До этой субботы, 18 октября, мы с мужем смотрели две постановки щемяще-трогательной пьесы Альберта Гурнея. Первая потрясла и была просто необыкновенно исполнена в театре "Русская антреприза им. А. Миронова" семейным дуэтом - Андреем Толубеевым и Екатериной Марусяк. Было это лет двадцать назад, но время ничего не значит... Впечатление сильнейшее!
Вторая постановка на наш общий с мужем взгляд была гораздо менее удачной, разочаровала. В театре "Мастерская" ее исполнили Арина Лыкова и Михаил Касапов (реж. Е. Гороховская).
И тут мы посмотрели третью постановку, которую подготовили студенты Мастерской М.А. Султаниязова.
Сюжет пьесы А. Гурнея простой, и декораций, костюмов, собственно, не нужно. Мужчина и женщина читают письма из своей переписки сроком в полвека, начиная с 1960-х годов, когда герои были детьми-второклассниками. Мелисса пришла в новый класс и была похожа на "заблудившуюся принцессу".
Они обсуждают свои происшествия, амбиции, недовольства, разочарования, мечты, надежды...
Теперь эпистолярный жанр почти ушёл в прошлое, технический прогресс перевел нас на краткие сообщения или звонки. А когда-то письма были мощной коммуникацией, значимой. И вот в пьесе "звучат" разные письма - смешные, официальные, нежные, грубоватые... Но всегда искренние!
Энди такой правильный, послушный родительской воле, упорный, достигающий целей, твёрдо стоящий на ногах. Словом, такой консервативный типаж, но в чём-то очень привлекательный. Особенно когда волей-неволей нарушает обывательский ритм событий. Выбрал сначала юридическую карьеру, а потом стал успешным политиком, приличным респектабельным семьянином.
"Мой папа говорит, что нужно писать письма как можно чаще. Это умирающее искусство. Папа говорит, что письмо - это способ представить себя другому человеку в самом благоприятном свете. Я с ним согласен."
Ещё один пример их переписки:
Энди: Это мое письмо, написанное моей рукой, моим пером, моим почерком - оно только от меня одного и ни от кого больше, и в нём я дарю себя тебе... И это не телефонный разговор, который умирает сразу после его завершения. Нет, это - я сам, такой, каким бы я хотел стать для тебя; я, пересылающий себя тебе на расстоянии, отдающий тебе частичку себя без остатка...
Мелисса: О, Боже, Энди! С любовью, Мелисса!
Мелисса совсем другая. Она из богатой семьи, взбалмошная, непостоянная, эмоциональная, бойкая, порой дерзкая, стихийная какая-то. Мелисса становится художницей - мятущейся, ищущей, мучающейся... Она разведена, и дети вроде как даже под опекой мужа. Заметно, что Мелисса будто не находит себе места в жизни, всё время заполняя внутреннюю беспокойную брешь то запрещёнными веществами, то алкоголем, то нелепыми связями со случайными людьми, то творчеством... И всё-равно она так по-человечески привлекательна своим бунтарством, искренностью, страстностью!
"А знаешь, в чём дело? В этих письмах. В этих чёртовых письмах. Я знаю тебя больше по твоим ПИСЬМАМ, а не таким, какой ты есть на самом деле. Я искала человека, который все эти годы был в этих письмах. Или наоборот - того, кого в них никогда НЕ было. Сама не знаю.
Просто мне кажется, что эти письма стали плохой привычкой. Из-за неё мы стали казаться людьми, которыми не являемся на самом деле. И быть может - тогда, в номере "Дункана" - не хватало всего двух человек, настоящего тебя и настоящей меня."
Что же связывает этих двоих так долго? Почему не рассыпается на мелкие мозаичные кусочки их связь, как случается обычно?
Может, любовь скреплялась письмами, а писать друг другу требовала любовь? Но самое главное и оказалось на самом деле в этих письмах. Они были такой натянутой нитью между Энди и Мелиссой. И вот она порвалась. Последнее письмо пишет Энди уже матери Мелиссы... Это своеобразное признание любви к Мелиссе, которая была так нужна ему все эти годы, а он - ей.
***
Молодые режиссёры спектакля Ульяна Плащевская и Сергей Сычев рассказали, что над постановкой команда режиссёров-актёров-хореографа работала примерно год, тщательно изучая перевод текста, что-то меняя и уточняя.
И вот в постановке придуман такой ход. Условно представлена эпистолярная жизнь двух героев из четырёх периодов, которые сыграли четыре пары исполнителей. Может, это и оправдано? Люди ведь меняются, развиваются, приспосабливаются, регрессируют, прогрессируют и пр.
И очень хорошо получилось. Каждая пара представила отношения, письма со своими придумками, по-особенному. Все пары были по-своему хороши и привлекательны. Переходы были тщательно продуманы и интересны.
Нейробиолог с множеством регалий Татьяна Владимировна Черниговская в одной из лекций задавалась вопросом: в 25 лет и в 50 лет - это та же самая я? А в 3 года - это тоже я? Та же самая?
Что огорчило? Единичное использование мата со сцены... Без него точно можно было обойтись. Для меня это проблема неприятия. Мало нецензурщины во дворах, на улицах, проспектах, в транспорте и прочих пространствах, так ещё и в театральных спектаклях закреплять такое отражение жизни? Нас с мужем удручает это, но, увы, многие режиссёры думают по-другому.
Рядом со входом был такой милый реквизит.
У каждого зрителя на стуле - конвертик. В нём маленький квадратик программки. Приятно!
Это чемодан с письмами Мелиссы...
Говоря о спектакле, могу ещё отметить хорошую пластику актёров и удачные хореографические решения. Со зрительской стороны смотрелось очень достойно! Вот такую любопытную версию "Любовных писем" нам довелось посмотреть.
***
И, знаете... любить друг друга, обнимать, проявлять нежность, ссорится и быстро мириться, писать письма нужно вовремя - то есть всегда!