсифицировать источники прибыли.
Почти сразу после старта мы вышли на Flowwow, чтобы получать трафик не только из соцсетей. Мне в целом понравилась концепция сервиса — комфорт и удобство для клиента. Маркетплейс стал для нас источником дополнительных заказов, которые не зависят от активности в соцсетях.
В студии мы развиваем и другие форматы: подписку на цветы, «цветочный счет» для молодоженов, мастер-классы по флористике. Эти услуги популярны у клиентов, а нам помогают формировать пока еще новые для России покупательские привычки и более тесно взаимодействовать с аудиторией.
Каждый мастер когда-то был новичком. Не бойтесь ошибок — именно они превращают знания в опыт. Ищите вдохновение, окружайте себя людьми, которые поддержат, и пробуйте, пробуйте, пробуйте. Как говорится: везет тем, кто везет, а успех — это производная от количества попыток.
Если вы только задумываетесь над тем, чтобы превратить хобби в прибыльное дело, присоединяйтесь к сообществу единомышленников. Скачивайте приложение Flowwow Seller, регистрируйтесь бесплатно и развивайте бизнес по любви.
А если вы уже продаете на площадке и хотите поделиться своей историей с читателями Flowwow, заполните короткую форму. Мы рассмотрим все заявки и свяжемся с теми, чьи рассказы покажутся нам самыми вдохновляющими.