Найти в Дзене

КамЛитТур. Путешествие от А до Я. «Языки Lavы»

Два года назад мы спросили наших читателей: «Знакомы ли вы с камчатской художественной литературой?» И пригласили всех в путешествие по страницам книг и биографий камчатских прозаиков и поэтов. Каждый месяц нас ждала новая буква алфавита и новый автор. «А» – Кирилл Алейников, «Б» – Нина Бережкова-Поротова… «Ж» – Михаил Жилин… «П» – Леонид Пасенюк и далее по алфавиту. Сегодня настала пора прощаться. Наша рубрика подошла к своему логическому завершению. На очереди многозначительная буква «Я». И с книжной полки на нас смотрит не автор-одиночка, а целая дерзкая и весьма уверенная в своих силах компания. Это «Языки Lavы» – сборник молодых камчатских прозаиков и поэтов. «Идея создания… Идея витала в воздухе. В то время, в начале нулевых, у нас на Камчатке возникло сразу большое количество молодых и юных талантливых писателей. В библиотеке собирался клуб НеоЛит, многие вошли в этот клуб. Это было время литературного бурления. Выпускались какие-то самиздатовские журналы, сборники. Молодежь был

Два года назад мы спросили наших читателей: «Знакомы ли вы с камчатской художественной литературой?» И пригласили всех в путешествие по страницам книг и биографий камчатских прозаиков и поэтов. Каждый месяц нас ждала новая буква алфавита и новый автор. «А» – Кирилл Алейников, «Б» – Нина Бережкова-Поротова… «Ж» – Михаил Жилин… «П» – Леонид Пасенюк и далее по алфавиту.

Сегодня настала пора прощаться. Наша рубрика подошла к своему логическому завершению. На очереди многозначительная буква «Я». И с книжной полки на нас смотрит не автор-одиночка, а целая дерзкая и весьма уверенная в своих силах компания. Это «Языки Lavы» – сборник молодых камчатских прозаиков и поэтов.

«Идея создания… Идея витала в воздухе. В то время, в начале нулевых, у нас на Камчатке возникло сразу большое количество молодых и юных талантливых писателей. В библиотеке собирался клуб НеоЛит, многие вошли в этот клуб. Это было время литературного бурления. Выпускались какие-то самиздатовские журналы, сборники. Молодежь была очень активной, не всех устраивали те сборник, которые выходили. Молодежь хотела бунта… Хотелось, чтобы этот сборник не был похож на другие. Чтобы он стал голосом нашего поколения. Участники клуба НеоЛит и другие приносили свои работы. Мы отбирали. Я, Ирина Ким, Елизавета Мельник и наш старший товарищ – Геннадий Барков. Периодически мы воевали, спорили, кричали друг на друга. Например, из-за отсутствия запятых у Дмитрия Юсупова или мрачных сюжетов Василия Ширяева. В итоге получился очень хороший сборник. Я до сих пор считаю, что это один из самых сильных сборников того времени».

• Екатерина Самсонова (Козина). Вольное изложение авторского сообщения.

• Геннадий Барков. Ирина Ким. Екатерина Козина. Три редактора – три вступительных слова, три взгляда на поколение и его творчество.

• Геннадий Барков – осторожно-оптимистичный. Говорит о государственной пользе и государственной поддержке. Выражает надежду, что этот сборник не станет последним. Ведь только так молодежь будет «видеть ясную цель своего литературного труда».

• Ирина Ким – резкая, порывистая, яркая. Пишет о времени и потерянном поколении. Поколении, которое пережив 90-е, встало на ноги и нашло в себе силы создать свой мир, свою музыку, свою литературу.

• Екатерина Козина – вдумчивая и рассудительная. Говорит об авторах и самом сборнике. Приоткрывает для нас двери «литературной кухни». Молодая и талантливая, показывает зубы и твердо отвечает «старшим товарищам».

«Когда мы начали работу над альманахом, возникла одна проблема. Негласно предполагается, что в областном издании обязательно должны присутствовать произведения, посвященные “нашей прекрасной природе”, “нашему прекрасному городу” и “нашей замечательной малой родине”». У нас нет краеведческих рассказов, у нас нет восхвалений. Мы видели свою задачу в ином – представить молодых авторов и их произведения. А каким видят этот мир писатели – это уже другой вопрос».

Разные мысли, разные подходы. Но одно ясно точно – в этом бурлящем котле каждый нашел свое место. Есть место и лирическим стихам Анастасии Тетрад, и жесткой социальной поэзии Ирины Ким, и мистическим стихам Алексея Бароненко, и городской романтике Артема Романова и многим другим – разным и непохожим друг на друга. И есть проза…

АРТЕМ РОМАНОВ

ОСЕНЬ

Мне на закате ни разу не было грустно,

и в душе не менялось ни цвета.

Какая муха укусила меня,

что я заболел всем этим?

Скажете, любовь?

Да какая там, к чёрту!

У такого, как я,

ничего подобного не найдётся.

Не склонен

к душевному стону.

Тогда, сердце,

в какую ты рвёшься погоню?

Зачем задыхаешься? Уймись ты!

Что тревожит?

Грязь и жёлтые листья.

Вспомнил! Ещё один год прожит.

ИРИНА КИМ

НИЗ-ЧЕТА

Мир на шелковой скатерти

А вместо стола – табурет

Я не стояла на паперти

И не просила обед

В нечаянной радости

Не заводила дружков

Но сколько еще мне маяться

Сколько пройти шажков

По замыслу чтобы строиться

И по запросам жить

Чтобы опять не каяться

И мыслями не крошить

Чтоб воедино собрано

Совесть и божий дар

Не случайно кому-то продано

И куплено невзначай.

Я не спала на улице,

Не торговала собой

Но почему-то совестно

И в сердце собачий вой.

ЕЛИЗАВЕТА МЕЛЬНИК

ГОРОД

Чуть-чуть тишины!

Темноты немного!

Без этих капель

Из водостока.

Орущей кошке

Верните крышу...

Прошу вас только –

Тише... Тише...

Не бейте веслом

Темень каналов,

Неву оставьте:

Она устала.

- Не пачкайте ночь

Фонарей сором... –

Хрипло дыша,

Шептал Город.

ИГОРЬ ВЛАСЕНКО

Покорённых вершин караваны,

Перевалов глухих синева

И храпящие магмой вулканы

Окружили свои города.

На проснувшейся грозной вершине,

Утонувшей в июльских снегах,

Появляются точки чужие,

Презирая неведомый страх.

Окрылённые зовом скитаний,

Опьянённые звоном зарниц,

Предвкушеньем палящих желаний,

Преступленьем горящих границ

Они ищут среди перевалов

Бесконечно хмельной высоты,

Полыханье седых великанов,

Воплощение блеклой мечты,

Предсказуемость дерзких решений,

Нарушение древних основ,

Наказуемость резких движений.

Разрушение ветхих оков,

Голоса первозданной природы,

Отреченье от мёртвых идей,

Не напрасно прожитые годы

Меж утёсов и лучших друзей.

Языки Lаvы: Литературный альманах. Произведения молодых камчатских поэтов и прозаиков / Вступ. ст., составление, подгот. текста, биограф. справки: М. Б. Машковщева, Г. Баркова, И. Ким, Е. Козиной. – Петропавловск-Камчатский: Типография «ЩОРС!», 2006. – 160 с.

История под названием КамЛитТур закончилась, но книги – процесс бесконечный. Их число только множится. Все они живут на полках нашей библиотеки и мечтают о дне, когда их возьмет читатель. Может, это будете Вы?