Найти в Дзене
Кризистан

"Работают 3 месяца в году". Как живут абхазы на деньги от туризма

Считать чужие деньги всегда легче, чем свои. Многие россияне уверены, что абхазы отлично пользуются своим географическим положением и за сезон зарабатывают миллионы на отдыхающих. Работают 3 месяца в году, а остальные 9 отдыхают. А что на самом деле? Мы поговорили с хозяевами нескольких гостевых домов, и я попытаюсь дать общую среднюю картинку — как есть. Формально это четыре месяца — с середины-конца мая по середину-конец сентября. Смотря как повезет с погодой. Иногда она радует до середины осени, но это бывает редко. Чаще весь в июне море еще холодное, а в сентябре приходят дожди, превращающие чистую воду в нечто неприглядное. Высокий сезон в Абхазии — это всего 60 дней июля и августа. Поскольку курорт имеет репутацию семейного, отдыхать на море приезжают с детьми. А у детей, как известно, отпуск ограничен календарными каникулами, и 1 сентября приходит время учиться, а не гулять. В итоге максимальная заполненность абхазских гостевых домов и отелей достигается только в июле-августе. В
Оглавление

Считать чужие деньги всегда легче, чем свои. Многие россияне уверены, что абхазы отлично пользуются своим географическим положением и за сезон зарабатывают миллионы на отдыхающих. Работают 3 месяца в году, а остальные 9 отдыхают. А что на самом деле? Мы поговорили с хозяевами нескольких гостевых домов, и я попытаюсь дать общую среднюю картинку — как есть.

Сезон на Чёрном море не такой уж длинный

Формально это четыре месяца — с середины-конца мая по середину-конец сентября. Смотря как повезет с погодой. Иногда она радует до середины осени, но это бывает редко. Чаще весь в июне море еще холодное, а в сентябре приходят дожди, превращающие чистую воду в нечто неприглядное.

Высокий сезон в Абхазии — это всего 60 дней июля и августа. Поскольку курорт имеет репутацию семейного, отдыхать на море приезжают с детьми. А у детей, как известно, отпуск ограничен календарными каникулами, и 1 сентября приходит время учиться, а не гулять. В итоге максимальная заполненность абхазских гостевых домов и отелей достигается только в июле-августе. В середине сентября, когда мы покидали гостеприимный Сухум, свободно было уже больше половины номерного фонда.

Абхазия, мы приехали! Все фото в статье из семейного архива за сентябрь-2025, копирование запрещено
Абхазия, мы приехали! Все фото в статье из семейного архива за сентябрь-2025, копирование запрещено

Для абхазских семей, занимающихся отельным бизнесом, лето — не просто время для работы от зари до зари. Это финансовый год, упакованный в 60-90 дней. Пока улицы курортных поселков заполняются машинами с российскими номерами, пляжи — шезлонгами, а рестораны и столовые — едоками, на банковские карты местных жителей стабильно поступают может и скромные по сравнению с каким-нибудь Монако, но жизненно важные переводы.

А потом наступает сентябрь. Гости разъезжаются, и начинается главная головоломка: как растянуть заработанное за три месяца на весь оставшийся год.

«Высокие заработки» в высокий сезон

Возьмем для примера семью из пригорода Сухума, владеющую небольшим гостевом домом на 10 номеров. В пик сезона стоимость номера — 2000-2500 рублей в сутки. При стопроцентной заполняемости за два месяца высокого сезона можно выручить около 1,2 миллиона рублей. Половинная заполненность за два месяца «вялого» сезона даст еще 600 тысяч. Итого 1,8 млн рублей.

Цифра кажется внушительной, пока не начинаешь вычитать расходы и не вспоминаешь, что это годовой заработок. Зимой почти никто не работает, а весь имеющийся спрос покрывают крупные гостиницы и отели.

Столовые для туристов – тоже малый летний бизнес
Столовые для туристов – тоже малый летний бизнес

В расходы обычно входит:

1. Налоги. Абхазские гостевые дома работают на УСН, ставка похожа на нашу, 6%. Малые предприниматели выбирают эту систему не только из-за низкой ставки, но и потому что на УСН не платят налог на прибыль, на имущество и НДС (кроме некоторых исключений). Считаем от 1,8 млн и получаем, что отдать придется 108 тысяч рублей.

2. Коммуналка. Да, тарифы там символические по сравнению с нашими. Но за курортный сезон набегает 80-100 тысяч, а за оставшиеся 9 месяцев еще 35-50 тысяч. Возьмем по минимуму, 115 тысяч рублей.

3. Зарплата персоналу. В семейных гостевых домах хозяева обычно работают сами, но во время пикового спроса нужны дополнительные руки. Приходится нанимать помощников. На 10 номеров достаточно одного сотрудника, и это еще примерно 80 тысяч расходов.

4. Если в гостевом доме есть завтраки, расходов больше — деньги уйдут на поддержание в порядке кухни и закупку продуктов. Причем большой разницы в цене между домом с завтраком и без я не заметил. Иногда без угощений дороже, чем с ними. Завтрак — скорее бонус, чтобы обеспечить ту самую стопроцентную заполняемость, о которой я говорил выше. На продукты и кухню со слов хозяйки гостевого дома уходит около 200 тысяч за сезон.

Считаем расходы: 108 +115 +80 + 200 = 503 тысячи рублей. То есть от 1,8 млн «чистыми» останется 1,3 млн рублей. И это в том случае, если не было никаких непредвиденных ремонтов и замен мебели после постояльцев (бывает и такое).

Пока мы наблюдаем за фонтанами, абхазы работают не покладая рук. Сами они могут искупаться за сезон буквально несколько раз – некогда
Пока мы наблюдаем за фонтанами, абхазы работают не покладая рук. Сами они могут искупаться за сезон буквально несколько раз – некогда

Хорошая прибыль, скажете вы. 1,3 миллиона — чем плохо? Как по мне, это не прибыль, а весьма скудный бюджет на семью на оставшиеся до следующего сезона 9 месяцев.

На самом деле семье от этой суммы останется сильно меньше

Осенью, с конца сентября по декабрь, абхазам приходит время платить по счетам и готовиться к зиме. Нужно успеть сделать всё, что нужно, пока не кончились деньги и не начались дожди.

И тут оказывается, что на ремонт крыши и покраску фасада нужно 100 тысяч, на закупку новых простыней, пододеяльников, полотенец и посуды — еще 80 тысяч. На заправку и/или ремонт, а то и замену кондиционеров, обновление бытовой техники — еще сотня. На косметический ремонт в номерах — еще 50, если делать его потихоньку зимой своими силами.

Считаете? Вычитаем 100 + 80 + 100 + 50 = 330 тысяч. Если не обновлять ничего и сэкономить, в следующем сезоне пойдут жалобы: то чайник сломался, то кондей не холодит, то чашек в номере нет. В итоге все равно придется потратиться, только позже, попутно собрав неприятные отзывы, способные помешать успешному бизнесу.

И вот уже от заработанных «чистыми» 1,3 млн осталось меньше миллиона. И на эти деньги нужно содержать семью до следующего июня. Абхазская хозяйка поделилась, что все крупные траты для собственного, а не гостевого дома в их семье стараются сделать до нового года, пока деньги есть. Покупают одежду, занимаются ремонтом машины, оплачивают учебу детей. И хорошо, если к январю в семейной кассе осталась треть от летнего дохода!

А в январе начинается режим строгой экономии

Сентябрь, туристов уже негусто. Зимой пустеют пляжи и... кошельки
Сентябрь, туристов уже негусто. Зимой пустеют пляжи и... кошельки

Зима для абхазов — самые сложные месяцы. Туристов нет, случайных заработков тоже. Живут на то, что осталось, и на российские пенсии бабушки или дедушки (у кого они есть — примерно половина абхазов пенсионного возраста их получают за выработанный в советские времена стаж).

В это время в абхазских семьях экономят на всём, кроме еды. Свои мандарины, фасоль, зелень с огорода и домашние заготовки становятся основой рациона. Крупные покупки обычно откладывают. Новая стиральная машина или телефон — это уже цель на следующий сезон.

В абхазских магазинах распространена продажа «авансом». Когда вещи и продукты дают в долг, записывают в тетрадочку, а в июне — с первых околотуристических доходов — можно за них рассчитаться. В «аванс» товары дают не всем, конечно. Но в Абхазии настолько сильны связи и общинность, что родственники и знакомые не откажут, а воспитание и совесть не позволят заемщику проигнорировать долг.

Но самое сложно время для абхазов — весна

Пока еще много неухоженной прибрежной недвижимости, не все дома стали гостевыми
Пока еще много неухоженной прибрежной недвижимости, не все дома стали гостевыми

Весной обычно идет большая маркетинговая работа. Нужно обеспечить присутствие на Авито, Яндекс.Путешествиях и в других туристических агрегаторах. Работать с группами в соцсетях, чтобы со стороны подбирающих варианты для отпуска не только праздный интерес, но и реальные бронирования, которые впоследствии будут генерировать доход. Не все справляются самостоятельно, некоторым приходится оплачивать услуги маркетолога.

За месяц-полтора до начала сезона нужно успеть всё, на что не хватило денег или времени осенью. И тут просто отлично, если к желанию вести бизнес прилагаются умелые и работящие руки! Иначе за всю подготовку тоже придется платить.

Клумбы и красивая растительность вокруг сами собой не образуются, несмотря на благоприятный климат. Побелка деревьев, приведение в порядок территории, покос травы, подправка плитки, если после зимы ее повело — труда на участке обычно много. К маю от денег с прошлого сезона уже ничего не остается, так что перед сезоном абхазы работают бесплатно. За надежду, что летом приедет турист, и вся подготовка к его прибытию вернется сторицей.

А если не приедет? А вдруг погода подведет или море будет грязным? Один провальный сезон из-за дождей или других независящих от хозяев причин — и семья уходит в глубокий минус, выкарабкиваться из которого придется несколько лет.

В общем, нет такого малого бизнеса, в котором денег были бы золотые горы. За каждым небольшим, но успешным и радушным гостевым домом стоит тяжелый труд и экономность его владельцев. Их умение вложить время, деньги и душу в любимое дело.

Сколько у абхазов продукты стоят — покажу в следующей статье. От некоторых цен я буквально оторопел. Вопросы и мифы по цифровому рублю оставляйте под предыдущим материалом:

Все разберем здесь (что можно) и в телеграм (что подцензурно), подписывайтесь! Ваши лайки и донаты помогают каналу не закрыться, уступив место нейроботам.