Товарищ и сослуживец попросил съездить с ним на его малую родину в белорусскую деревню и помочь в некоторых делах. Я дважды уже бывал у наших соседей, но оба раза в Минске и остался в восторге от белорусской столицы. На этот раз меня зачаровала сельская местность и её жители – неутомимые труженики.
За рулëм был я, а поэтому, как водитель, придирчиво оценивал местные дороги и организацию дорожного движения. Правила дорожного движения несколько другие: нештрафуемое превышение скорости 10 км (об этом я узнал на полпути), дополнительные знаки (внимание, опасное место), камер видеофиксации мало: на региональных (внутрирайонных) дорогах я их не встретил ни одной, только на дорогах республиканского значения. Причём почти все камеры установлены сразу за знаком о видеофиксации, не далее 50 метров. Камеры большого размера, предполагаю, что они белорусского производства. Скоростной режим белорусы соблюдают, нарушающих там очень мало. И что удивило, большинство нарушителей – водители маршруток Минск – Витебск.
67 км республиканской дороги Минск – Витебск – это четырёхполосная скоростная магистраль с разрешённой скоростью 100–120 км/час. Часть этой трассы бетонная, часть асфальтирована. Бетонное покрытие более шумное и тряское, но, возможно, оно практичнее в строительстве и эксплуатации (вероятно, дешевле, прочнее, длиннее межремонтные сроки и пр.). Строительство скоростной магистрали продолжается и с одним, и с другим покрытием на разных участках. Такая же скоростная магистраль уходит из Минска на юг, и это тоже частично бетонка, частично асфальт.
Вдоль дорог везде инсталляции на национальную тему, созданные из рулонных тюков сена или соломы в упаковке и без неё, с лозунгами и надписями типа «Я люблю Беларусь!» – красиво, патриотично и малозатратно. Межрайонные (сельские) дороги хорошие, и асфальт проложен ко всем деревням и даже ко всем без исключения фермам.
Побывал в двух районах – Копыльском и Клецком. Районные центры как конфетки – аккуратные, красивые, чистенькие, с ухоженными зданиями и домовладениями, с множеством цветников и газонов, с ровными свеженькими асфальтными дорогами и тротуарами из плитки. Много малых архитектурных форм, украшающих и подчёркивающих как общественные, так и частные территории.
Поля обрабатываются, но убрано пока ещё не всё: кукуруза, сахарная свёкла, картофель. В сельской местности очень много ферм, большинство, если не все, молочно-товарные. Встречались тучные стада бурёнок на выпасе, но в основном там стойловое содержание КРС. Фермы встречались и современные, но большинство этих сооружений ещё советских времён. При этом все фермы чистенькие, беленькие, огороженные, ни одного покосившегося здания или забора. В один из ясных осенних дней при виде такого умиротворяющего сельского пейзажа – поля, фермы, бурёнки –такая ностальгии проснулась: ну Краснодарский край, да и только, очень похоже на мою родину! А тут ещё перед нами выехала яркая блестящая автоцистерна «Молоко», и мне так молока захотелось, что я не выдержал и в первом же магазине его купил. Да, не цельное молоко, пастеризованное, но очень вкусное.
Комбайны и трактора, навесное оборудование к ним – на 90% всё белорусское («Гомсельмаш», «Полесье» и др.), повстречалась лишь пара стареньких комбайнов «Ростсельмаш».
В лесах тоже кипит работа: работники лесхозов убирают ветровальный лес, распиливая его и вытаскивая к дорогам. Сваленные ветром деревья в лесу не оставляют, иначе на них разведётся короед, другие лесные паразиты и быстро заразится здоровый лес.
Церкви и костëлы украшают города и сёла, православные и католики живут вместе и никто никому не мешает. Дедушка Ленин тоже на месте.
Курс белорусского рубля: 1 бр. = 36 рр. Но это официальный курс при обмене в банке. В магазинах, если сравнивать наши цены с белорусскими, стоимость 1 бр. получается меньше, примерно 30 рр. Везде принимают российскую карту «Мир» и в эсэмэске о платеже указывается оплаченная сумма как в российских рублях, так и в белорусских – очень удобно для сравнения.
Ассортимент продуктов большой, особенно мясной (колбасы, копчёности и пр.) и молочной продукции. Цены на продукты примерно такие же, как и у нас: что-то чуть дороже, что-то чуть дешевле. Например, хлеб в магазине районного центра стоит от 90 коп. до 1 руб. 80 коп. за стандартный «кирпичик», 1 кг картофеля – от 1 руб. до 2 руб. Минимальная пенсия – 600 руб. Заработная плата продавцов, поваров, кондитеров – 1000–1300 руб. (объявление «Требуется» в супермаркете PT GIPPO на выезде из города Минска). А вот что дороже в Белоруссии, так это бензин: 1 литр АИ-92 стоит 2 руб. 50 коп., 1 литр АИ-95 – 2 руб. 60 коп., дизельное топливо – 1 литр – 2 руб. 60 коп. И везде, на всех заправочных станциях, стоимость одинаковая – что в Минске, что в сельской местности.
Отправляясь в Белоруссию, решил оттуда заодно привезти 100–150 кг картофеля для личного употребления, ведь республика всегда им славилась – и качеством, и приемлемой ценой. Но, как оказалось, привезти картофель оттуда – очень непросто, почти невозможно... Но об этом рассказ отдельный.