Найти в Дзене
Мастер Творцов

Лучшие Картины Виктора Васнецова. Наш выбор. Часть 1

Виктор Михайлович Васнецов, появившийся на свет 15 мая (годы жизни 1848-1926) в селении с поэтичным названием Лопьял, происходил из семьи священнослужителей. Его отец, дед и прадед посвятили себя служению церкви. В 1850 году, в связи с переходом на новое место службы, Михаил Васильевич перевёз всю свою семью в село Рябово. У Виктора было пятеро братьев, один из которых – Аполлинарий – также стал известным живописцем. Несмотря на раннее проявление таланта, стеснённое материальное положение семьи предопределило его поступление в 1858 году в Вятское духовное училище. Уже в четырнадцать лет Виктор продолжил обучение в Вятской духовной семинарии, куда детей священников принимали на бесплатной основе. Не завершив обучение в семинарии, в 1867 Васнецов решается отправиться в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию Художеств. Испытывая финансовые трудности, он выставляет на продажу две свои работы – «Молочница» и «Жница». Однако деньги за них он получил только спустя несколько месяцев, уже

Виктор Михайлович Васнецов, появившийся на свет 15 мая (годы жизни 1848-1926) в селении с поэтичным названием Лопьял, происходил из семьи священнослужителей. Его отец, дед и прадед посвятили себя служению церкви. В 1850 году, в связи с переходом на новое место службы, Михаил Васильевич перевёз всю свою семью в село Рябово. У Виктора было пятеро братьев, один из которых – Аполлинарий – также стал известным живописцем. Несмотря на раннее проявление таланта, стеснённое материальное положение семьи предопределило его поступление в 1858 году в Вятское духовное училище. Уже в четырнадцать лет Виктор продолжил обучение в Вятской духовной семинарии, куда детей священников принимали на бесплатной основе.

Не завершив обучение в семинарии, в 1867 Васнецов решается отправиться в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию Художеств. Испытывая финансовые трудности, он выставляет на продажу две свои работы – «Молочница» и «Жница». Однако деньги за них он получил только спустя несколько месяцев, уже находясь в Петербурге, в сумме 60 рублей. Добравшись до столицы, юный художник имел в кармане всего лишь 10 рублей. Успешно сдав вступительный экзамен по рисованию, он был зачислен в академию. Около года он посещал Рисовальную школу, где познакомился с Иваном Крамским, в итоге ставшим его наставником.

Виктор Васнецов
Виктор Васнецов

В 1868 году Васнецов начал обучение в Академии Художеств, где подружился с Ильёй Репиным, с которым некоторое время даже делил жильё. Несмотря на интерес к учёбе в академии, он не так и не закончил её, отправившись в 1876 в Париж, где провёл более года. В это время там же находился в командировке и Репин, с которым они продолжили поддерживать дружеские отношения. По возвращении в Москву Васнецов был принят в Товарищество Передвижных Художественных Выставок. К этому периоду его стиль претерпевает значительные изменения. Сам художник переезжает в Москву, где сближается с Павлом Третьяковым и Саввой Мамонтовым. Именно в Москве талант Васнецова раскрывается в полной мере. Ему нравится город, где он чувствует себя свободно и выполняет различные творческие заказы.

Более десяти лет Васнецов посвятил оформлению Владимирского Собора в Киеве, в чём ему помогал Михаил Нестеров. После завершения этой работы Васнецова стали считать выдающимся русским иконописцем. 1899 год ознаменовался пиком его популярности: на своей выставке Васнецов представил знаменитую картину «Богатыри (Три Богатыря)». После революции жизнь Васнецова изменилась, он оказался в другой стране – СССР, что угнетало его. Его картины подвергались уничтожению, а к нему самому относились с неуважением. Однако до конца жизни Виктор Михайлович остался верен своему призванию – он продолжал творить. Умер мастер 23 июля 1926 года в возрасте 78 лет в Москве, так и не закончив портрет своего близкого друга и ученика Михаила Нестерова.

1 картина. «Витязь на Распутье»

«Витязь на Распутье»
«Витязь на Распутье»
  • Дата создания: 1882 год
  • Размеры: 167 х 299 сантиметров
  • Место нахождения: Государственный Русский Музей в Михайловском Дворце (Санкт-Петербург, Россия)

Виктор Михайлович Васнецов с циклом работ, посвящённых сюжетам русских сказок и былин, оказался новатором в этой области изобразительного искусства. За ним закрепилась репутация «художника-сказочника», он настолько проникся духом русской старины и былинного времени, что свой московский дом построил в виде деревянной избы (сейчас там находится мемориальный музей живописца).

Картина «Витязь на Распутье» отчасти является и отражением судьбы самого Васнецова. Будучи признанным художником-передвижником, он, как и его товарищи, исполнял жанровые композиции в духе остросоциальных тем, волновавших общество в 1870-ых-1890-ых годах. Но завладевшая им сказочная тематика диктовала иное развитие творчества. Живописец уходил от проблем современности и погружался в мир русской старины, рискуя быть осужденным.

Выбор пути как один из роковых вопросов человеческой жизни на крупноформатном холсте мастера приобрёл эпическое звучание. Перед камнем-предсказателем согнулся под тяжестью фатального пророчества опечаленный витязь. Зловещий ворон и садящееся красное солнце нагнетают атмосферу. Намеренный отказ от изображения дороги (как выхода из трудности) художником сделан для того, чтобы показать неотвратимость судьбы.

2 картина. «Богатыри (Три Богатыря)»

«Богатыри (Три Богатыря)»
«Богатыри (Три Богатыря)»
  • Дата создания: 1898 год
  • Размеры: 295,3 х 446 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картина Виктора Васнецова под названием «Богатыри (Три Богатыря)» по праву считается настоящим народным шедевром и символом отечественного искусства. Создавалась работа во второй половине XIX века, когда среди русских художников была очень популярна тема народной культуры и русского фольклора. Для многих художников это увлечение оказалось кратковременным, но у Васнецова народная фольклорная тематика стала основой всего его творчества. На картине «Богатыри» изображены три русских богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович – знаменитые герои народных былин.

Исполинские фигуры богатырей и их коней, расположенные на переднем плане картины, символизируют собой силу и мощь русского народа. Этому впечатлению способствуют и внушительные размеры произведения. Над созданием сего творения художник работал почти три десятка лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета карандашом, и с тех пор мастер увлёкся идеей создания уже самой картины. В 1876 был сделан знаменитый эскиз с уже найденной им основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881 по 1898 годы. Готовая работа была куплена Павлом Третьяковым, и до сих пор украшает собой Государственную Третьяковскую Галерею в Москве.

В центре картины изображается Илья Муромец – всенародный любимец и главный герой русских былин. Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов – это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря. Был причислен к лику святых. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца. «Матёр человек Илья Муромец» – говорит былина. А на картине Васнецова мы видим могучего воина и при том бесхитростного открытого человека. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. «А конь под Ильёй лютый зверь» – продолжает сказание. Мощная фигура коня, изображённого на картине с массивной металлической цепью вместо упряжки, свидетельствует именно об этом.

Добрыня Никитич по народным преданиям был очень образованным и мужественным человеком. С его личностью связано много чудес, к примеру, заговорённая броня на его плечах и волшебный меч-кладенец. Добрыня изображён таким, как и в былинах – величавым, с тонкими, благородными чертами лица, подчёркивающими его культурность и образованность. Он решительно вынимает меч из ножен с готовностью броситься в бой, защищая свою отчизну.

Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен. Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник и просто весельчак. В картине много таких деталей, которые характеризуют образы её персонажей. Упряжки коней, одежда и амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Живописец мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли.

3 картина. «Алёнушка»

«Алёнушка»
«Алёнушка»
  • Дата создания: 1881 год
  • Размеры: 173 х 121 сантиметр
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Алёнушка – печальная девочка у пруда – это одна из любимых всеми нами картин Васнецова. Художник удачно использует сказочный сюжет, чтобы раскрыть сложный и неоднозначный русский характер. Грусть девочки очень взрослая. Печаль в её детских глазах граничит с отчаянием. Неубранные рыжие волосы, тёмные глаза, нежно-алые губы формируют собой легко читаемый образ ребёнка с трудной судьбой. В «Алёнушке» совсем нет ничего сказочного и фантастического. Собственно, вся сказочность сюжета подчёркнута лишь одной деталью – группой ласточек, сидящих над головой главной героини. Этим символом (как известно, ласточки символизируют надежду) художник уравновешивает полный тоски образ героини и даёт зрителю надежду на счастливый финал старой русской сказки.

Васнецов наполнил фоновый пейзаж атмосферой тишины и грусти. Отлично удались художнику водная гладь пруда, камыши, осока и ели. Всё неподвижно, тихо, спокойно. Даже пруд отражает героиню очень деликатно, буквально слегка. Чуть трепещут молодые осины. Едва хмурится осеннее небо. Тёмные, зелёные тона пейзажа прекрасно контрастируют с румянцем на лице героини, а осенняя грусть с яркими цветами на юбке Алёнушки. Зритель чувствует: ещё мгновение и сказка продолжится.

4 картина. «Сирин и Алконост»

«Сирин и Алконост»
«Сирин и Алконост»
  • Дата создания: 1896 год
  • Размеры: 133 х 250 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Сирин и Алконост – это два неразлучных символа, пара противоположностей. Горе и радость, несчастье и счастье, чёрное и белое. На картине Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и, одновременно с этим, совершенно разные. Сирин – чёрная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост – светлый вестник радости и наслаждений. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в сад накануне Яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост же напротив, наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Васнецов создаёт удивительно яркие и красочные образы мифических райских птиц. Если у Сирина чёрное оперение, измождённое бледное лицо, полные слёз глаза в чёрных глазницах и закрывающиеся крылья, то у Алконоста светлое оперение, румяное лицо и раскрывающиеся крылья. Сирин завершает старое, Алконост же начинает новое. Ветки, на которых сидят девы-птицы, растут из одного дерева на одном уровне, однако по разные стороны от ствола. Слева, а эта сторона у славян всегда была «дурной», но связанной с сердцем, расположилось воплощение печали и увядания. Справа, с хорошей стороны, воплощение надежды, радости и наслаждения.

Задним фоном для картины стало утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, тёмная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин обращена в прошлое, Алконост уже вся в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы – они вечные спутницы жизни каждого человека, способные умерить слишком сильную радость или облегчить неподъёмное горе. Великая гармония жизни.

5 картина. «Иван-Царевич на Сером Волке»

«Иван-Царевич на Сером Волке»
«Иван-Царевич на Сером Волке»
  • Дата создания: 1889 год
  • Размеры: 249 х 187 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картина Васнецова под названием «Иван-Царевич на Сером Волке», несомненно, самое сказочное произведение русского изобразительного искусства. В основе её сюжета лежит захватывающая народная сказка. Царевич с похищенной Еленой Прекрасной убегают от погони на верном Сером Волке. Тревожно всматривается царевич в дремучий лес, уверенно и крепко держит он Елену. Похищенная же полностью покорилась своей судьбе. Прижавшись к своему похитителю, она старается не смотреть вокруг, напуганная самим похищением, лесом и волком. Серый Волк вызывает у зрителя особый интерес. У Волка особенные глаза – человеческие. Перед нами оборотень, или волколак, как его называли славяне издревле. Однако нет в его облике ничего кровожадного или дикого. Его образ полон преданности, отваги и даже самопожертвования.

Быстро летит Серый Волк по лесу. Если внимательно приглядеться, то видно, что вся группа героев словно парит над лесным болотом, окружённым дремучим и зловещим лесом. Оживляют окружающий пейзаж болотные лилии и цветущая яблоня. Откуда взялась яблоня возле лесного болота? Сия деталь отсылает зрителя к сюжету сказки, в которой именно с яблони, приносящей золотые яблоки, всё и началось. Сказочность сюжета подчёркивает одежда главных героев. Расшитый золотом кафтан царевича прекрасно гармонирует с голубым шёлковым одеянием Елены. Золотой и голубой цвета в славянской мифологии были крепко связаны с горним миром, магией и чудесами. Серый Волк отнюдь не серый, его шерсть золотисто-коричневого цвета, она словно повторяет цвет одежды царевича, которому зверь и служит. Вся картина наполнена неким загадочным мерцанием, чудом, самой сказкой.

6 картина. «Ковёр-Самолёт»

«Ковёр-Самолёт»
«Ковёр-Самолёт»
  • Дата создания: 1880 год
  • Размеры: 165 х 297 сантиметров
  • Место нахождения: Нижегородский Государственный Художественный Музей (Нижний Новгород, Россия)

Ковёр-самолёт – мечта любого маленького ребёнка. В этом сказочном предмете заключено вечное стремление человека к полёту. На картине Васнецова этот волшебный предмет напоминает гигантскую птицу, распростёршую свои крылья над бескрайними просторами. На ковре Иван-Богатырь со своей добычей – клеткой с Жар-Птицей. Богатырь уверенно держится на летающем подарке Бабы Яги, крепко сжимает в руках клетку. Он спокоен и сосредоточен, готов к новым испытаниям и непростым заданиям. Сопровождают полёт три совы – вполне вероятно, это посланницы Бабы Яги, хозяйки ковра-самолёта. Они указывают путь, а может быть, и приглядывают за подарком.

В отличие от богатыря на ковре, пейзаж в картине безжизненный и унылый: лениво текущая река, тёмно-зелёные берега и редкие деревья. Так художник противопоставляет реальный мир (обычный, лишённый привлекательности и разнообразия) и мир сказочный (многоцветный, яркий, энергичный). Ковёр-самолёт с героем изображён на фоне белого облачного неба, что сильнее подчёркивает яркость и многоцветие как самого ковра, так и одежды богатыря, а главное – Жар-Птицы, сияющей, словно само солнце.

7 картина. «Богатырь»

«Богатырь»
«Богатырь»
  • Дата создания: 1870 год
  • Размеры: 25,5 х 21,1 сантиметра
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Перед нами русский богатырь на боевом коне. Экипировка богатыря и его одежда лишены всякой роскоши, красоты. Всё очень просто, ничего лишнего. Тёмно-синий кафтан, шлем, светлые порты, мягкие, но прочные кожаные сапоги и рукавицы. Просто и боевое оснащение богатыря: меч, лук, булава. А вот уздечка коня, напротив, богато украшена, что явно показывает нам отношение витязя к своему боевому другу. И всадник, и конь под стать один другому. В обоих чувствуется сила, мощь и отвага. Пейзаж акварели играет роль цветового фона. Широкие степные просторы пусты, они лишены всякой растительности. Зеленоватые облака уныло висят над степью. Тишина.

Сложив руку «трубочкой», тревожно вглядывается в эту тишину богатырь. Смирный конь тоже слушает степь. Можно с уверенностью утверждать, что акварель «Богатырь» – это лишь набросок, эскиз, проба кисти. Черты лица богатыря лишены индивидуальности, схематичен и пейзаж. Автор осторожно экспериментирует, постепенно формируя главную свою идею: создание картины о богатырях-защитниках, героях древних русских былин и сказаний. Позже сия зарисовка ляжет в основу знаменитой картины «Богатыри (Три Богатыря)».

8 картина. «С Квартиры на Квартиру»

«С Квартиры на Квартиру»
«С Квартиры на Квартиру»
  • Дата создания: 1876 год
  • Размеры: 54 х 67 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Картина наполнена безысходностью и пессимизмом. Серая Петербургская поздняя осень, по набережной бредёт пара стариков со своим нехитрым скарбом в руках. Судя по одежде, перед нами семья мелкого чиновника. Предстоящая зима, удорожание квартирной платы, скромный пенсион – всё это заставило пожилую пару искать себе жильё подешевле. Судя по взгляду старика, осторожно брошенный им на свою жену, он чувствует себя виноватым в случившемся. Старуха непроницаема и сконцентрирована на дороге. Своих хозяев сопровождает верная собака, такая же старая, такая же обречённая и такая же покорная судьбе.

Фоном творения выступают силуэты Петропавловской крепости, уже замёрзшая река Нева и остов старой лодки. Васнецов подсказывает зрителю маршрут перемещения героев: судя по положению Петропавловского собора, старики переезжают с Васильевского острова на более дешёвую Петроградскую сторону. Серое небо, серо-жёлтый снег, проталины на Неве, летающие над проталинами чайки. Удручающий пейзаж лишь подчёркивает печальность сюжета.

9 картина. «Книжная Лавочка»

«Книжная Лавочка»
«Книжная Лавочка»
  • Дата создания: 1876 год
  • Размеры: 84 х 66,3 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Тёплый летний погожий денёк, рыночная площадь небольшого городка. У книжной лавочки собрались немногие зеваки. Лавочка рассчитана на простого покупателя, на крестьян. Поэтому на прилавке: лубочные картинки, листы со сказками и бумажные иконы. Среди потенциальных покупателей представители разных сословий и возрастов. В самом центре композиции единственный покупатель: уверенный мужик с топором за поясом. Он держит в руках большую лубочную картинку. С видом знатока, мужик рассматривает понравившуюся ему картинку. Судя по всему, совсем скоро она украсит его избу.

Следом за мужиком стоит приходской священник с сыном. Батюшка комментирует картинку, одобряя выбор покупателя. За спиной духовного наставника две любопытствующие бабы внимательно слушают его комментарий. На переднем плане творения мальчишки читают выставленные сказки на листах. Хозяин лавки суров. Дела его идут явно не лучшим образом, поэтому всё его внимание приковано к покупателю. А вокруг солнце, голуби на крыше, ясное небо. Лето для крестьян – это совсем не сезон для чтения. Этим они займутся зимой. А пока у книжной лавочки в основном лишь зеваки, да любопытные мальчишки.

10 картина. «Военная Телеграмма»

«Военная Телеграмма»
«Военная Телеграмма»
  • Дата создания: 1878 год
  • Размеры: 62 х 79,7 сантиметров
  • Место нахождения: Государственная Третьяковская Галерея (Москва, Россия)

Группа горожан у новой телеграммы с обзором военных новостей. Таков сюжет картины Васнецова под названием «Военная Телеграмма». Среди горожан есть отставной полицейский, девушка «из образованных», мужики-рабочие, извозчик и пара благородных господ. Военные новости интересуют всех. Один читает вслух, другие же внимательно его слушают.

Единственная на картине девушка стоит в центре группы. Лицо испуганное, растерянное. Возможно, нынче воюет её жених или брат. Остальные все, независимо от положения в обществе, внимательно слушают «чтеца». Новости не радуют, а тревожат. Идёт дождь, однако, зонтик лишь у одного из присутствующих. Остальные его не замечают. Мокрая мостовая нечётко отражает серую и унылую улицу. Война незримо присутствует на этой картине. Художник неслучайно использует невыразительные, тусклые цвета: серый и коричневый. Они создают атмосферу напряжения и страха.

Продолжение художественного искусства кисти Виктора Васнецова подготовлено для вас на этих страницах: вторая часть обзора и третья часть обзора.