В свежем докладе Navigating the Implications of AI on Digital Democracy in Africa от CIPESA рассматривается, как искусственный интеллект меняет цифровой ландшафт Африки. В документе приводится 7 показателей, в очередной раз подчеркивающих неравенство цифрового развития стран Африки: проникновение интернета и мобильной связи, долю пользователей соцсетей, индексы развития ИКТ, инноваций и готовности правительств к внедрению ИИ. Авторы сохраняют традиционный нарратив об ИИ как инструменте укрепления демократии, но в то же время говорят о противоречиях и рисках.
Пока одни страны только формируют свою цифровую инфраструктуру, другие уже активно используют ИИ в госуправлении:
🔹 Эфиопия оцифровала 900 госуслуг, включая систему цифрового ID Fayda; биометрия ускорила оформление паспортов и удостоверений;
🔹 ЮАР 75% налоговых проверок проводит с помощью ИИ;
🔹 Тунис обучает 5 000 чиновников работе с ИИ;
🔹 Кения через платформу Sauti ya Bajeti дает возможность гражданам отслеживать бюджет онлайн;
🔹 Сенегал создал языковую модель Awa, адаптированную под локальный язык волоф.
Университеты и исследовательские центры становятся двигателями ИИ-развития на континенте. В Тунисе 13 вузов разработали пятилетнюю стратегию по интеграции ИИ в образование и науку. В Камеруне сообщество Silicon Mountain помогает запускать AI-стартапы, в Гане Google открыл AI Community Centre, а в ЮАР организация Develop AI обучает журналистов этичному использованию ИИ. От Сенегала до Намибии появляются центры по data science и школьные программы, которые делают ИИ частью системы образования и рынка труда.
ИИ «меняет» африканскую журналистику, помогая проверять факты, автоматизировать аналитику и вовлекать аудиторию. Африканский альянс фактчекинга (AFCA) совместно с Meta* запустил инкубатор для СМИ и НПО в Буркина-Фасо, Камеруне, Кот-д’Ивуаре, Мали и Нигере, где обучают фактчекеров работе с контентом на местных языках. (Причем в странах АГС обучают явно не сторонников правительства, а оппозицию).
Но тот же ИИ внезапно стал и источником угрозы. К примеру, во время парламентских выборов в ЮАР в 2024 году в TikTok и X** активно распространялось дипфейковое видео, где Трамп якобы выражает поддержку новой партии uMkhonto weSizwe. Позже выяснилось, что это было переработанное интервью президента от 2017 года.
Обратная сторона прогресса
Главная проблема Африки — не отсутствие технологий, а их неравномерное распределение и контроль над ними. Мы уже писали, что алгоритмы, созданные за пределами континента, плохо распознают африканские языки и не понимают африканскую действительность. Как результат — в Эфиопии во время конфликта в Тыграе платформы не смогли фильтровать посты с явными призывами к геноциду. У них просто не было модераторов, говорящих на местных языках. А в Зимбабве и Уганде системы видеонаблюдения, созданные китайскими компаниями CloudWalk и Hikvision, функционируют в обмен на уже стандартную практику предоставления биометрических данных граждан. Однако передача контроля над данными внешним игрокам — пример того, как формируется data colonialism (surveillance colonialism, он же колониализм данных).
За громкими успехами также стоят и старые системные барьеры. Напомним:
- Только 1% мировых дата-центров находится в Африке.
- Интернетом пользуется лишь 25% населения к югу от Сахары.
- Законы африканских стран о защите данных не адаптированы под новую ИИ-реальность (но процесс внедрения ИИ-урегулирования уже запущен).
Добавьте к этому утечку мозгов и зависимость от иностранного финансирования, и становится ясно, что без собственной инфраструктуры и системы ИИ-регулирования Африка останется лишь потребителем чужих технологий.
* Организация запрещена в РФ
*** Доступ к X заблокирован на территории РФ за распространение недостоверной общественно-значимой информации
Больше аналитики у нас в Telegram: АНО «Колаборатория» https://t.me/colaboratoria