В этом году мы были посвободнее и имели возможность просто погулять по Улан-Удэ.
Кажется, ничего не изменилось: центр все так же перекопан, передвигаться по нему неудобно ни пешком, ни на машине, площади Советов и Театральная все так же помпезно красивы, улица Ленина – местный Арбат - по-прежнему полон праздных прохожих, а буузы в «Шэнэхэнских буузах» до сих пор держат марку…
В Бурятии мы были прошлой осенью, визит получился насыщенный событиями и встречами (о той поездке тут), даже удалось исполнить мою давнюю мечту и посетить Иволгинский дацан и своими глазами увидеть ламу Итигэлова (об этом тут).
Но в столице Бурятии много и других интересных мест, мы впервые, например, побывали в музее города. Там нам рассказали об истории основания Улан-Удэ, об интересных людях, которые много сделали для города в начале его становления. Музей небольшой, но занимает красивое историческое здание, которое интересно хотя бы тем, что в нем останавливался цесаревич Николай во время своего кругосветного путешествия.
После музея сразу отправились искать место, откуда «начался» город. Нам о месторасположении первого острога рассказала экскурсовод, и мы без особого труда нашли эту локацию. Сейчас тут установлен памятный крест. Тут красиво, но частный сектор портит впечатление от этого знакового для города места. В идеале хорошо бы убрать эти разнородные постройки и разбить на высоком берегу сквер со смотровой площадкой. Да и вообще не мешало бы городу убраться до зимы, хотя бы подмести улицы и тротуары вокруг условно туристических локаций: у памятника герою национального эпоса Гэсэру, например, и у театра бурдрамы…
Но Бурятия – это не только ее столица, Улан-Удэ. Это поразительной красоты природа, по дороге смотришь во все глаза, пейзажи за окном автомобиля просто шикарные, приходится время от времени останавливаться, чтобы запечатлеть их на память.
На пути в Иркутск мы решили узнать Бурятию получше и остановились в городке Бабушкин. До 1941 г. он назывался Мысовск. Городок совершенно небольшой, непонятно даже, почему он считается городом. Население здесь чуть больше 4 тысяч человек. Однако история у Бабушкина такая, что иному городу стоит позавидовать. Поселение Мысовск было основано во второй половине 18 века как наиболее удобный логистический пункт на Великом Чайном пути – из Китая товары шли в Кяхту и потом оказывались тут. Мысовск стал крупной перевалочной базой. Кяхтинские купцы даже построили здесь пристань, и городок стал портовым. Не зря же на гербе города изображена ладья, нагруженная тремя тюками.
В 1900 году в городе появилась железнодорожная станция Мысовая. Но со строительством железной дороги возникли сложности, байкальский участок оказался трудоемким, и было принято решение «замкнуть» маршрут с помощью паромов с поездами, курсировавших между портом Байкал и Мысовой. Для этого в Великобритании компанией «Армстронг и К» из сименс-мартеновской стали были построены 2 корабля, ледоходы «Байкал» (грузовой) и «Ангара» (пассажирский). «Байкал» - гордость британцев, на то время второй по величине и грузоподъемности в мире! Он перевозил 27 груженых вагонов с паровозом и 300 пассажиров. К сожалению, до нашего времени не дожил ни сам «Байкал», ни уникальный пирс, на который из ледохола выходил железнодорожный состав. «Ангару» же можно увидеть в Иркутске, это музей.
Та же компания «Армстронг и К» построила маяки для этой паромной переправы. Один из них был установлен в 1900 году в Мысовске, а другой, точно такой же, - в Порту Байкал, на западном берегу.
Также в Мысовске была станция императорской почты, пересыльная тюрьма, лазарет Красного Креста… Были здесь и гастарбайтеры - из Италии. Их, специалистов по работе с камнем, приглашали сюда строить тоннели и опорные стены. Эти стены, каменные карманы для отвода воды, опоры из камня, изготовленные итальянскими каменотёсами, до сих пор можно увидеть на железной дороге в районе Бабушкина. Но и за более мелкие работы они тоже брались. Например, 7-метровое каменное основание маяка тоже выполнено итальянскими специалистами.
В период революции 1905-1907 гг. Мысовск был одним из центров революционного движения в Забайкалье. В январе 1906 г.здесь были расстреляны шестеро революционеров, в том числе И.В.Бабушкин. Памятник в честь людей, отдавших жизни за «светлое будущее» был установлен на месте казни, но позже он был перенесен и до сих пор стоит в центре города.
Не остался в стороне от политической жизни Мысовск и в годы установления Советской власти в регионе. В 1918 г. город захватили белочехи. А дальше понеслось – Мысовск оккупировался американцами, японцами, унгерновцами, семёновцами, каппелевцами…
Нынешнее название – Бабушкин – город получил в 1941 году в честь расстрелянного здесь революционера. Но станция по-прежнему называется Мысовая.
Прогуливаясь по городку, тихому и почти безлюдному, сложно представить, что чуть больше ста лет назад здесь кипела жизнь, в больших объемах перемещались дорогие товары, строились сложные инженерные сооружения, работали самые современные ледоходы…
Интересный демографический факт мы услышали от сотрудницы местного краеведческого музея, человека увлеченного и интересующегося историей своего края: в Мысовске до революций проживала многочисленная еврейская диаспора, полторы тысячи человек. Учитывая общую численность населения городка в то время, не более 6 тысяч человек, это довольно много. Тут уместно вспомнить, что в столице Еврейской автономной области процент титульного населения нынче не более 1% (о ЕАО мы писали тут).
Двигаясь по трассе «Байкал» в сторону Иркутска, надо обязательно свернуть с нее и заехать в Танхой, небольшой поселок, расположенный вдоль берега Байкала. Здесь работает визит-центр «Заповедный Байкал», есть гостевые дома с видом на озеро. К сожалению, наш приезд в Танхой совпал с сильным снегопадом, дорожная ситуация на пути следования ухудшалась на глазах, и мы торопились проехать критические участки. Поэтому пришлось отложить посещение отличного по отзывам музея Байкала, ограничившись краткими прогулками к Ступе Совершенной Победы и на мыс к нерпам – скульптурной композиции с этими символами Байкала.
Мы покидаем Бурятию и едем дальше, но обязательно еще не раз сюда вернемся. Здесь очень красивая природа, вкусная еда, целебные воды, дарящие здоровье, интересная история и хорошие люди.