Золотая мечта человечества — создать лекарство от всех болезней. Неужели мы не можем надеяться на изобретение чудо-средства хотя бы от самых злых болезней, например, от рака? Приблизят ли нас к мечте онковакцины, над созданием которых работают сегодня ученые мира? Об этом aif.ru рассказали молекулярный биолог, руководитель отдела исследований и разработок в Национальном центре генетических исследований, преподаватель Высшей школы экономики Валерий Полуновский и врач-онколог, кандидат медицинских наук Вадим Гутник.
«В основе разрабатываемой вакцины против рака — не универсальный укол от всех опухолей, а персональная тренировка иммунитета на индивидуальные мишени самой опухоли пациента, — разъясняет Полуновский.— Сама эта возможность появилась благодаря развитию генетических технологий, молекулярной и клеточной биологии в нашей стране. Онковакцина — это мировой уровень персонализированной медицины. Такой подход позволяет существенно повысить излечиваемость ряда онкологических заболеваний при минимально возможных токсических эффектах во время терапии».
Как это будет работать
Препараты, основанные на матричной рибонуклеиновой кислоте (мРНК), начали активно применяться в период ковида. А теперь разработка МРНК вакцины была пущена на борьбу с еще более коварной и куда более древней болезнью.
По словам Полуновского, генетические технологии работают на каждом этапе, начиная с диагностики и создания вакцины и заканчивая этапом наблюдения и коррекции лечения. Сначала идет диагностический этап. Материал опухоли пациента секвенируют (считывают последовательность ДНК), дополняют транскриптомикой — анализом РНК-молекул. Так выявляют уникальные для данной опухоли мутации, по которым иммунная система сможет узнавать патологически изменённые клетки. Эти же данные позволяют онкологам оценить маркёры иммунного ответа (микросателлитную нестабильность и суммарную мутационную нагрузку опухоли). А если говорить простым языком, то эти данные помогут прогнозировать эффективность иммунотерапии для конкретного пациента.
Дальше — этап конструирования лечебного препарата. В вакцину на основе М-РНК «упаковывают» персональный набор антигенов, чтобы обучить Т-лимфоциты распознавать конкретную опухоль.
А после введения терапии пациент регулярно проходит молекулярно-генетический контроль, в том числе анализ на циркулирующую опухолевую ДНК в крови. Это позволяет отслеживать эффективность терапии и на ранних этапах выявлять резистентность к препарату.
Инструкция для киллера
По словам онколога Гутника, принцип работы у препарата следующий: вакцина должна передать клеткам-киллерам организма «инструкцию» по производству необходимого антигена. Антиген — это белок, который находится на опухолевых клетках конкретного пациента. В результате внедрения вакцины возникает реакция между антигеном и антителом. Введенный извне антиген не только вооружает нашу иммунную систему, но и обучает ее борьбе против опухоли. Матричная РНК в данном случае выступает в роли копии гена, несущего информацию о структуре конкретного белка. Она подходит к этому белку, как ключ к замку. После ее введения матричная РНК вакцина заставляет клетки этот самый антиген производить.
Главное отличие этой вакцины от других — в том, что в организм вводится не сам антиген, а лишь матричная РНК — основа для синтеза антигена, который будет вырабатывать сама наша иммунная система. Далее вакцина нацеливает иммунную систему на конкретные раковые клетки. Второе преимущество этой вакцины, по словам эксперта, в высокой скорости ее создания. Поскольку вакцина является персонализированной, то есть, готовится для каждого пациента отдельно, то, что скорость ее создания составляет всего 2-3 недели, это очень важно. Ведь рак ждать не будет, и надо действовать на опережение.
Наберемся терпения
Говорить об эффективности персональной онковакцины можно будет только после завершении всех стадий клинических испытаний. Но если испытания завершатся успешно, то эту вакцину можно будет считать прорывом мировой медицины в целом. «Лично я считаю эту разработку весьма перспективной, и предполагаю, что она будет обладать самой широкой областью применения в практике», — говорит эксперт, и добавляет, что, несмотря на радужные надежды, минусы у вакцины тоже есть. «Недостатком является, прежде всего, сама структура матричной РНК, — объясняет Гутник — Она очень хрупкая. И поэтому направить ее прямо в клетку очень сложно. Именно над решением задачи, как доставить антиген непосредственно в пораженную клетку, сегодня и идет активная работа. Сейчас в мире проходит более 100 клинических исследований в этом направлении, и все медицинское сообщество очень ждет результатов, надеясь на успешные испытания и долгожданное внедрение вакцины».
Новая логика лечения
«Важно понимать, что такой подход — на переднем крае мировых биомедицинских технологий, — говорит Полуновский — За рубежом индивидуализированные антигенные вакцины на основе мРНК только дошли до поздних стадий клинических испытаний».
Тем не менее, уже сегодня ясно, что мы стоим на пороге новой логики персонализированной медицины в онкологии. Будущее — не за стандартизированными протоколами, а за персонализированной терапией, которая, тем не менее, будет подбираться строго по протоколу: сначала исследуется геном опухоли, потом подбирается иммунный препарат, далее идёт ведение пациента по молекулярно-генетическим маркёрам. Именно поэтому эта разработка мирового уровня, где геномные технологии становятся не только основой скрининга и диагностики, но и производственным цехом по созданию специализированных препаратов под конкретного человека, а не среднего пациента.
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo