Найти в Дзене
Дикий Журнал

Осенний марафон лучших фотографий природы. WPY2025

В этом году октябрь месяц максимально насыщен событиями в мире природной фотографии. Сразу три крупнейших в мире конкурса природной фотографии объявляют победителей и открывают свои экспозиции. Наша Золотая черепаха, европейский GDT и Лондонский WPY. Не уверен, что такой подход со стороны организаторов идеален.. Ведь, как мы знаем, многие фото-победители кочуют с конкурса на конкурс, и в итоге авторы вынуждены выбирать только один. И выбор в большинстве случаев будет в пользу WPY. Плюс, а точнее минус для фотографии, в том что время когда много людей по всему миру говорят о природной фотографии сжимается до недели, вместо трех. Ну да ладно, мы можем только смотреть и обсуждать новые лучшие фотографии природы. Просматривая фотографии крупнейшего конкурса природы прошедших нескольких лет в первую очередь смущает выбор победителя (фотографа года). Мы видели пчел, головастиков, мечехвостов, окуней и вот теперь гиен. Причем гиен не в привычном большинству виде, а на фоне разрушенной алмазн

В этом году октябрь месяц максимально насыщен событиями в мире природной фотографии. Сразу три крупнейших в мире конкурса природной фотографии объявляют победителей и открывают свои экспозиции. Наша Золотая черепаха, европейский GDT и Лондонский WPY. Не уверен, что такой подход со стороны организаторов идеален.. Ведь, как мы знаем, многие фото-победители кочуют с конкурса на конкурс, и в итоге авторы вынуждены выбирать только один. И выбор в большинстве случаев будет в пользу WPY. Плюс, а точнее минус для фотографии, в том что время когда много людей по всему миру говорят о природной фотографии сжимается до недели, вместо трех. Ну да ладно, мы можем только смотреть и обсуждать новые лучшие фотографии природы.

Просматривая фотографии крупнейшего конкурса природы прошедших нескольких лет в первую очередь смущает выбор победителя (фотографа года). Мы видели пчел, головастиков, мечехвостов, окуней и вот теперь гиен. Причем гиен не в привычном большинству виде, а на фоне разрушенной алмазной шахты. Последней более менее привычной для широкой аудитории фотографией победителем был амурский тигр Сергея Горшкова.

И пусть гиена-победитель относится к очень редкому подвиду. Все последние победители это очень узкие нишевые истории. И сами фотографии не бросаются в глаза, не вызывают восхищения. Они требуют серьезного дополнения в виде информации и описания, чтобы произвести впечатление. Принцип безусловного воздействия фотографии на зрителя тут не работает. По этому у широкой аудитории при виде заглавной фотографии нередко возникает недоумение. При этом ярких, интересных и приковывающих внимание фотографий среди победителей номинаций более чем достаточно.

Конечно я не могу пройти мимо и не поздравить Алексея Харитонова с его прекрасной серией -победителем. Каждая фотография здесь прекрасна и достойна внимания, но вместе они выходят на новый уровень. Это целая жизнь региона переданная через иносказательные на половину абстрактные фотографии-картины. Разные сезоны и разные сюжеты. "Пейзаж в пейзаже" я заметил еще на проходившем зимой Nature photo award, где был в жюри. Но там была одна фотография, а здесь их аж 6.

Но в целом видна обратная закономерность - простые фотографии финалистов впечатляют куда больше чем победители номинаций, а победители номинаций интереснее общего победителя.
Мы видим много темного, иногда почти черного. Ночного. Технически это понятно - сложные съемки, редкие виды, которые предпочитают ночной образ жизни. Но отдавать им тотальное преимущество (среди победителей) - это не правильно. Перекос плох в любую сторону.

Зато если абстрагироваться от решений жюри по местам и отметкам, выборка смотрится разнопланово и интересно. Найти для фотографию можно на любой вкус. Присутствует даже небольшая толика арт-фотографий, обычно не принятых на этом конкурсе. И конечно же никуда не делся блок "диких" фотографий, со сценами поведения, охоты и ее результатами.

Второй блок фотографий, который так же является отличительной чертой именно WPY это журналистика, связанная с охраной природы. Причем в обоих двух своих проявлениях и истории о попытках сохранения природы и печальные примеры ее эксплуатации и разрушения.

И хотя эти фотографии вызывают зачастую сильные эмоции, большинство из них нуждаются в описании для понимания. Неподготовленный зритель, а таких большинство, не понимает что он видит, и не может определить хорошо это или плохо, что недопустимо для охранных номинаций.

Идем дальше. Интересно было отметить существенный рост количества фотографий малых форм - макро насекомых, рептилий и так далее. Еще лет 10 назад этого нельзя было и представить.
Очевидно что это коррелирует с ростом участников из Юго-Восточной Азии, где разнообразие подобных сюжетов просто безгранично. И, что более важно, несет элемент новизны, для европейских зрителей и членов жюри.

Завершить я бы хотел близкими мне подводными фотографиями, но к сожалению в этом году в отличие от предыдущих, их совсем немного. Уже привычные, но тяжелые в съемке розовые дельфины, прекрасные медузы и черепаха. Сомнительную полуразмазанную (или недоразмазанную как посмотреть) акулу я даже упоминать не хочу. Для всемирного конкурса, на планете где 2/3 это вода - пяток картинок из 100 это прям катастрофически мало. Но возможно это небольшой "откат" из-за того что в 3х из 4х последних годах фотографией года была именно подводная.

В завершении я рекомендую все пройти на сайт конкурса и самим посмотреть фотографии победителей (я специально не включал в обзор ряд интересных на мой взгляд фотографий). Почитать описание, так как это действительно важно для понимания. И попробовать выбрать что именно понравилось и не понравилось именно вам.

Тем более что уже можно сравнить выбор WPY с выбором Золотой черепахи. И конечно же ждите в ближайшие пару дней обзор про нее.

А с вами как всегда был Андрей Нарчук и Дикий Журнал